Решение №037/06/48-61/2023 (07-15/2023-007) о признании жалобы ООО «УниСтрой» на действия Департамента к... от 16 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/48-61/2023 (07-15/2023-007)

 

Дата оглашения решения: 13 февраля 2023 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 16 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «УниСтрой» (далее – Заявитель, Общество) – <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) – <…>,

в отсутствие представителей муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» (указанное лицо было уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы)

 

рассмотрев жалобу ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что согласно протоколу подведения итогов закупки, Уполномоченным органом принято решение о признании ООО «СМ-СТРОЙ» победителем закупки. По мнению Общества, победитель закупки представил в составе заявки недостоверные сведения о наличии у ООО «СМ-СТРОЙ» опыта исполнения работ, предусмотренных п. 40 Раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации №2571 от 29.12.2021 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2571 от 29.12.2021). В связи чем, не отклонив заявку ООО «СМ-СТРОЙ», Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области не исполнил требования Закона о контрактной системе.

Согласно второму доводу жалобы, Уполномоченным органом при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки было принято решение о признании заявки Общества соответствующей требованиям извещения о закупке. Вместе с тем, при проведении оценки второй части заявки ООО «УниСтрой» Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области присвоил Заявителю 0 баллов по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». По мнению Общества, данные обстоятельства указывают на нарушение Уполномоченным органом положений Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки Общества в соответствии с извещением о закупке были представлены все документы (исполненный договор, акт выполненных работ, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда), необходимые для присвоения заявке ООО «УниСтрой» баллов по указанному критерию.

Кроме того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя указал, что в изменённом извещении о закупке, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок (далее – официальный сайт) 10.02.2023, из порядка оценки заявок были исключены положения о предоставлении в составе заявки акта о выполнении работ по ликвидации накопленного вреда в качестве подтверждения наличия опыта по критерию оценки «квалификация участников закупки». По мнению Общества, в порядке оценки заявок участников закупки необходимо устанавливать указанные положения.

Комиссия Ивановского УФАС отмечает, что данные обстоятельства не были описаны в жалобе, поскольку жалоба была подана на действия комиссии Уполномоченного органа, осуществлённые в соответствии с изначальным извещением от 11.01.2023. На момент подачи жалобы изменённое извещение не было размещено на официальном сайте. Жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений. Таким образом, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания для рассмотрения данного довода, поскольку он фактически относится к изменённому извещению о закупке.

 

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные ООО «УниСтрой», Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, АО «ЕЭТП» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

11.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001723000001 о проведении отрытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде».

В соответствии с извещением о проведении отрытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 425 062 766,79 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 27.01.2023 07:00;

- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 31.01.2023;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.02.2023;

- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 31.01.2023 №ПРОII1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 4 заявки. Заявки участников с идентификационными номерами 1, 2, 3 были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 4 была отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. По результатам оценки заявок участников закупки заявкам с идентификационными номерами 1, 2, 3 присвоено 0 баллов по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», поскольку во вторых частях заявок не представлены акты о приемке работ по ликвидации накопленного вреда;

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 №ИЭОК1 победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером 2.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ №2571 от 29.12.2021.

На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п. 40 Раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации №2571 от 29.12.2021 при осуществлении закупки на выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, в извещении о проведении закупки устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом информацией и документами, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются исполненный договор и акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В извещении об открытом конкурсе в электронной форме установлены дополнительные требования по п. 40 Раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации №2571 от 29.12.2021.

Проанализировав документы, представленные во второй части заявки ООО «СМ-Строй» на участие в закупке, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что для подтверждения соответствия требованиям п. 40 Раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации №2571 от 29.12.2021 победителем закупки были представлены следующие документы:

- договор №132 от 13.08.2021 по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Пушкинкого района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, Пушкинский район, п. Шушары, линия ЛРТ, участок 78;

- дополнительное соглашение к договору №132 от 13.08.2021;

- акт о приемке выполненных работ на сумму 100 974 572, 11 руб.

Таким образом, ООО «СМ-Строй» представило документы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ №2571 от 29.12.2021.

На основании ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Вместе с тем под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7).

Кроме того, предоставленное право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией необходимо непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, а не руководствоваться предположениями.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что на дату рассмотрения и оценки заявок участников закупки Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области не обладал информацией и документами, официально подтверждающими недостоверность представленных в заявке победителя закупки сведений. Таким образом, у Уполномоченного органа не имелось правовых оснований для отклонения заявки ООО «СМ-Строй», поскольку недостоверность напрямую из документов заявки не следовала.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Заявителем не были представлены доказательства наличия у Уполномоченного органа на момент рассмотрения заявок участников закупки документов, подтверждающих недостоверность представленных победителем закупки сведений.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом на основании п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2604).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ №2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

В силу подпункта «в» пункта 24 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

На основании ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», по его детализирующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки», «Общее количество исполненных участником закупки договоров» принимаются следующие документы:

- исполненный договор (договоры), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;

- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

- акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда.

Кроме того, в порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке по указанному детализирующему показателю принимается исключительно исполненный договор (договоры), по которому исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что во второй части заявки на участие в закупке Обществом представлены следующие документы:

- контракт №01373000110220000290002 от 11.07.2022 на рекультивацию объекта размещения отходов вблизи г. Медынь;

- дополнительные соглашения;

- акты выполненных работ.

Вместе с тем, в составе второй части заявки Общества отсутствует акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда. Данные обстоятельства не позволяют принять указанный контракт к оценке по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Представитель Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда был представлен в составе второй части заявки ООО «УниСтрой», а именно файл PDF «КС-11 от 21.12.2022 г.», содержащий, в том числе акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда.

Комиссия Ивановского УФАС России, ознакомившись с содержанием указанного файла, установила, что вопреки доводам представителя ООО «УниСтрой», в файле представлен исключительно акт приемки законченного строительства №1 от 21.12.2022, акт о приемке работ по ликвидации накопленного вреда отсутствует.

При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что оценка заявки Общества была проведена Уполномоченным органом в порядке, предусмотренном извещением о закупке. Следовательно, в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны