Решение б/н Решение по делу №02-30/003 (ответчик - ТУ Росимущества в Ива... от 4 апреля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "30" марта 2011 г.                            город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "04" апреля 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/003, возбужденное по признакам нарушения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (153012, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с тем, что в территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее – ТУ Росимущества) сложилась практика заключения договоров без проведения конкурса или аукциона в отношении объектов и имущества гражданской обороны Ивановским УФАС России письмом от 10.12.2010 № 02-30/3561 у ТУ Росимущества были запрошены все договоры, заключенные им в отношении объектов и имущества гражданской обороны за период 2008 – 2010 годы.

 

В ответ (исх. № 04-6846 от 14.01.2011) на запрос Ивановского УФАС России ТУ Росимущества в Ивановской области представило копии договоров в отношении объектов и имущества гражданской обороны, заключенные ТУ Росимущества в Ивановской области в указанный период.

 

В результате анализа предоставленных ТУ Росимущества договоров установлено следующее.

 

ТУ Росимущества заключило с обществом с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ООО «Орион») без проведения торгов в форме конкурса или аукциона договор №02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010 года. Предметом данного договора является ответственное хранение и безвозмездное пользование ООО «Орион» средствами коллективной защиты, указанными в приложении №1 к договору, а именно, встроенным убежищем инвентарный № 62, площадью 1311,8 кв.м., класс А-3, вместимостью 1200.

 

Объект гражданской обороны, переданный в безвозмездное пользование ООО «Орион» является имуществом казны Российской Федерации.

 

В ответе (исх. № 04-6846 от 14.01.2011) на запрос Ивановского УФАС России ТУ Росимущества в Ивановской области сообщило, что данный договор по своей природе является договором ответственного хранения объектов мобилизационного назначения, в соответствии с которым пользователь обеспечивает сохранность защитного сооружения и принимает меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению. По мнению ТУ Росимущества в Ивановской области заключение подобных договоров осуществляется без проведения конкурса или аукциона, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающим размещение заказа на работы по мобилизационной подготовке у единственного поставщика.

 

В письме от 09.03.2011 № 03-873-1 ТУ Росимущества в Ивановской области сообщило, что решение о передаче ООО «Орион» защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер <...> принято на основании заключения Главного управления МЧС России по Ивановской области от 05.08.2010 № 4847-3-2-21 и обращения ООО «Орион» от 28.09.2010 № 02/10. ТУ Росимущества в Ивановской области полагает, что в сферу регулирования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не входят вопросы передачи на ответственное хранение защитных сооружений гражданской обороны. Оспариваемый договор не содержит условий о передаче защитного сооружения для осуществления ООО «Орион» коммерческой деятельности, для использования в интересах экономики и обслуживания населения по назначениям, установленным пунктом 12 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575. Наличие предусмотренной законодательством возможности использования защитных сооружений в мирное время под указанные цели не свидетельствует о том, что по оспариваемому договору ООО «Орион» имеет право пользоваться защитным сооружением для осуществления деятельности, приносящей доход.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 16.03.2011 №02-30/705 у ГУ МЧС России по Ивановской области запрошена информация, необходимая для установления процедуры предоставления имущества гражданской обороны в безвозмездное пользование коммерческой организации.

 

В ответе (исх. № 1486-15-12 от 22.03.2011) на запрос Ивановского УФАС России Главное управление МЧС России по Ивановской области сообщило, что договор №02/10 от 28 сентября 2010 согласован Главным управлением МЧС России по Ивановской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Контрольно-ревизионные мероприятия, предшествующие заключению договора, ГУ МЧС России по Ивановской области не проводились, поскольку пунктом 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 решение данных вопросов не входит в полномочия ГУ МЧС России по Ивановской области.

 

В результате анализа, представленных ТУ Росимущества в Ивановской области, Главным управлением МЧС России по Ивановской области и ООО «Орион» документов, установлено следующее.

 

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества №04-716 от 21.02.2011 «Встроенное нежилое помещение – защитное сооружение, ВУ, класса А-III (Литера Г))», встроенное убежище общей площадью 1311,8 кв.м., реестровый номер федерального имущества П13390000135, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141 Б, является собственностью Российской Федерации.

 

Договор №02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно представленным пояснениям, заключен без проведения торгов в форме конкурса или аукциона. В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 данного договора, имущество гражданской обороны передается ООО «Орион» в безвозмездное пользование, спорный договор является договором безвозмездного пользования. Кроме того, о безвозмездном характере договора свидетельствует и то, что он не содержит каких-либо условий о его возмездности.

 

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

 

В Ивановское УФАС России не поступало заявлений от ТУ Росимущества в Ивановской области о даче согласия антимонопольного органа на предоставление преференции в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 

Кроме того, спорный договор не подпадает под исключения, предусмотренные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющие уполномоченному органу заключить договор безвозмездного пользования государственным имуществом с тем или иным хозяйствующим субъектом без проведения конкурса или аукциона.

 

В связи с тем, что ТУ Росимущества в Ивановской области передало ООО «Орион» по договору №02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010 имущество гражданской обороны инвентарный номер <...> без проведения конкурса или аукциона, действия ТУ Росимущества в Ивановской области по заключению данного договора, содержат  признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 09.02.2011 № 16 возбуждено дело № 02-30/003 по признакам нарушения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В ответе (исх. № 04-716 от 21.02.2011) на запрос Ивановского УФАС России ТУ Росимущества в Ивановской области сообщило, что защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141 – Б на момент приватизации «Ивановского ордена Ленина камвольного комбината им. В.И. Ленина» находилось на балансе данного государственного предприятия. Спорный объект гражданской обороны не вошел в уставный капитал АООТ «Ивановский камвольный комбинат». 29.04.1996 Комитет по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области заключил договор № 08/96 с АООТ «Ивановский камвольный комбинат». В связи с ликвидацией данного общества и на основании обращения конкурсного управляющего от 20.12.2004 № 1-09-350 ТУ Росимущества в Ивановской области с учетом заключения ГУ МЧС России по Ивановской области от 20.01.2004 был заключен договор от 21.02.2005 № 03/05 с ООО «Русский шоколад-Иваново», затем договор от 25.03.2008 № 04/05 с ООО «Ситиэнерго». В связи со сменой собственника здания, в котором расположен встроенный объект гражданской обороны, на основании обращений ООО «Ситиэнерго» от 11.08.2010 № 3 и ООО «Орион» от 14.07.2009 № 14/07, заключения ГУ МЧС России по Ивановской области от 05.08.2010 № 4847-3-2-21 с ООО «Орион» заключен договор от 28.09.2010 № 02/10.

 

Письмом от 25.03.2011 № 3/11 ООО «Орион» сообщило следующее. ООО «Орион» ранее являлось собственником недвижимого имущества, а именно, нежилых помещений с 1 по 3 этаж, площадью 3769,9 кв.м. и 633,3 кв.м. по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141-Б, которые располагались в административном здании, площадью 5720,1 кв.м. Также в указанном здании, в подвальных помещениях (помещение по плану строения № 1001, № 43) площадью 1350,6 кв.м. расположено защитное сооружение гражданской обороны. Данное здание находится на земельном участке, площадью 6605 кв.м. с кадастровым номером 37:24:010450:35, права на который у ООО «Орион» не были оформлены. ООО «Орион» с целью оформления права аренды на указанный участок, письмом от 14.07.2010 № 14/07 обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с просьбой рассмотреть возможность подписания соглашения о порядке пользования данным земельным участком. Отсутствие надлежащим образом урегулированных прав на земельный участок, лишало ООО «Орион», как собственника недвижимого имущества, права распоряжаться принадлежащим ему имуществом и влекло значительные убытки. ТУ Росимущества в Ивановской области в ответ на просьбу ООО «Орион» письмом от 23.07.2010 № 12-4325 сообщило, что для подписания соглашения о пользовании земельным участком ООО «Орион» необходимо обратиться в ГУ МЧС России по Ивановской области с целью заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. Указанный договор был заключен 28.09.2010. В дальнейшем ООО «Орион» продало принадлежащие ему нежилые помещения обществу с ограниченной ответственностью «Ивпроминвест», что подтверждается договором купли-продажи недвижимости № 1/11 от 27.01.2011. 09.03.2011 ООО «Орион» обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с просьбой расторгнуть договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны № 02/10 от 28.09.2010, вследствие чего Распоряжением ТУ Росимущества в Ивановской области № 77 от 10.03.2011 данный договор был расторгнут.

 

На заседании Комиссии от 30.03.2011 представитель ТУ Росимущества в Ивановской области нарушение антимонопольного законодательства не признала. Дополнительно пояснила следующее. Арендным предприятием «Ивановский камвольный комбинат» на основании договора аренды № 91 от 16.07.1991 и договора о выкупе имущества арендного предприятия камвольный комбинат от 07.04.1992 выкуплено имущество арендного предприятия, в том числе и здание, в котором расположено встроенное защитное сооружение № 62. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2008 ООО «Орион» являлось собственником данного здания и соответственно правопреемником арендного предприятия в части обязанностей в отношении данного защитного сооружения. Пунктом 3 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, предусмотрена необходимость заключения с правопреемником по установленной форме договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, в случае выкупа государственного имущества по договорам аренды с правом выкупа. Договор №02/10 от 28.09.2010 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны не является договором аренды, а представляет собой договор хранения. Вследствие этого, по мнению ТУ Росимущества в Ивановской области, на данные правоотношения не распространяется действие Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Кроме того, представитель ТУ Росимущества в Ивановской области сообщила, что Распоряжением ТУ Росимущества в Ивановской области от 10.03.2011 № 77 спорный договор расторгнут, переданное имущество гражданской обороны возвращено по акту приема-передачи от 16.03.2011.

 

На заседании Комиссии от 30.03.2011 представитель ГУ МЧС России по Ивановской области пояснила, что согласование договоров о передаче в пользование объектов гражданской обороны входит в компетенцию Главного управления МЧС России по Ивановской области. ГУ МЧС России по Ивановской области согласовывает все договоры, предметом которых являются защитные сооружения. Все оригиналы заключений находятся в ТУ Росимущества в Ивановской области. Данные заключения указывают лишь на то, что определенное имущество является объектом гражданской обороны и его разрешается использовать по предусмотренному действующим законодательством назначению. Кроме того, ТУ Росимущества в Ивановской области вправе заключать подобные договоры не только с организациями, которые указаны ГУ МЧС России по Ивановской области в соответствующем заключении на объект гражданской обороны, но и с другими юридическими лицами. При этом соответствующая организация должна обеспечить сотрудникам ГУ МЧС России допуск к объектам гражданской обороны.

 

Представитель ООО «Орион» на рассмотрение дела №02-30/003 не явился, Общество ходатайствовало о рассмотрении дела в  отсутствие его представителя.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ответчика и заинтересованного лица по делу, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

 

Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации согласно пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 4.1 «Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области», утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 года № 49, территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 

Функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере в соответствии с пунктом 1, пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, осуществляет федеральный орган исполнительной власти - МЧС России.

 

Таким образом, при наличии согласия правомочных государственных органов о возможности передачи объекта гражданской обороны для использования в мирное время по предусмотренному правовыми актами назначению, территориальное управление Росимущества обладает полномочиями по передаче объектов гражданской обороны в безвозмездное пользование юридическим лицам, при условии соблюдения установленной действующим законодательством процедуры заключения подобных договоров.

 

Заключение спорного договора с коммерческой организацией согласовано с Начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области, о чем свидетельствует соответствующая отметка в договоре. При этом данный договор заключен с нарушением предусмотренной действующим законодательством процедуры в силу следующего.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

 

Рассматриваемый договор является договором безвозмездного пользования. Объект гражданской обороны, переданный ТУ Росимущества в Ивановской области в безвозмездное пользование ООО «Орион», является имуществом казны Российской Федерации, учтен в реестре федерального имущества на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

 

Доводы ТУ Росимущества в Ивановской области о том, что к отношениям, возникшим между территориальным управлением Росимущества и ООО «Орион», вследствие заключения договора № 02/10 от 28.09.2010 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, не применим порядок, установленный статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, не соответствуют действующему законодательству.

 

ООО «Орион» в соответствии с пунктом 5.2 Устава является юридическим лицом с даты его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Целью деятельности ООО «Орион», согласно пункту 6.1 Устава, является получение прибыли в интересах участников общества за счет ведения коммерческой и хозяйственной деятельности в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, ООО «Орион» является хозяйствующим субъектом, на которого распространяется действие Закона о защите конкуренции.

 

Возможность передачи государственного имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурса или аукциона, в качестве исключения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 «О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и сооружений». В соответствии с пунктом 1 данного Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений:

- закрепление их на праве оперативного управления за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями;

- закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями;

- передачу их во владение и (или) в пользование в установленном порядке.

 

ООО «Орион» не относится к числу субъектов, которым территориальный орган Росимущества, руководствуясь данным Постановлением, мог бы без проведения конкурса или аукциона передать соответствующее государственное имущество в безвозмездное пользование, соответственно порядок предоставления государственного имущества, установленный данным нормативно-правовым актом к ООО «Орион» не применим.

 

Доводы ТУ Росимущества в Ивановской области и Главного управления МЧС России по Ивановской области о том, что спорный договор заключен без проведения конкурса или аукциона на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями» (далее – Положение), не состоятельны в силу следующего.

 

Нормы данного Положения связаны с решениями о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, не подлежащие приватизации. На основании указанного Положения объекты гражданской обороны могут передаваться по договору организациям, созданным в процессе приватизации, ответственным за содержание названных объектов.

 

В соответствии с пунктом 1.1 Устава ООО «Орион» создано в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Ланцелот» путем выделения из последнего на основании Решения Общего собрания учредителей.

 

Согласно части 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

 

В связи с тем, что ООО «Орион» согласно его учредительным документам не является организацией, созданной в процессе приватизации, на балансе которой находился указанный объект, применение по аналогии к возникшим правоотношениям положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 в подтверждение правомерности передачи встроенного убежища гражданской обороны в безвозмездное пользование и на хранение ООО «Орион», не может быть признано обоснованным.

 

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ № 17653/08 от 12.05.2009, Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу № А17-3872/2010).

В соответствии с Выпиской из реестра федерального имущества от 21.02.2011 № 04-716 право собственности Российской Федерации на встроенное убежище № 62 возникло на основании плана приватизации ОАО «Ивановский камвольный комбинат».

 

Согласно заключению ГУ МЧС по Ивановской области при приватизации «Ивановского ордена Ленина камвольного комбината им. В.И. Ленина» преобразовании его в акционерное общество открытого типа «Ивановский камвольный комбинат», предприятие Камвольный комбинат имело на своем балансе имущество гражданской обороны – встроенное убежище, класс А-ІІІ, вместимостью 1200. С правопреемником приватизированного предприятия Комитетом по управлению госимуществом администрации Ивановской области заключен договор № 08/96 от 29.04.1996 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Впоследствии АООТ «Ивановский камвольный комбинат» было ликвидировано и с 01.04.2004 по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141 Б зарегистрировано новое юридическое лицо ООО «Русский шоколад-Иваново». 21.02.2005 ТУ Росимущества в Ивановской области заключило договор № 03/05 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с ООО «Русский шоколад – Иваново». В дальнейшем аналогичный договор на данное имущество гражданской обороны был заключен с ООО «Ситиэнерго». В 2010 году ООО «Орион» выкупило у ООО «Ситиэнерго» часть здания (помещения с 1 по 3 этаж), в подвальных помещениях которого располагается имущество гражданской обороны, инвентарный номер <...> .

 

14 июля 2010 ООО «Орион» обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с просьбой заключить соглашение о порядке пользования земельным участком кадастровый № 37:24:010450:35 площадью 6605 кв.м. между собственниками всех строений, расположенных на данном земельном участке.

 

ТУ Росимущества в Ивановской области письмом от 23.07.2010 № 12-4325 сообщило ООО «Орион» о том, что вопрос заключения соглашения о порядке пользования данным земельным участком может быть рассмотрен ТУ Росимущества в Ивановской области только после оформления правоотношений на объекты имущества гражданской обороны, для чего ТУ Росимущества в Ивановской области направило соответствующее обращение в адрес ГУ МЧС России по Ивановской области. Одновременно ТУ Росимущества в Ивановской области предложило ООО «Орион» со своей стороны обратиться в адрес ГУ МЧС России по Ивановской области для оформления договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.

 

05 августа 2010 ГУ МЧС России в Ивановской области представило в ТУ Росимущества в Ивановской области заключение на данный объект гражданской обороны, в котором отражено техническое состояние объекта и перечень мероприятий возлагаемых на ООО «Орион», как на предприятие, использующее объект гражданской обороны. Заключение ГУ МЧС России по Ивановской области удостоверяет факт того, что отдельно стоящее убежище, в отношении которого ТУ Росимущества в Ивановской области и ООО «Орион» намерены заключить договор, является объектом гражданской обороны, и оно может быть использован по назначению, предусмотренному действующим законодательством.

 

Руководствуясь представленными документами, ТУ Росимущества в Ивановской области без проведения конкурса или аукциона заключило договор с ООО «Орион».

 

Рассматриваемый договор не подпадает под исключения, предусмотренные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, ТУ Росимущества в Ивановской области могло заключить его только по результатам проведения конкурса или аукциона.

 

Из представленных ТУ Росимущества в Ивановской области пояснений следует, что при заключении данного договора государственный орган руководствовался Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предусматривающим размещение заказа на работы по мобилизационной подготовке у единственного поставщика. По мнению ТУ Росимущества в Ивановской области данный договор по своей правовой природе является договором ответственного хранения объектов мобилизационного назначения, в соответствии с которым пользователь обеспечивает сохранность защитного сооружения и принимает меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению, в связи с чем, заключение подобного договора осуществляется без аукциона и конкурса.

 

Данная позиция ТУ Росимущества в Ивановской области не соответствует действующему законодательству в силу следующего.

 

Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

 

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно статье 5 Закона о размещении заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

 

В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

 

Заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - закон о мобилизации) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

 

Частью 2 указанной статьи предусмотрено определение мобилизации в Российской Федерации, под которой понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

 

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации среди прочего входят создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

 

Согласно условиям заключенного договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, ООО «Орион» обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по содержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Какой либо комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, и указанный в Законе о мобилизации, в условиях договора не предусмотрен, поэтому при его заключении ТУ Росимущества в Ивановской области не могло руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Также из представленных ТУ Росимущества в Ивановской области пояснений не следует, почему ТУ Росимущества в Ивановской области считает ООО «Орион» единственным поставщиком работ по мобилизационной подготовке. В соответствии с пунктами 6.4 Устава ООО «Орион» основными видами деятельности Общества являются:

- производство и реализация товаров народного потребления и промышленной продукции в Российской Федерации и за рубежом;

- все виды строительной, ремонтной и эксплуатационной деятельности;

- приобритение, владение, управление имуществом;

- представительство иностранных лиц на территории России;

- создание совместных с зарубежными фирмами предприятий и магазинов;

- проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования;

- оказание посреднических услуг;

- проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов общественного питания, жилищного, производственного и культурно-бытового назначения;

- представление складских и связанных с ними услуг юридическим и физическим лицам;

- изготовление, приобритение, ремонт, сервис, предоставление в прокат, торговля автомобилями и иными транспортными средствами, запчастями к ним.

 

Общество обладает универсальной правоспособностью, может заниматься любыми незапрещенными видами деятельности.

 

Учредительные документы ООО «Орион» не содержат положений, свидетельствующих о том, что одной из приоритетных целей деятельности данного общества является выполнение работ по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

 

Кроме того, Закон о размещении заказов, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, предполагает выделение средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных источников финансирования для обеспечения потребностей Российской Федерации, государственного заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, либо потребностей субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации.

 

ТУ Росимущества в Ивановской области не представлено доказательств того, что на реализацию спорного договора выделялись средства федерального бюджета или средства внебюджетных источников финансирования. Условия данного договора об этом также не свидетельствуют. Поэтому, договор №02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010 не подпадает под сферу регулирования Закона о размещении заказов.

 

Таким образом, в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение подобного договора и передача имущества гражданской обороны хозяйствующим субъектам в безвозмездное пользование должна осуществляться только по результатам проведения конкурса или аукциона, при наличии согласия правомочных государственных органов о возможности передачи объекта гражданской обороны для использования в мирное время по предусмотренному правовыми актами назначению.

 

Данная позиция отражена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №17653/08 от 12.05.2009, которым установлено, что право Росимущества в лице его территориальных управлений на распоряжение объектами гражданской обороны путем совершения без проведения конкурса сделок о передаче таких объектов на хранение и в пользование частным коммерческим организациям не предусмотрено законодательством.

 

Предоставление одному из хозяйствующих субъектов - ООО «Орион» - имущества гражданской обороны без проведения конкурса или аукциона создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное безвозмездное пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенное право в отношении государственного имущества. Передача права пользования в отношении государственного имущества на конкурсной основе, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении права пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 

Кроме того, передача имущества гражданской обороны в пользование отдельным хозяйствующим субъектам, без соблюдения установленной действующим законодательством процедуры, не всегда способствует поддержанию подобного имущества в рабочем состоянии, а зачастую, наоборот, приводит к ухудшению его состояния в результате ненадлежащей эксплуатации.

 

Следовательно, заключение договора безвозмездного пользования в отношении рассматриваемого имущества гражданской обороны должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, по результатам проведения конкурса или аукциона. Несоблюдение указанного требования является нарушением антимонопольного законодательства.

 

ТУ Росимущества в Ивановской области заключило с ООО «Орион» договор №02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010 без проведения конкурса или аукциона, что является нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ТУ Росимущества в Ивановской области сообщило о том, что договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010 № 02/10 на основании Распоряжения от 10.03.2011 № 77 расторгнут. Имущество гражданской обороны инвентарный № 62, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141-Б по акту приемки-передачи от 16.03.2011 принято ТУ Росимущества в Ивановской области. В подтверждение данных обстоятельств, представителем ТУ Росимущества в Ивановской области представлены копии соответствующих документов.

 

Таким образом, ТУ Росимущества в Ивановской области добровольно устранило нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что является основанием для прекращения рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, выразившиеся в передаче в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту ООО «Орион» (<…>) имущества гражданской обороны (инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 141-Б) по договору № 02/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.09.2010, заключенному без проведения конкурса или аукциона, нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Прекратить рассмотрение дела №02-30/003 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      В связи с добровольным устранением территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание не выдавать.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/003 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны