Решение №037/06/54.3-383/2021 (07-15/2021-189) 1. Признать жалобу ООО «ВладИнжиниринг-Групп» на действия Ад... от 23 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/54.3-383/2021 (07-15/2021-189)

 

Дата оглашения решения: 20 июля 2021 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 23 июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»

 

при участии представителей:

– ООО «ВладИнжиниринг-Групп» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

– Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее – Заказчик) – «…»,

 

рассмотрев жалобу ООО «ВладИнжиниринг-Групп» на действия Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения г. Фурманов (извещение №0133300015621000022), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.07.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ВладИнжиниринг-Групп» на действия Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения г. Фурманов (извещение №0133300015621000022).

 

Согласно первому доводу жалобы Общества Заказчик в документации о закупке установил такой нестоимостной критерий оценки заявок участников, как «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а также показатель указанного нестоимостного критерия «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (НЦБi1)».

При этом под сопоставимостью Заказчик понимает наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Вместе с тем, учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых соблюдаются, в том числе следующие условия: количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии)  при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных)  контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена каждого контракта не менее 23 885 037 (двадцать три миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч тридцать семь) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 1 468 штук. Указанный показатель не предусматривает учет опыта исполнения контрактов/договоров, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов.

 

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в документации о закупке установлен такой показатель нестоимостного критерия оценки заявок участников, как «Наличие финансовых ресурсов». При этом в документации о закупке отсутствует указание на необходимое Заказчику максимальное количественное значение указанного показателя.

 

Согласно третьему доводу Общества Заказчиком включены в объект закупки такие работы как «установка дополнительных кронштейнов – не более 50 шт.» При этом такие работы не относятся к работам по комплексу мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения, функционально и технически не связаны между собой. Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки указанные работы.

 

Согласно четвертому доводу жалобы Заявителя в документации о закупке установлено такое требование к светильникам, как «вид климатического исполнения – не ниже У1», для которых рабочее значение температуры составляет от  +40°С до –50°С, а предельное рабочее от +45°С до –50°С.  Указанное требование содержится в ГОСТ 15150-69 «Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» (далее – ГОСТ 15150-69). Также в ГОСТ 15150-69 содержится условие, что для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше, чем указано в табл. 3 для изделий категории 1, на следующую величину: для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, – на 15 °С. Данное обязательное требование ГОСТ 15150-69 Заказчиком в документации о закупке не установлено.

 

В пятом доводе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлено следующее требование к светильникам: «коэффициент пульсации – не более 5%». В п. 25 Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 №2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (далее – Постановление Правительства №2255) коэффициент пульсации светового потока светильников со светодиодами и электронными источниками питания (статическими электрическими преобразователями) для целей наружного утилитарного освещения должен составлять – не более 15%. Заказчиком в документации о закупке не приведено обоснование сужения интервала данной характеристики.

 

Согласно шестому доводу Заявителя в документации о закупке Заказчиком неправомерно предусмотрена возможность  изменения существенного условия контракта (цены контракта) поскольку процент экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса в силу Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» не может изменяться.

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «ВладИнжиниринг-Групп», Администрацией Фурмановского муниципального района Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

15.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133300015621000022 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения г. Фурманов. В извещение о проведении электронного аукциона, документацию о закупке 31.03.2021, 30.04.2021, 11.05.2021, 28.06.2021, 14.07.2021 были внесены изменения, в том числе по предписаниям Ивановского УФАС России.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, документацией о закупке, внесенными в них изменениями:

начальная (максимальная) цена контракта – 47 770 075,5 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 09.08.2021 08:00.

 

Первый и второй доводы жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 (далее – Правила оценки заявок).

В соответствии с п. 10, 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. 7, 18 раздела II «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения г. Фурманов, целью проведения которых является снижение потребления электроэнергии на уличного освещение не менее чем на 50%.

В Приложении 1 к разделу II «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» документации о закупке установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки.

Так, нестоимостным критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме является «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Величина значимости критерия 40%.

Оценка заявок по указанному критерию определяется по следующим показателям:

1) Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

2) Наличие финансовых ресурсов.

 

1) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии)  при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных)  контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена каждого контракта не менее 23 885 037 (двадцать три миллиона восемьсот восемьдесят пять тысяч тридцать семь) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 1 468 штук;

2) договор (контракт) не должен быть расторгнут на день подачи заявки;

3) выполнение всех энергосервисных мероприятий, предусмотренных договором (контрактом), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом) и свидетельствуют о приемке заказчиком энергосервисных мероприятий, заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки;

4) достижение доли размера экономии электрической энергии в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в договоре (контракте), должно быть подтверждено копиями документов, которые предусмотрены этим договором (контрактом), заверенных подписью и печатью (в случае наличия) участника закупки.

Значимость показателя –50%, коэффициент значимости показателя (КЗ1п) – 0,5.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi1), определяется по формуле:

НЦБi1 = КЗ1п x 100 x (Кi / Кmax),

где:

КЗ1п - коэффициент значимости показателя.

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Сведения об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема рекомендуется оформить в соответствии с Разделом IV Конкурсной документации «Образцы форм документов для заполнения участниками конкурса».

Если сведения по показателю(ям) не подтверждены документально в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсная комиссия присваивает 0 баллов.

 

2) Показатель «Наличие финансовых ресурсов» (НЦБi2).

По показателю «Наличие финансовых ресурсов» оценивается размер финансовых ресурсов, который определяется в рублях, которые будут использоваться при исполении данного контракта. На основании представленной участником конкурса в составе заявки справки о наличии финансовых ресурсов (составленной в произвольной форме), с приложением документов подтверждающих размер финансовых ресурсов, которыми располагает участник конкурса. Источником формирования финансовых ресурсов могут являться собственные и/или привлеченные, в том числе кредитные, заемные средства, в том числе (овердрафт, кредитная линия и пр.).

Для оценки заявок по показателю «Наличие финансовых ресурсов» участниками конкурса в заявке на участие в конкурсе прикладываются документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса:

- справка о наличии финансовых ресурсов, составленная в произвольной форме с подписью руководителя или иного уполномоченного лица (с подтверждением полномочий) и печатью (при наличии), с приложением копий подтверждающих документов (справки об остатках средств на счетах полученной от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а, полученной не ранее 5 (пяти) дней до дня подачи заявки участником.

- для индивидуальных предпринимателей - справки об остатках средств на счетах полученной от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а, полученной не ранее 5 (пяти) дней до дня подачи заявки участником.

- для физических лиц - справки об остатках средств на счетах полученной от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а, полученной не ранее 5 (пяти) дней до дня подачи заявки участником.

В случае, если размер финансовых ресурсов, указанный в справке о наличии финансовых ресурсов, составленной в произвольной форме, не соответствует размеру финансовых ресурсов, указанному в подтверждающих документах (справках об остатках средств на счетах, полученных от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а), к оценке принимаются финансовые ресурсы в размере, указанном в подтверждающих документах (справках об остатках средств на счетах, полученных от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а).

Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе документов по показателю «Наличие финансовых ресурсов», подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям конкурсной документации, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).

Значимость показателя – 50%, коэффициент значимости показателя (КЗ2п) – 0,5.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi3), определяется по формуле:

НЦБi2=КЗ2пх100 х (Кi/Кmax),

где:

КЗ2п – коэффициент значимости показателя.

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Стоимость основных средств участника закупки будет определяться на основании документов, содержащихся во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а именно копии бухгалтерского баланса с отметкой о принятии в налоговом органе.

При отсутствии документов, позволяющих определить стоимость основных средств участника закупки, заявке оцениваемой по данному показателю присуждается 0 баллов.

 

Согласно пояснениям Заказчика по первому и второму доводам жалобы Заявителя, а также пояснениям представителей Заказчика при рассмотрении жалобы Комиссией Ивановского УФАС России, целью энергосервисного контракта является достижение определённой в нем величины экономии энергетических ресурсов. Именно опыт достижения размера экономии электрической энергии в натуральном выражении наиболее сопоставим с предметом закупки.

Для оценки заявок по показателю «Наличие финансовых ресурсов» Заказчик не устанавливает максимальное значение показателя ввиду того, что Заказчику невозможно определить размер финансовых ресурсов исполнителя контракта, достаточного для данной закупки, так как все участники закупки обладают разным опытом и разными финансовыми ресурсами.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает, что при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность Заказчика.

Таким образом, для подтверждения опыта участника необходимо устанавливать не только наличие опыта реализации энергосервисных контрактов, но и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. Данный вывод Комиссии Ивановского УФАС России подтверждается, в том числе письмом ФАС России от 16.09.2020 №ИА/80326/20 «По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергосервисных мероприятий».

По показателю «Наличие финансовых ресурсов» Комиссия Ивановского УФАС России считает, что для оценки заявок (предложений) по рассматриваемому нестоимостному показателю Заказчик имеет возможность установить предельно необходимое (максимальное) количественное значение финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ в рамках исполнения контракта.

Отсутствие максимального количественного значения по показателю «Наличие финансовых ресурсов», а именно предельного размера финансовых ресурсов, в количестве необходимом для выполнения работ в рамках исполнения контракта, может привести к тому, что участник закупки со значительно высоким размером финансовых ресурсов (например, в 200 000 000 руб.) наберет больше баллов, чем участник, имеющий размер финансовых ресурсов намного меньше (например, 50 000 000 руб.), но достаточный, чтобы исполнить контракт с ценой, не более
47 770 075,5 руб.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что в документации о закупке Заказчиком были установлены показатели оценки заявок на участие в закупке по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования  и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», не позволяющие определить наилучшие условия исполнения контракта и которые не позволяют достигнуть заданные результаты обеспечения нужд Заказчика.

Данный факт свидетельствует о неустановлении надлежащего порядка оценки заявок на участие в закупке и нарушает положения ч. 1 ст. 12, ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В части II «Описание объекта закупки» документации о закупке Заказчиком установлено требование об установке дополнительных кронштейнов (место установки и точное количество определяется по согласованию с Заказчиком) в количестве не более 50 штук.

Согласно пояснениям Заказчика по третьему доводу жалобы Заявителя, а также пояснениям представителей Заказчика при рассмотрении жалобы Комиссией Ивановского УФАС России, в целях обеспечения безопасности при комплексном выполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также для исключения монтажа новых светодиодных светильников на существующие кронштейны, которые по каким-либо причинам не позволяют осуществить монтаж нового светильника, документацией о закупке предусмотрена установка дополнительных кронштейнов в количестве не более 50 шт. Данное требование не накладывает обязательств по установке таких кронштейнов, так как  используемая формулировка «не более» предполагает, что участником закупки может быть предложено к установке ноль штук кронштейнов. Кроме того, в соответствии с п. 3.3 проекта контракта документации о закупке Заказчик гарантирует, что в отношении Объекта до даты заключения настоящего Контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех требований действующего законодательства Российской Федерации, строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ), установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимам и параметрам эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения (в том числе в части наличия опор освещения с нарушением требований строительных норм и правил, иных актов).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные работы – установка дополнительных кронштейнов и установка светильников, так как без кронштейнов светильники функционировать не смогут. Такое объединение соответствует требованиям ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что установка кронштейнов может не понадобиться и участник может не указывать количество кронштейнов в заявке, а также то, что в случае необходимости установки кронштейнов такая установка будет проводиться за счет дополнительных средств Заказчика, указанное в документации о закупке требование об установке дополнительных кронштейнов в количестве не более 50 штук, может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки. Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанная формулировка некорректна и должна быть изменена.

 

Четвертый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части II «Описание объекта закупки» документации о закупке, Заказчиком установлено требование к светильникам «Вид климатического исполнения – не ниже У1».

Требования к виду климатического исполнения установлены ГОСТ 15150-69 «Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» (далее – ГОСТ 15150-69).

В таблице 3 ГОСТ 15150-69 указаны следующие значения температуры окружающего воздуха для каждого вида климатического исполнения.

 

Исполнение изделий

Категория изделий

Значение температуры воздуха при эксплуатации, °С

Рабочее

Предельное рабочее

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

У, ТУ

1; 1.1; 2; 2.1; 3

+40

–45

+45

–50

 

В примечании к таблице указано, что для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше, чем указано в таблице 3 для изделий категории 1, на следующие величины:

для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, - на 15 °С;

для поверхностей, имеющих иной, кроме белого или серебристо-белого, цвет - на 30 °С.

 

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что в документации о закупке не установлено требование к цвету светильников, а также требование к конкретному виду изделия. Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что установление в документации о закупке вида климатического изделия является указанием на диапазон температур, при котором закупаемое оборудование может исправно работать.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что не все производители указывают на официальных сайтах или в паспортах на светильники вид климатического исполнения.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено надлежащее обоснование того, что отсутствие в документации о закупке указанного выше требования ГОСТ 15150-69 нарушает действующее законодательство и права участников закупки.

Таким образом Комиссия Ивановского УФАС России считает данный довод жалобы Общества недоказанным.

 

Пятый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 Требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 №2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (далее – Требования).

Согласно п. 25 Требований коэффициент пульсации светового потока светильников со светодиодами и электронными источниками питания (статическими электрическими преобразователями) для целей наружного утилитарного освещения должен составлять – не более 15 процентов.

Заказчиком в документации о закупке установлено требование к светильникам «коэффициент пульсации – не более 5%».

Согласно пояснениям Заказчика по пятому доводу жалобы Общества, а также пояснениям представителей Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, установленный Заказчиком диапазон значения коэффициента пульсации в документации о закупке не превышает диапазон значения коэффициента пульсации, установленный Требованиями.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заказчиком при составлении описания объекта закупки не использовалось установленное Требованиями значение коэффициента пульсации для целей наружного утилитарного освещения, при этом в документации о закупке не содержится обоснование необходимости сужения рассматриваемого диапазона значения, установленного законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Шестой довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Согласно ч. 15 ст. 108 Закона о контрактной системе при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном п.п. 1 и 3 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

В п. 20 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» документации о закупке указано, что цена контракта является твердой и не может изменяться в процессе его исполнения, за исключением следующего случая: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

Кроме того, п. 7.1 проекта контракта установлено, что цена настоящего Контракта определена в виде процента экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетического ресурса в денежном выражении (далее – процент экономии). Процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения настоящего Контракта.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что условие п. 20 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ВладИнжиниринг-Групп» на действия Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения г. Фурманов (извещение №0133300015621000022) обоснованной в части первого, второго и пятого доводов жалобы.

2. Установить в действиях Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области нарушение ч. 1 ст. 12, ч. 8 ст. 32, п. 2 ч. 1 ст. 33, п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии    

Связанные организации

Связанные организации не указаны