Решение №037/10/18.1-9/2023 Жалоба общества с ограниченной ответственностью на действия ... от 24 января 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

№037/10/18.1-9/2023

 

24 января 2023 г.                                                                                                 город Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

ХХХХХХ– заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,  

членов Комиссии:

ХХХХХХ – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

ХХХХХХ – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,

 

в присутствии:

- от Заявителя ХХХХХХ представителя ХХХХХХ (доверенность от хххххх),

- от Заказчика – ХХХХХХ представителей ХХХХХХ (доверенность хххххх), ХХХХХХ (доверенность хххххх),

 

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ХХХХХХ на действия (бездействие) заказчика – ХХХХХХ, при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022, 2023, 2024 годы (извещение № 0533100000122000003  на сайте https://zakupki.gov.ru ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью ХХХХХХ (вх.№ 001ж от 16.01.2023) (далее – Заявитель) на действия (бездействие) ХХХХХХ при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022, 2023, 2024 годы (извещение № 0533100000122000003  на сайте   https://zakupki.gov.ru ) (далее по тексту - конкурс).

Как следует из содержания жалобы, 16 декабря 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru ХХХХХХ было размещено извещение №0533100000122000003 о проведении открытого конкурса в электронной форме по отбору аудиторской организации для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности ХХХХХХ за 2022, 2023, 2024 годы.

ХХХХХХ приняло участие в вышеуказанном конкурсе в электронной форме. По мнению заявителя, заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Участником закупки ХХХХХХ (номер заявки №72) во второй части заявки для оценки предоставлена информация и документы о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта и наличии в штате аттестованных аудиторов с действующим квалификационным аттестатом аудитора, соответствующего предельному максимальному значению показателя оценки:

 - 10 договоров о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, полностью исполненные до даты подачи заявки, с приложением актов приемки оказанных услуг, заключенных с юридическими лицами;

- 15 аттестованных аудиторов, с действующим квалификационным аттестатом аудитора, соответствующим требованиям Закона №307-ФЗ, состоящих в штате.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок открытого конкурса в электронной форме №0533100000122000003 от 11 января 2023 года по показателям оценки критерия «квалификация участников закупки» оценка заявки ХХХХХХ (номер заявки №72) была осуществлена ненадлежащим образом в порядке отличном от установленного в приложении к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с Протоколом подведения итогов по процедуре 0533100000122000003 от 12 января 2023 года по второй части заявки ХХХХХХ присвоен 21.00 балл. Итоговая оценка заявки - 51.00 балл.

По мнению Заявителя, из проведенного Заказчиком расчета баллов не представляется возможным понять, каким образом был получен итоговый рейтинг по критерию «Квалификация участников закупки». Так, участники закупки с номерами заявок №71 и №72, получившие по детализирующим показателям оценки рейтинг выше, чем участник закупки с номером заявки №70, получили меньший итоговый рейтинг по критерию «Квалификация участников закупки».

Заявитель считает, что Заказчик нарушил установленный Порядок рассмотрения и оценки заявок, указав в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок участников в качестве показателя оценки критерия «Квалификация участников закупки» один показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», тогда как Порядок предусматривает наличие еще одного показателя «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

В протоколе оценки вторых частей заявок участников показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» внесен в графу как детализирующий показатель показателя оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Данными действиями Заказчик нарушил права и законные интересы участника закупки ХХХХХХ, что привело к занижению оценки заявки по критерию «Квалификация участников закупки».

 

Рассмотрев доводы жалобы ХХХХХХ, письменные пояснения ХХХХХХ, дополнительные пояснения представителей сторон на заседании Комиссии Ивановского УФАС, изучив представленные материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу части 4 статьи 5 Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным. Таким образом, процедура проведения такого электронного конкурса устанавливается Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 Письма Минфина России №24-04-06/3691, ФАС России №РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" «глава 6 Закона №44-ФЗ устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом №44-ФЗ. Глава 5 Закона №44-ФЗ устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения Глав 5, 6 Закона №44-ФЗ распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона №44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом №44-ФЗ.»

На основании системного анализа положений указанных Федеральных законов Минфин России и ФАС России приходят к следующим выводам: «обжалование действий (бездействия) юридических лиц, не являющихся заказчиками ни в соответствии с Законом №223-ФЗ, ни в соответствии с Законом №44-ФЗ, но указанных в части 4 статьи 5 Закона №307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона №135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом №307-ФЗ)».

Жалоба ХХХХХХ в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Ивановского УФАС России.

В соответствие с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управление уведомлением от 17.01.2023 №02-21/100 приостановило процедуру проведения конкурса и заключения договора с победителем конкурса до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы назначено на 24 января 2023 года в 11 часов 00 минут. О времени и месте рассмотрения жалобы лица были уведомлены путем направления уведомления о поступлении жалобы (от 17.01.2023 №02-21/100) посредством электронной почты.

20.01.2023 в адрес Ивановского УФАС России поступили письменные пояснения от заказчика – ХХХХХХ (вх. №3352 от 20.01.2023) с возражениями на доводы, изложенные в жалобе Заявителя, с приложением документов, подтверждающих правовую позицию. 

Заказчик по доводам поступившей жалобы ХХХХХХ пояснил следующее. ХХХХХХ 16.12.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) https://zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0533100000122000003 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению финансового аудита. В указанном извещении значимость критерия оценки квалификации участников закупки составляет 70,00%, значимость критерия оценки цены контракта составляет 30,00%. В приложенном к извещению документе «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» значимость критерия оценки квалификации участников закупки, в результате опечатки ошибочно указана 60,00%, значимость критерия оценки цены контракта, в результате опечатки ошибочно указана 40,00%. Расчет критерия оценки квалификации участников закупки проводился с помощью автоматизированной системы, в соответствии с извещением, в котором значимость критерия оценки квалификации участников закупки составляет 70,00%, значимость критерия оценки цены контракта составляет 30,00%.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, информация, указанная в извещении, интегрируется в электронную форму документации закупки программным средством оператора электронной площадки и используется для расчетов при подведении итогов. Так, по мнению Заказчика, расчет по критерию оценки квалификации участников закупки проведен им в соответствии с извещением, что соответствует п.п. 11 п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. С учетом вышеизложенного, ХХХХХХ считает, что права ХХХХХХ при рассмотрении критерия оценки квалификации участников закупки не были нарушены, а жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению. 

 

Ивановским УФАС России установлено, что 16 декабря 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru ХХХХХХ было размещено извещение № 0533100000122000003 о проведении открытого конкурса в электронной форме по отбору аудиторской организации для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности ХХХХХХ за 2022, 2023, 2024 годы.

 ХХХХХХ приняло участие в вышеуказанном конкурсе в электронной форме (заявка №72).

В извещении №0533100000122000003 на сайте https://zakupki.gov.ru предоставлена следующая информация о конкурсе.

Наименование объекта закупки:

- Услуги по проведению финансового аудита.

Заказчик: ХХХХХХ

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

- открытый конкурс в электронной форме

Конкурс проводится в соответствии с ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": ЭТП Газпромбанк.

Начальная (максимальная) цена контракта - 430000.00 Российский рубль.

Дата начала исполнения контракта: 01.03.2023.

Срок исполнения контракта: 01.04.2025.

Критерии оценки заявок

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Значимость критерия оценки: 70.00%

Показатели критерия оценки:

1. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Значимость показателя: 100.00%

Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю: специалисты, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора, соответствующий требованиям Закона №307-ФЗ. Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию: а) Трудовые книжки (копии), трудовые договоры (для аудиторов, работающих по совместительству, копии) или Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации. б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников: - копия действующего квалификационного аттестата аудитора.

Порядок оценки по показателю:

1 Детализирующий показатель: обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора)

Значимость детализирующего показателя: 70.00%

Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки

Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки:

2 Детализирующий показатель: Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом договора

Значимость детализирующего показателя: 30.00%

Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки

Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки.

Цена контракта. Значимость критерия оценки: 30.00%

В соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, закрепленным в приложении к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме на сайте https://zakupki.gov.ru, оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021г. №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства  РФ №2604), в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта.

Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке, а также положения о применении критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, установлены заказчиком в приложении к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме.

 «Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлены следующие критерии оценки заявок:

- стоимостные: «цена контракта» - 40%;

- нестоимостные: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 60%.

Критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» включает в себя в следующие показатели:

Показатель оценки №1 «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» - значимость 30%.

Детализирующий показатель – признак №1 (общее количество исполненных участником закупки договоров по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (коды ОКВЭД 58.13, 58.14, 18.11, 18.12 в соответствии с классификатором ОКВЭД-2 от 10 июля 2016 г.; коды ОКВЭД 22.12, 22.13, 22.21, 22.22 в соответствии с классификатором ЭКВЭД до 10.07.2016г.) сопоставимого объема (наличие более 50 филиалов))

Оценка заявок по показателю осуществляется с учетом требований раздела V Положения в порядке, установленном подп. «е» пункта 20 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки". Оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров.

Оценка и сопоставление заявок на участие в электронном конкурсе по данному показателю (БХ1) осуществляется в соответствии с подп. «е» пункта 20 раздела IV Положения по формуле:

 

где

Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю;

Хmax (пред) - предельное максимальное значение характеристики;

Хmax (пред) –10исполненных договоров.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Предмет договора (договоров), оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам определения исполнителя: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора, в том числе:

- исполненный договор (договоры)/контракт (контракты);

- акт (акты) оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров))/контракта (контрактов).

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

К оценке принимаются исключительно исполненные договоры/контракты, при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Последний акт, составленный при исполнении договора/контракта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

В случае, если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

Показатель оценки №2 «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - значимость 70%.

Детализирующий показатель – признак №1 (обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора)

 

 

 

где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ оценке по показателю;

Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом № 44 -ФЗ оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»;

Хmax (пред) предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком.

Хmax (пред) – 5 специалистов.

Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю: специалисты, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора, соответствующий требованиям Закона № 307-ФЗ.

Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

а) Трудовые книжки (копии), трудовые договоры (для аудиторов, работающих по совместительству, копии) или Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.

б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников:

- копия действующего квалификационного аттестата аудитора.

Предельно необходимое максимальное значение – 5 специалистов.

Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

 

Изучив довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», Комиссия установила следующее.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Электронный конкурс - один из открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС и доступна неограниченному кругу лиц. Победителем электронного конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка которого на участие в закупке соответствует требованиям извещения (ч. 1, 2, 4 ст. 24 Закона о контрактной системе).

На основании части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в ЕИС нужно не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев также должны быть включены в извещение.

Пункт 4 статьи 42 Закона о контрактной системе предусматривает право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вносить изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней. Нельзя изменять наименование объекта закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Заказчик также вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных статьей 36 Закона о контрактной системе. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе).

Тем временем, пунктом 4 статьи 32 установлена обязанность заказчика указать в извещении об осуществлении закупки используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии, количество которых должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги, а также их величины значимости. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Заказчик в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, закрепленным в приложении к извещению о проведении  открытого конкурса в электронной форме на сайте https://zakupki.gov.ru, установил следующие критерии оценки заявок:

- стоимостные: «цена контракта» - 40%;

- нестоимостные: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 60%.

Изучив извещение, опубликованное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), Комиссия Ивановского УФАС России установила, что значимость критериев, установленная в извещении, отличается от той, которая прописана в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. А именно, в извещении значимость критерия «цена контракта» составила 30%, а значимость критерия «квалификация участников закупки» составила 70%. Исходя из письменных пояснений Заказчика, оценка была произведена на сайте электронной площадки автоматически по критериям, указанным в извещении.

Как установлено п. 3 Постановления Правительства №2604, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Пунктом 5 Постановления №2604 закреплено, что при проведении конкурсов Заказчиком применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, а значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно Приложению №2.

 Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2012г. №2604

В соответствии с Приложением №2 к Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд «Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае если объектом закупки являются «Аудиторские услуги», минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" должна составлять 40%. А максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может составить 60%.

На заседании Комиссии Ивановского представители Заказчика дополнительно пояснили, что расхождения в условиях конкурса между документами ими также не были замечены своевременно, данная ошибка не имела умышленный характер со стороны ХХХХХХ. И если бы один из участников своевременно обратился к Заказчику с просьбой разъяснить указанные расхождения, то Заказчик смог бы исправить ситуацию. Однако этого сделано не было ни одним из участников конкурса.

На вопрос председателя Комиссии, на основании какой нормы были установлены проценты значимости для каждого из критериев оценки, представители Заказчика ответили, что на основании Постановления Правительства  Российской Федерации от 31.12.2012г. №2604 ими был составлен Порядок рассмотрения и оценки заявок, где все критерии, показатели и их значимость соответствовали закону. Однако извещение было сформировано автоматически на электронной площадке ЭТП Газпромбанк, где проценты значимости были выбраны ошибочно в нарушение норм действующего законодательства, показатели для критериев и детализирующие к ним показатели также были выбраны из имеющегося на сайте электронной площадки списка показателей и детализирующих показателей.

Представители Заказчика признали, что установленные при составлении данного извещения, ошибочно выбранные Заказчиком на сайте электронной площадки ЭТП Газпромбанк условия оценивания заявок, противоречат Порядку рассмотрения и оценки заявок, исходя из чего, вторая часть заявок была оценена неверно.

Таким образом, извещение №0533100000122000003  на сайте ЕИС не соответствует Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенному на сайте  https://zakupki.gov.ru в данной части, а именно при составлении извещения, Заказчик определил значимость критериев оценки заявок с нарушением положений Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2604. Довод жалобы Комиссия признает обоснованным.

 

 

Рассмотрев второй довод Заявителя, вытекающий из основного вышеупомянутого довода, относительно несовпадения количества и содержания показателей к критериям оценки заявок в Порядке рассмотрения и оценки заявок с фактически примененными, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в извещении №0533100000122000003 к критерию оценки заявок «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен один показатель критерия оценки: «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость показателя: 100.00%) Порядок оценки по показателю:

1. Детализирующий показатель: обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора. (Значимость детализирующего показателя: 70.00%)

2. Детализирующий показатель: Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом договора. (Значимость детализирующего показателя: 30.00%)

Вышеизложенные показатели не соответствуют Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, где критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» включает в себя в следующие два показателя:

Показатель оценки №1 «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» - значимость 30%.

Детализирующий показатель – признак №1 (общее количество исполненных участником закупки договоров по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета.

Показатель оценки №2 «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - значимость 70%.

Детализирующий показатель – признак №1 (обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - специалистами, которые имеют действующий квалификационный аттестат аудитора).

П. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки…" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Исходя из буквального толкования п. 24 и п. 25 Положения №2604 показатели оценки, установленные в п. 24 настоящего Положения, являются самостоятельными показателями к критерию оценки "квалификация участников закупки…", следовательно, ни один из данных показателей не может являться показателем, детализирующим другой показатель.

Таким образом, установление Заказчиком в качестве детализирующего показатель «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» показателя «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом договора» привело к нарушению порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, так как оценивание одного показателя оценки в рамках другого нивелирует конкуренцию между участниками закупки и не позволяет выявить лучшие условия оказания услуг.

На вопрос о том, каким образом были начислены баллы во второй части оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» Заказчик не предоставил точных пояснений. Снижение баллов заявителю по настоящим показателям, несмотря на то, что заявителем были предоставлены максимальные предельные значения, представители Заказчика объяснили тем, что все расчеты ими были произведены согласно установленным формулам, однако, итоговые баллы рассчитывались автоматически на сайте электронной площадки ЭТП Газпромбанк. Так как в электронном извещении имелись неточности в выбранных показателях и процентах значимости критериев оценивания заявок, это привело к тому, что расчеты комиссии по закупкам не совпали с расчетом, произведенным электронной площадкой.

Таким образом, итоговым протоколом Заказчик признал победителем участника, руководствуясь условиями оценки, установленными с нарушением Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2012г. №2604. Данная позиция подтверждается вышеупомянутыми требованиями ч. 8, 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, а также п. 24, п. 25 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2604.

Фактически, пояснения, данные представителями Заказчика в ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России по настоящему делу, никак не оспаривают доводы, изложенные в жалобе заявителя, и свидетельствуют о том, что, по сути, неправомерная оценка участников конкурса имела место быть из-за ошибочных данных, внесенных Заказчиком в электронное извещение №0533100000122000003.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ивановского УФАС России, приходит к выводу, что установленные Заказчиком в извещении, опубликованном на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети «Интернет» https://zakupki.gov.ru величины значимости каждого из критериев оценки заявок не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, в соответствии с которым был проведен настоящий электронный конкурс. А именно, для объекта закупки «Аудиторские услуги» минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" должна составлять 40%. А максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может составить 60%, в то время как для этих критериев оценки заявок Заказчиком установлена значимость 30% и 70% соответственно.

Кроме того, установление в качестве детализирующего показателя «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом договора» для показателя «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Комиссия Ивановского УФАС России не находит логически обоснованным, так как Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 31.12.2012г. №2604 он устанавливается как один из самостоятельных показателей критерия оценки «Квалификация участников закупки», оценивание одного показателя оценки в рамках другого не позволяет всесторонне обеспечить конкуренцию между участниками закупки и выявить лучшие условия оказания услуг.

 Таким образом, итоги проведенного конкурса подведены с нарушением норм действующего законодательства и не позволили Заказчику выявить лучшее предложение по исполнению данного контракта.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ХХХХХХ на действия заказчика – ХХХХХХ при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022, 2023, 2024 годы (извещение №0533100000122000003  на сайте https://zakupki.gov.ru ) обоснованной.
  2. Признать заказчика – ХХХХХХ нарушившим ч. 8, 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, а также п. 24, п. 25 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 №2604, при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022, 2023, 2024 годы.
  3. Выдать Заказчику – ХХХХХХ обязательное к исполнению предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме на оказание аудиторских услуг по проведению обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ХХХХХХ за 2022, 2023, 2024 годы.
  4. Передать должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны