Решение №037/06/31-155/2024 (07-15/2024-052) Решение по жалобе ООО «АБ-ГРУПП» на действия МБДОУ «Детский ... от 27 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/31-155/2024 (07-15/2024-052)

 

Дата оглашения решения: 26 марта 2024 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 27 марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

МБДОУ «Детский сад №95» (далее - Координатор): <…>,

в отсутствие представителей ООО «АБ-ГРУПП» (далее – Заявитель, Общество), МБДОУ «Детский сад №17», МБДОУ «Детский сад №25», МБДОУ «Детский сад №27», МБДОУ «Детский сад №38», МБДОУ «Детский сад №60», МБДОУ «Детский сад №96», МБДОУ «Детский сад №119», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №162», МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №180», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №184» (далее - Заказчики), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица своевременно уведомлены о принятии жалобы к рассмотрению по существу, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу ООО «АБ-ГРУПП» на действия МБДОУ «Детский сад №95» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций г. Иванова (извещение 0133200001724000593), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

19.03.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АБ-ГРУПП» на действия МБДОУ «Детский сад №95» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций г. Иванова (извещение 0133200001724000593).

 

Согласно первому доводу жалобы объединение в одну закупку работ по капитальному ремонту, которые не требуют членства в саморегулируемой организации и работ по капитальному ремонту, требующих членства в саморегулируемой организации, влечет за собой ограничение количества участников закупки, ввиду невозможности участия в закупке субъектов, которые не являются членами саморегулируемой организации.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком объединены в одну закупку работы по капитальному ремонту, на которые не распространяются и распространяются требования Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 №2571).

 

Согласно письменным возражениям Координатора, Заказчиков, а также пояснениям представителей Координатора, участвующих в рассмотрении жалобы Общества, предметом всех закупок, входящих в совместный лот, выступает капитальный ремонт объектов дошкольного образования, более того все объекты расположены в пределах одного и того же муниципального образования, а именно в городском округе Иваново. То есть все закупки в составе лота объединены общим целевым назначением. Осуществление ремонта сразу в нескольких дошкольных учреждениях муниципалитета в один промежуток времени потребует от Управления образования Администрации города Иванова специальной логистики по обеспечению непрерывного доступа льготных категорий граждан к услугам данных учреждений на взаимозаменяемой основе, чего практически невозможно добиться при наличии нескольких подрядчиков, так как между ними может возникнуть конфликт интересов.

При формировании совместного лота на территории одного муниципального образования Заказчик исходил из того, что наличествует функциональная и технологическая связь включенных в один лот работ по капитальному ремонту дошкольных образовательных учреждений, и что привлечение в связи с этим подрядных организаций, обладающих достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами, в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по контракту соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе.

Поскольку сразу несколько закупок объединены в рамках одного совместного лота, начальная (максимальная) цена контракта которого составляет 89 654 192 руб., является вполне логичным и обоснованным установление Заказчиком требований в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571, а также требований о наличии у частников закупки членства в саморегулируемой организации.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Координатором, Заказчиками документы, заслушав представителей лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

29.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001724000593 о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе на капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций г. Иванова.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 89 654 192 руб.;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 20.03.2024 07:00;

- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке 0133200001724000593 от 22.03.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 4 заявки с идентификационными номерами 2, 7, 5, 6; заявка участника закупки с идентификационным номером 5 была отклонена на основании п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, а именно, в связи с отсутствием информации о независимой гарантии по МБДОУ «Детский сад» № 60 в предусмотренных ст. 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий. Комиссия по осуществлению закупок осуществила оценку поданных заявок на участие в электронном конкурсе 0133200001724000593 на основании критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки и установленных в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе;

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0133200001724000593 от 25.03.2024 заявки участников закупки оценены по критериям, установленным в извещении о закупке, комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного конкурса участника с идентификационным номером 2, предложившего цену контракта 89 604 192 руб.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В рассматриваемом случае проводится совместная закупка на право заключения одиннадцати контрактов на выполнение капитального ремонта по одиннадцати объектам:

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №17», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Героя Советского Союза Сахарова, д. 23. Начальная (максимальная) цена контракта – 14 042 401 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №25» по адресу: г. Иваново, ул. 2-я Ключевая, д. 9 (ремонт системы канализации). Начальная (максимальная) цена контракта – 1 328 333 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №27», по адресу: 153021, г. Иваново, ул. Льва Толстого, д. 12/3 (ремонт системы канализации). Начальная (максимальная) цена контракта – 810 478 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №38» по адресу: 153031, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 11А (ремонт системы канализации). Начальная (максимальная) цена контракта – 815 324 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №60», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. 1-я Меланжевая, д. 3/4. Начальная (максимальная) цена контракта – 4 129 217 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №95», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Дунаева, д. 24. Начальная (максимальная) цена контракта – 13 040 169 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №96», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Белинского, д. 9А. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 641 996 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад №119», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Лакина, д. 8/32. Начальная (максимальная) цена контракта – 11 860 231 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №162», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Лежневская, д. 150. Начальная (максимальная) цена контракта – 15 924 752 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №180», расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Кавалерийская, д.56 В. Начальная (максимальная) цена контракта – 13 517 539 руб.;

- капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №184», литер А, расположенного по адресу: г. Иваново, 13 Проезд, д. 6. Начальная (максимальная) цена контракта – 10 543 752 руб.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В извещении о закупке установлены следующие требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: 1.1) наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда в соответствии с объектом закупки, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении соответствующей категории объектов капитального строительства: - объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); 1.2) наличие у участника закупки – члена саморегулируемой организации уровня ответственности в компенсационных фондах не менее, чем его предложение о цене контракта. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требование установлено в соответствии со ст. ст. 52; ч.ч. 12, 13 ст. 55.16; ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции). Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в соответствии с объектом закупки в размере 10 000 000,00 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации) Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок такому требованию: не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом согласно ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Учитывая тот факт, что размер обязательств по части самостоятельных объектов закупки в следующих учреждениях: МБДОУ «Детский сад №25», МБДОУ «Детский сад №27», МБДОУ «Детский сад №38», МБДОУ «Детский сад №60», МБДОУ «Детский сад №96», не превышает десяти миллионов рублей, работы по ним могут выполняться и лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

С учетом изложенного, объединение в одну закупку работ по капитальному ремонту, которые не требуют членства в саморегулируемой организации и работ по капитальному ремонту, требующих членства в саморегулируемой организации, противоречит положениям ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Указанные дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», в котором в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно позиции 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 в случае осуществления закупки, объектом которой являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), к ее участникам предъявляются дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В извещении о проведении закупки установлены указанные дополнительные требования.

Согласно абз. 4 пп. «а» Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

При этом абз. 13 пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 предусмотрено, что в случае проведения совместного конкурса или аукциона положения настоящего пункта и положения, предусмотренные приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», касающиеся начальной (максимальной) цены контракта, применяются к сумме начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения такого совместного конкурса или аукциона.

Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.

 

В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая описанные выше обстоятельства, для участия в совместных закупках на капитальный ремонт дошкольных учреждений участнику закупки в любом случае необходим опыт выполнения соответствующих работ. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте, ООО «АБ-ГРУПП» не имеет опыта выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Документы, подтверждающие такой опыт, также не были представлены Заявителем в Ивановское УФАС России. Вместе с тем, Заявитель в рассмотрении жалобы не участвовал, своих представителей на рассмотрение жалобы не направлял. Учитывая изложенное, ООО «АБ-ГРУПП» не представило доказательств, подтверждающих, что рассматриваемое обстоятельство нарушило его права и законные интересы, как заявителя.

Кроме того, в рассматриваемом случае на участие в электронном конкурсе было подано 4 заявки от участников закупки. По итогам проведения электронного конкурса был определен победитель закупки.

С учетом социальной значимости объектов рассматриваемой закупки, наличия конкуренции при осуществлении закупки, отсутствия доказательств, подтверждающих нарушение прав Заявителя, Комиссия Ивановского УФАС России считает возможным в рассматриваемом случае предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АБ-ГРУПП» на действия МБДОУ «Детский сад №95» при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций г. Иванова (извещение 0133200001724000593) обоснованной в части первого довода жалобы.

2. Установить в действиях МБДОУ «Детский сад №95» нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав ООО «АБ-ГРУПП».

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны