Решение №037/06/23-520/2020 (07-15/2020-314) Решение по жалобе ООО «Дельрус-Кострома» на действия Областн... от 25 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ № 037/06/23-520/2020 (07-15/2020-314)

 

Дата оглашения решения: 23 сентября 2020 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 25 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

при участии представителей:

ООО «Дельрус-Кострома» (далее - Заявитель): <…> (доверенность от 15.09.2020), <…> (доверенность от 15.09.2020);

Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» (далее - Заказчик): <…> (доверенность от 22.09.2020);

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о содержании жалобы, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Дельрус-Кострома» и дополнения к жалобе на действия Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку ультразвукового аппарата с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса в ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение0133200001720002252), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дельрус-Кострома» на действия Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку ультразвукового аппарата с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса в ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение 0133200001720002252).

 

Согласно первому доводу жалобы Заказчик неверно указал наименование закупки, а именно, «Ультразвуковой  аппарат с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса».

Заявитель полагает, что для  данной закупки должен быть применен код КТРУ: 36.60.12.132.-00000026 «Система ультразвуковой визуализации универсальная» с соответствующим описанием.

Таким образом, Заказчик при подготовке описания объекта закупки допустил нарушение Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. №145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога” (далее – Правила использования каталога).

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком в документации о закупке,  не были соблюдены требования ГОСТ Р 56327-2014 «Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 56327-2014), ни в части соблюдения условных обозначений и терминологии, ни в части обоснования неприменения терминологии и условных обозначений ГОСТ Р 56327-2014.

17.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили дополнения к жалобе ООО «Дельрус-Кострома».

Согласно третьему доводу Заказчиком были установлены технические параметры таким образом, что требованиям документации о закупке соответствует единственная модель - Аппарат ультразвуковой диагностический Resona с принадлежностями, производства компании «Шеньчжэнь Майндрэй Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд.».

 

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Дельрус-Кострома», ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

09.09.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение 0133200001720002252 о проведении электронного аукциона на поставку ультразвукового аппарата с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса в ОБУЗ "ИвОКБ", а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 9 928 333 руб. 33 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 18.09.2020 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения заявок участников - 21.09.2020;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 22.09.2020;

- согласно протоколу №0133200001720002252-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано две заявки на участие в нем, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было принято решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона;

- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 22.09.2020 поступило ценовое предложение только от единственного участника закупки:

 

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, р

69

22.09.2020 11:16

Понижение

9 878 691,66

 

- по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе ООО «ИНСАЙТ-СЕРВИС». Электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Данные Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

П. 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с п. 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги (далее - КТРУ), на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Как пояснил Заказчик, предметом закупки является ультразвуковой аппарат с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса, а указанный Заявителем код КТРУ «Система ультразвуковой визуализации универсальная» не может быть применен к закупке, поскольку не отражает класс аппарата ультразвукового сканирования. Также справочная информация указанного Заявителем кода КТРУ содержит описание по классификатору, в котором отражены следующие области применения: «для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений». При этом, в Спецификации указан более широкий спектр областей применения аппарата, например: онкология педиатрия, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, транскраниальные исследования.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смог обосновать невозможность установления наименования закупки, как «Система ультразвуковой визуализации универсальная», а требования к экспертному классу и дополнительному датчику для выполнения транспищеводной эхокардиографии отразить отдельно, обосновав необходимость их установления.

Комиссия Ивановского УФАС России считает, что довод Заказчика о том, что справочная информация кода КТРУ 36.60.12.132.-00000026 «Система ультразвуковой визуализации универсальная» не содержит описание всех необходимых областей применения, также несостоятелен, так как в данной справочной информации кода КТРУ дается примерный перечень сфер применения аппарата, а не исчерпывающий.

Таким образом, действия Заказчика нарушают положения ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 4 Правил использования каталога.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ГОСТ Р 56327-2014 устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования: ультразвуковых аппаратов экспертного класса, и не распространяется на изделия медицинские ультразвуковые диагностические специализированные.

В соответствии с п. 1 Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2091-ст "Об утверждении национального стандарта" ГОСТ Р 56327-2014 утвержден для добровольного применения.

Ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" установлено, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Заказчик в документации об аукционе в электронной форме не указывал о соответствии объекта поставки ГОСТ Р 56327-2014, следовательно, и не обязан руководствоваться требованиями указанного ГОСТа при описании объекта закупки.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к товарам с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться, как ограничение доступа к участию в торгах.

Помимо вышеизложенного, при наличии в ст. 33 Закона о контрактной системе исключительного права у Заказчика формировать описание объекта закупки, исходя из имеющейся у него потребности, действия Заказчика по формированию документации о закупке не противоречат Закону о контрактной системе. Заказчик не лишен возможности закупать необходимый ему товар с одновременным комплексом характеристик, который ему принципиально важен, при тех обстоятельствах, что на рынке имеются товары, соответствующие описанию объекта закупки. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при наличии на рынке товара, который частично соответствует требованиям товара, образующего комплексную потребность Заказчика, формировать описание объекта закупки с учетом указанного обстоятельства, либо закупать отдельными лотами несколько товаров с целью удовлетворения комплексной потребности Заказчика.

При этом стоит отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств невозможности исполнения контракта Обществом и (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было.

Вместе с тем, Заказчик предоставил письмо от ООО «БИМК-Кардио-Волга», о возможности производства и готовности к поставке ультразвукового аппарата с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса, а именно, системы ультразвуковой диагностической EPIQ с принадлежностями в варианте исполнения EPIQ 7 PHILIPS. Также, Заказчик обладает коммерческими предложениями от ООО ИМК «ИНСАЙТ» и ООО "Майндрэй Медикал Рус" на поставку аппарата ультразвуковой диагностический Resona с принадлежностями в варианте исполнения Resona 6 EXP. По мнению Заказчика, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данный аппарат выпускается более чем одним производителем, присутствует на рынке и находится в свободной продаже.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности наличия в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Дельрус-Кострома» на действия Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» при проведении электронного аукциона на поставку ультразвукового аппарата с дополнительным датчиком для выполнения транспищеводной эхокардиографии экспертного класса в ОБУЗ "ИвОКБ" (извещение 0133200001720002252) обоснованной в части первого довода.

2. Установить в действиях Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Ивановская областная клиническая больница» нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Подписи членов комиссии

 

Связанные организации

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
ИНН 3728025983, ОГРН 1023700544845
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЕЛЬРУС-КОСТРОМА"
ИНН 4401143363, ОГРН 1134401006992