Определение №037/01/10-111/2019 (02-10/2019-002) нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразив... от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г.Иваново, ул.Жарова, 10; Тел: (4932)32-85-73, факс: 32-63-60; E-mail: to37@fas.gov.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №037/01/10-111/2019 (02-10/2019-002) О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

27 мая 2019 года г. Иваново

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

28.02.2019 поступило заявление ООО «Энергетик» на действия АО «Газпром газораспределение Иваново», выразившиеся, как указывает Заявитель, в навязывании услуги по содержанию аварийно-диспетчерской службы (далее – АДС) и необоснованному росту стоимости услуги АДС.

Из представленных материалов следует, что ООО «Энергетик» эксплуатирует 7 газовых котельных в г. Родниках и Родниковском районе.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Статьей 33 Федерального закона №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении» (далее – Закон №69-ФЗ) организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, в перечень которых входит создание аварийно-спасательной службы или привлечение на условиях договоров соответствующих специализированных служб.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", под аварийно-спасательным формированием понимается самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. В свою очередь, аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Частью 4 статьи 11 Закона №151-ФЗ установлено, что профессиональные аварийно-спасательные службы имеют право осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Пунктами 4.6 и 5.1.1 ГОСТ Р 54983-2012 определено, что при технической эксплуатации сетей газораспределения должны выполняться помимо прочих работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов сетей газораспределения, которое должно проводиться круглосуточно (включая выходные и праздничные дни).

В свою очередь, пунктом 5.7.1 ГОСТ Р 54983-2012 определено, что оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения должно обеспечивать контроль и управление режимами работы сетей газораспределения и аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления.

Пунктом 5.7.2 и 5.7.3 ГОСТ Р 54983-2012 предусмотрено, что оперативно-диспетчерское управление сетями газораспределения должно осуществляться аварийно-диспетчерскими службами (далее – АДС) филиалов региональных ГРО, городских, районных и межрайонных ГРО.

Пунктом 5.7.4. ГОСТ Р 54983-2012 указано, что локализация и ликвидация аварий на объектах сетей газораспределения, не принадлежащих ГРО на праве собственности или другом законном основании, должна осуществляться АДС ГРО на основании договоров оказания услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов. В договорах должны быть определены: порядок взаимодействия сторон при ликвидации и локализации аварий и условия выполнения аварийно-восстановительных работ, связанных с возобновлением подачи газа.

Следовательно, для осуществления оперативно-диспетчерского управления сетями газораспределения каждая газораспределительная организация обязана иметь аварийно-диспетчерскую службу.

При этом заключение договора на оказание услуг по локализации и ликвидации аварий с собственником опасных объектов системы газоснабжения для газораспределительных организаций не является обязательным. Договор не является публичным для газораспределительной организации.

Из положений частей 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГКРФ).

Договору на оказание услуг по локализации аварийных ситуаций присущи признаки договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление №239) утверждены перечни отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 7 Постановления №239 в отношении видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, не вошедших в утвержденные перечни, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности не применяется.

Услуги по локализации аварийных ситуаций аварийно-диспетчерскими службами газораспределительных организаций в указанные перечни не входят.

Тарифы на прочие услуги государственному регулированию не подлежат, стоимость услуг зависит от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) и устанавливается на основе договора между абонентом и специализированной организацией.

В рассматриваемом случае в предложенном АО «Газпром газораспределение Иваново» проекте договора на оказание услуг №13/3-4 АДС от 01.01.2019 стоимость услуг, оказываемых Исполнителем (АО «Газпром газораспределение Иваново») определена, исходя из:

- стоимости содержания АДС Исполнителя в размере 111 056 руб., в том числе:

1) котельная №1 -31 730 руб,

2) котельная №3 – 13 221,00 руб.,

3) котельная №16 – 13 221,00 руб.,

4) котельная №15 – 13 221,00 руб.

5) котельная №14 – 13 221, 00 руб.,

6) котельная №2 – 13 221,00 руб.,

7) котельная №8 – 13 221,00 руб., включая НДС 20%, при этом Исполнитель имеет право не чаще одного раза за календарный год в одностороннем порядке изменять стоимость услуг;

- стоимости фактических выездов АДС Исполнителя в соответствии с условиями настоящего договора в размере 582 руб., включая НДС 20% за каждый фактический выезд бригады АДС для локализации аварийных ситуаций на объекте Заказчика. Факты выезда бригады АДС Исполнителя на объект Заказчика подтверждаются подписью представителя Заказчика в аварийной заявке.

Стоимость услуги определялась на основании Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем АО «Газпром газораспределение Иваново», утвержденных директором Общества.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

АО «Газпром газораспределение Иваново» в 2017 году по виду деятельности «Локализация аварийных ситуаций силами АДС» в рамках заключенных договоров оказало услуг на сумму 109058,85 руб. Бригада АДС в рамках действующих в 2017 году договоров - не выезжала.

АО «Газпром газораспределение Иваново» в 2018 году по виду деятельности «Локализация аварийных ситуаций силами АДС» в рамках заключенных договоров оказало услуг на сумму 65914 руб. Бригада АДС в рамках действующего в 2018 году договоров - не выезжала.

АО «Газпром газораспределение Иваново» в рамках договора №13/3-38 от 03.08.2016 оказало услуг по виду деятельности «Локализация аварийных ситуаций силами АДС» на сумму 38179 руб.

АО «Газпром газораспределение Иваново» в рамках договора №13/3-4 АДС от 01.08.2018 по виду деятельности «Локализация аварийных ситуаций силами АДС» планировало в 2018 году оказать услуг на сумму 58306 руб., увеличив на 53% ранее указанную стоимость по договору.

АО «Газпром газораспределение Иваново» в рамках договора №13/3-4 АДС от 01.01.2019 по виду деятельности «Локализация аварийных ситуаций силами АДС» планирует в 2019 году оказать услуги на сумму 111056 руб., увеличив на 191% стоимость по сравнению со стоимостью по договору от 2017 года и на 91% по сравнению со стоимостью по договору от 2018 года.

Таким образом, в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции на рынке услуг по локализации аварийных ситуаций силами аварийно диспетчерской службы в географических границах г.Родники и Родниковского района Ивановской области выявлено следующее:

  1. АО «Газпром газораспределение Иваново» на данном товарном рынке занимает доминирующее положение;
  2. Сопоставимые конкурентные товарные рынки на территории Ивановской области отсутствуют;
  3. В действиях АО «Газпром газораспределение Иваново» содержатся признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, а именно АО «Газпром газораспределение Иваново» повышает ранее установленные цены товара, и при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара.

Итоговая себестоимость затрат на содержание службы АДС Родниковского района в 2018 г. увеличилась на 4,89%, а стоимость услуги по локализации аварийных ситуаций силами аварийно диспетчерской службы в географических границах г.Родники и Родниковского района Ивановской области увеличилась в рамках действующих договоров на 53%. В 2017 году бригада АДС АО «Газпром газораспределение Иваново» в рамках договоров не выезжала. В 2018 году бригада АДС АО «Газпром газораспределение Иваново» в рамках договоров не выезжала.

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Иваново» на товарном рынке услуг по локализации аварийных ситуаций силами аварийно диспетчерской службы в географических границах г.Родники и Родниковского района Ивановской области имеются признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по локализации аварийных ситуаций силами аварийно диспетчерской службы, что приводит к ущемлению интересов как ООО «Энергетик», так и других лиц – заказчиков услуг по локализации аварийных ситуаций силами аварийно диспетчерской службы АО «Газпром газораспределение Иваново».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №__ от 27.05.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Иваново» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 037/01/10-111/2019 (02-10/2019-002) к рассмотрению на 10 час. 00 мин. 20 июня 2019 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. № 411.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №037/01/10-111/2019 (02-10/2019-002) в качестве ответчика Акционерное общество «Газпром газораспределение Иваново» (ул. Окуловой, д. 59, г. Иваново, 153020, ИНН 3730006498, ОГРН 1023700530611) ;

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №037/01/10-111/2019 (02-10/2019-002) в качестве заявителя Общество с ограниченной ответственностью «Энергетик» (ул. Советская, д. 11, г. Родники, Ивановская область, 155250, ИНН3721008266, ОГРН 1073701000867);

Явка ответчика и заявителя или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Председатель Комиссии А.В. Боровков

Связанные организации

Связанные организации не указаны