Акт внеплановой камеральной проверки №037/06/31-287/2019 акт №037/06/31-287/2019 (07-03/2019-026) внеплановой проверк... от 30 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Управления Федеральной

антимонопольной службы по Ивановской области

 

 

 

____________________________________ <…>

30 сентября 2019 года

 

 

АКТ №037/06/31-287/2019 (07-03/2019-026)

внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы» (извещение №0133200001719001715)

 

30 сентября 2019 года                                                                                              город Иваново

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №088 от 24.09.2019 инспекцией Ивановского УФАС России (далее – Инспекция) в составе: <…>, ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, <…>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы» (извещение №0133200001719001715).

Полное наименование Заказчика: Администрация Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области.

Место нахождения Заказчика: 155555, Ивановская область, район Приволжский, город Плес, улица Советская, дом 9.

Исполняющий полномочия Главы Плёсского городского поселения на момент проведения проверки: <…>.

Проверка начата 24 сентября 2019 года – закончена 30 сентября 2019 года.

Настоящий акт составлен 30 сентября 2019 года в соответствии с приказом Ивановского УФАС России №088 от 24.09.2019.

 

Основания проведения внеплановой проверки.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области были обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, допущенных Администрацией Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы» (извещение №0133200001719001715).

Учитывая изложенное, на основании ч. 3 и 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Ивановским УФАС России была инициирована внеплановая проверка.

 

Информация, полученная в ходе проверки.

 

В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что 31.05.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001719001715 о проведении электронного аукциона иона на выполнение работ по благоустройству общественной территории в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 1000526, 32 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 10.06.2019 08:00;

3) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.06.2019 №0133200001719001715-1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, все участники допущены до участия в закупке;

4) согласно протоколу проведения электронного аукциона от 14.06.2019 №0133200001719001715-2, ценовое предложение участника №3 – 844 759, 36 руб., ценовое предложение участника №2 – 849 761, 99 руб., ценовое предложение участника №5 – 980 515, 80 руб.;

5) согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2019 №0133200001719001715-3 все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, победителем закупки признано ООО «Спектр»;

30.07.2019 по итогам проведения рассматриваемой закупки Заказчиком и ООО «Спектр» был заключен контракт №0133200001719001715_220755 (реестровый №01332000017190017150001).

 

Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 47 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

Согласно ч. 50 ст. 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный ст. 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Как указано выше, извещение о проведении данной закупки опубликовано на официальном сайте 31.05.2019.

Между тем, в п. 11.1 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке указано: «Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках осуществляется согласно ст. 24.2 ФЗ №44. Оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке согласно ст. 62 ФЗ №44».

В своих пояснениях Заказчик указал, что данное требование предусмотрено в соответствии со ст. 24.2 Закона о контрактной системе.

Инспекция Ивановского УФАС России считает ссылку Заказчика на указанные нормы Закона о контрактной системе несостоятельными, поскольку согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. В документации по рассматриваемой закупке Заказчиком не было установлено требование, предусмотренное ч. 50 ст. 112 Закона о контрактной системе и из документации о закупке следует, что подача заявок на участие в электронном аукционе возможна только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

Таким образом, действия Заказчика по установлению в документации о закупке требования, указанного в п. 11.1 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке, нарушают ч. 6 ст. 31, ч. 50 ст. 112 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Между тем, в п. 12.4 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке указаны следующие положения:

«В случае, если аукционная комиссия или Заказчик при рассмотрении Заявок установит, что  показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки  содержат информацию, которая явно противоречит техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги,  данные показатели при рассмотрении заявок учитываться не будут.

В случае превышения количества товара в указанной в разделе III «Спецификация» единице измерения при наличии письменного согласия Заказчика, комиссия вправе принять решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем, и признании этого участника закупки участником такого аукциона.

В случае  если в заявке участником предложены показатели (характеристики) товара (материала) и/или их значения, которые являются улучшенными по сравнению с затребованными заказчиком в разделе III аукционной документации,  при наличии письменного согласия Заказчика, комиссия вправе принять решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем, и признании этого участника закупки участником такого аукциона.

В случае, если при рассмотрении первых частей заявок от Заказчика поступит письменная информация об излишне выставленных требованиях к показателям и (или) их значениям, а равно об обнаружении ошибки в выставленных показателях и (или) их значениях в разделе III аукционной документации, комиссия вправе не учитывать при рассмотрении заявок такие показатели и (или) их значения.

В случае указания, участником закупки при заполнении первой части заявки информации о товарном знаке и (или) производителе предлагаемого к поставке товара, исходя из которой комиссия может сделать вывод о наличии или отсутствии показателя и (или) его значения для данного товара, комиссия вправе принять решение о соответствии такого товара требованиям, установленным в разделе III аукционной документации.».

Согласно пояснениям Заказчика данные требования установлены в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Проанализировав установленные требования, Инспекция Ивановского УФАС России считает, что в аукционной документации установлены правила проверки поступивших заявок на участие в электронном аукционе, которые позволяют не учитывать требования, установленные в документации о закупке, а также субъективно допускать до участия в электронном аукционе заявки, которые не соответствуют требованиям документации о закупке. Данные действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, обозначенный довод Заказчика Инспекция Ивановского УФАС России считает несостоятельным.

 

В п. 16.1 проекта контракта документации о закупке установлено положение: «В случае наступления обстоятельств, не позволяющих полностью или частично осуществить любой из Сторон свои обязательства по настоящему Контракту, а именно: пожара, военных действий, стихийных бедствий, изменения законодательства или любых других обстоятельств, не зависящих от воли Сторон, если эти обстоятельства прямо влияют на выполнение данного Контракта, срок выполнения Стороной своих обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать вышеуказанные обстоятельства».

В своих пояснениях Заказчик указал, что п. 16.1 проекта контракта документации о закупке составлен на основании следующих правовых норм:

- п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса, в соответствии с которым, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

- ч. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны;

- п. 1.3 п. 1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), утвержденного постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 №173-14, согласно которому обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором) являются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

Рассмотрев приведенные доводы Заказчика, Инспекция находит их несостоятельными в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.

Ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе закреплено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Исходя из п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещение, в том числе включается информация о сроке завершения работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно извещению №0133200001719001715 и документации о закупке срок выполнения работ: в течение 30 дней со дня заключения Контракта.

Исходя из положений ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.

Ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено случая изменения условий контракта при его исполнении, указанного в п. 16.1 проекта контракта.

Таким образом, действия Заказчика по включению в проект контракта документации о закупке условия, предусмотренного п. 16.1 проекта контракта, нарушают ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

 

Выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 

По результатам проверки предлагается:

 

1. Признать в действиях Администрации Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 95, ч. 50 ст. 112 Закона о контрактной системе.

 

2. Администрации Плёсского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи с заключением Заказчиком с ООО «Спектр» контракта №0133200001719001715_220755 (реестровый №01332000017190017150001).

 

3. Учитывая, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, передать материалы данной внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Проверку провели:

 

 

 

______________________ <…>

 

 

 

__________________________ <…>

 

 

______________________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны