Решение №037/06/33-167/2023 (07-15/2023-082) Признать жалобу ООО «АПгрейт» на действия ОБУЗ «ГКБ №3 г. Ив... от 28 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-167/2023 (07-15/2023-082)

 

Дата оглашения решения: 23 марта 2023 года                                                    город Иваново

Дата изготовления решения: 28 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

 

членов Комиссии: «…»

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «АПгрейт» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

 в отсутствие представителей ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» (далее – Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица своевременно уведомлены о принятии жалобы к рассмотрению, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу ООО «АПгрейт» на действия ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение 0133200001723000259), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АПгрейт» на действия ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение 0133200001723000259).

 

В первом доводе жалобы Общество указывает, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя - Fujifilm.

В частности, на это указывают такие характеристики и их значения видеопроцессора, как:

- наличие поддержка стандарта Full HD для вывода изображения на монитор;

- наличие регулировки режимов фотометрии IRIS диафрагмы автоматически, по среднему и пиковому значению кнопкой на передней панели;

- наличие кнопки для активации режима безопасного извлечения эндоскопа на передней панели;

- наличие функции записи стоп-кадров изображения с различным уровнем компрессии сохраняемого изображения;

- наличие USB-порта на лицевой панели для подключения USB-носителей;

- наличие разъёма для удалённого управления периферийным устройством;

- наличие возможности интеграции в сеть стандарта DICOM.

Заказчик взял формулировки «Full HD», «фотометрия IRIS», «управление периферийным устройством», «сеть стандарта DICOM» у данного производителя, тем самым не позволяя предложить к поставке оборудование производителя Olimpus.  В инструкции на видеопроцессор у данного производителя нет таких формулировок и это не позволит предоставить документальное удостоверение Заказчику о соответствии поставляемого товара характеристикам, указанным в описании объекта закупки.

 

Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушены положения ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования» (далее - ГОСТ Р 55719-2013), а именно принцип определённости.

Во-первых, Заказчик использует формулировки характеристик конкретного производителя.

Во-вторых, в описании объекта закупки извещения о проведении закупки при обосновании указанных в первом доводе жалобы характеристик, Заказчик указывает недостаточно определённые данные, насколько оптимальным становится использование видеопроцессора с данными характеристиками.

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «АПгрейт», ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» документы, заслушав представителя Общества, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

01.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001723000259 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования. 01.03.2023 в извещение о проведении закупки были внесены изменения по предписанию Ивановского УФАС России б/н от 17.02.2023.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, а также внесенными в него изменениями и протоколами, составленными в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 10 470 159,13 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 16.03.2023 08:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)     20.03.2023;

– согласно протоколу подачи ценовых предложений от 16.03.2023 №ЦПА2 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки поступили следующие минимальные предложения о цене контракта.

 

Идентификационный
номер заявки

Предложения о цене контракта,
ранжированные по мере убывания

Тип цены

Процент
снижения

Дата и время поступления
ценового предложения

Дата и время подачи
заявки

Порядковый номер заявки,
присвоенный оператором

69

6500000.00

понижение

37.92 %

16.03.2023 11:02:39

15.03.2023 23:03:16

1

16

6597649.20

понижение

36.99 %

16.03.2023 10:59:29

10.03.2023 12:08:25

2

176

9100000.00

понижение

13.09 %

16.03.2023 10:16:03

15.03.2023 19:55:58

3

 

– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2023 №ИЭА2 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано три заявки с идентификационными номерами 69 (ООО «АПГрейт»), 176 (ООО «НЕВАРОСТМЕД»), 16 (ООО «МЕДТЕХЛИЗИНГ»); два участника закупки, а также их заявки на участие в электронном аукционе с идентификационными номерами 16, 176, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Заявка участника закупки с идентификационным номером 69 (ООО «АПГрейт») была отклонена на основании пп. «а» п. 2 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, а именно не представлены характеристики товара, установленные в описании объекта закупки - «Спецификация»: «Видеовыходы цифровые стандарта», «Эндоскопический источник света», «Время работы лампы, ч», «Тип лампы». Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 16 (ООО «МЕДТЕХЛИЗИНГ»).

 

Первый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда №09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу №А40-40590/19.

В описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона указаны, в том числе, следующие характеристики закупаемого товара.

 

№ пункта

Наименование показателя (характеристика) товара

Значения показателя (характеристики) товара

Обоснование применения использования показателей

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеопроцессор эндоскопический

1 шт.

Соответствие

Поддержка стандарта Full HD для вывода изображения на монитор

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для обеспечения высокого качества передачи видеоинформации при выводе на монитор

Регулировка режимов фотометрии IRIS диафрагмы автоматически, по среднему и пиковому значению кнопкой на передней панели.

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014(Пункт 4.2.4) Для получения видеоэндоскопического изображения оптимальной освещённости

Кнопка для активации режима безопасного извлечения эндоскопа на передней панели

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для сокращения времени на смену эндоскопа

Функция записи  стоп-кадров изображения с различным уровнем компрессии сохраняемого изображения

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для оптимизации хранения данных исследований в зависимости от типа носителя и уровня детализации изображения

Наличие USB-порта на лицевой панели для подключения USB-носителей

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для оптимизации хранения данных исследований в зависимости от типа носителя и уровня детализации изображения

Разъём для удалённого управления периферийным устройством, шт.

Не менее 2

Инструкция

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.3.1) Для возможности использования дополнительного оборудования

Возможность интеграции в сеть стандарта DICOM

Наличие

Соответствие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для систематизированного хранения данных исследований в ПАКС

 

В пояснениях Заказчика, направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №492 от 22.03.2023, указано, что характеристикам, установленным в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, соответствует товар двух производителей Olympus (модель CV-190) и FujiFilm (модель EP-6000). В подтверждение своих доводов Заказчик привел выписки из руководств по эксплуатации данных моделей по каждой характеристике, указанной Заявителем в жалобе.

Кроме того, в своих пояснениях Заказчик также указал, что термин «фотометрия» довольно широкий, и в настоящее время используется, например, при описании прибора и его технической особенности измерять/дозировать свет, а, следовательно, уменьшать, или увеличивать яркость. Таким образом, когда мы говорим о «режимах фотометрии», мы говорим о режимах, регулирующих настройку яркости аппарата.

Full HD не является уникальной характеристикой и встречается у целого ряда производителей экспертного эндоскопического оборудования.

Запись стоп-кадров с различным уровнем компрессии – важный параметр системы, т.к. позволяет записать стоп-кадры для различных целей. Например, кадры без сжатия имеют большой вес, но хорошее разрешение, с сохранением более мелких деталей, сжатые кадры имеют худшее разрешение, но могут быть сохранены в большем количестве.

Наличие USB-порта на лицевой панели – крайне важный клинический параметр видеоэндоскопического центра. Наличие такого порта позволяет отделению в любой момент времени подсоединить распространенный в настоящее время USB-носитель (USB-флеш-накопитель), записать на него нужную информацию и доставить данный компактный носитель в любое место ЛПУ.

Периферийное устройство – это общее понятие, к периферийным устройствам относят вспомогательное оборудование. Вспомогательным оборудованием в случае эндоскопического процессора может быть, например, принтер.

DICOM (цифровые изображения и коммуникации в медицине) является международным стандартом для передачи, хранения, извлечения, печати, обработки и отображения медицинской информации о визуализации и является основным стандартом медицинской визуализации, принятым во всем здравоохранении.

Как было установлено, в руководстве по эксплуатации модели CV-190 производителя Olympus не содержатся такие характеристики, как «Full HD», «фотометрия IRIS», «удалённое управление периферийным устройством», но присутствуют характеристики, отдаленно указывающие на перечисленные характеристики «подача на выход видеосигнала 1920х1080», «кнопка режима ирисовой диафрагмы», «удаленное управление видеопринтером» соответственно. Вместе с тем, доказательств того, что это одни и те же характеристики Заказчиком не приведено.

Указание в описании объекта закупки извещения о проведении закупки названий характеристик конкретного производителя недопустимо, так как при поставке товара других производителей, товар может быть не принят, так как подтвердить, что, например, «кнопка режима ирисовой диафрагмы» это «фотометрия IRIS» не представляется возможным.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что под все характеристики видепроцессора, установленные в извещении о закупке, подходит медицинское оборудование только одного производителя – Fujifilm, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

В пояснениях, направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №492 от 22.03.2023, Заказчик указал, что ГОСТ Р 55719-2013 не распространяется на деятельность Заказчика, так как в соответствии с подпунктом 2.3 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановление Правительства Ивановской области от 30 января 2023 г. №24-п ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» отнесено ко второму уровню медицинских организаций, т.е. является медицинской организацией, имеющей в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающая преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований Ивановской области по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры. То есть Заказчик не может закупать высокотехнологичное оборудование, так как Заказчик не является медицинской организацией оказывающий высокотехнологичную медицинскую помощь.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п. 1 ГОСТ Р 55719-2013 настоящий стандарт распространяется на торги по государственным и муниципальным закупкам высокотехнологического медицинского оборудования (далее – ВМО) для оказания медицинской помощи.

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 55719-2013 при составлении ТЗ заказчик должен определить характер потребности в том или ином виде ВМО, его качественные и функциональные характеристики.

При составлении ТЗ следует руководствоваться следующими основными принципами:

- принципом определенности;

- принципом разумности детализации требований.

 

Согласно Приказу Минпромторга России от 17.02.2020 №521 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» критериями отнесения товаров, работ и услуг к высокотехнологичной продукции являются, в том числе, новизна товара и использование при изготовлении товара, выполнении работы, оказании услуги сложных технологий.

ГОСТ Р 55719-2013 не устанавливает запрет медицинским организациям, не оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, закупать ВМО.

Согласно пояснениям представителя Общества, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, закупаемое Заказчиком оборудование относится к высокотехнологичному. Доказательств обратного Заказчиком представлено не было.

Таким образом, ГОСТ Р 55719-2013 должен быть использован Заказчиком при описании объекта закупки.

Как было установлено, Заказчик использует формулировки (названия) характеристик конкретного производителя, и в своих возражениях не приводит обоснование излишней детализации указанных характеристик, в том числе, насколько оптимальным становится использование видеопроцессора с данными характеристиками, чем нарушает принципы определенности и разумности детализации требований, установленные ГОСТ Р 55719-2013, а также п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «АПгрейт» на действия ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (извещение 0133200001723000259) обоснованной.
  2. Установить в действиях ОБУЗ «ГКБ №3 г. Иванова» нарушения п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны