Решение №037/06/64-517/2020 (07-15/2020-311) Решение по жалобе ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «И... от 25 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/64-517/2020 (07-15/2020-311)

 

Дата оглашения решения: 23 сентября 2020 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 25 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «Дельрус-Кострома» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов расходного материала для сбора плазмы, наборов для донорской крови четырехкамерных (извещение 0133200001720002244), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов расходного материала для сбора плазмы, наборов для донорской крови четырехкамерных (извещение 0133200001720002244).

 

Согласно первому доводу жалобы набор для донорской крови четырехкамерный и набор/сет расходных материалов для сбора плазмы методом высокоскоростного центрифугирования по технологии HS должны закупаться раздельно, так как они являются товарами различного функционального и технологического назначения.

Объединение в одной закупке функционально и технологически несовместимых товаров обусловлено наличием комбинации «блокирующих» характеристик «срок хранения эритроцитов – не менее 49 дней» и «тип лейкоцитарного фильтра - для цельной крови». Данное объединение осуществлено Заказчиком исключительно с целью ограничения количества участников закупки. Указанные характеристики не являются преимущественными особенностями по отношению к имеющимся на рынке аналогам, а только ограничивающими параметрами.

На российском рынке имеются аналоги с более длительным сроком хранения крови и ее компонентов. Гемоконсервант Фаглюцид, содержащийся в «Гемасин» контейнер стерильный полимерный для крови и ее компонентов с раствором гемоконсерванта однократного применения производства ОАО «Акционерное курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез», позволяет хранить консервированную донорскую кровь в течение 50 дней. Вместе с тем, применение контейнеров с длительным сроком хранения крови и ее компонентов не является клинически и функционально обоснованным. Ключевая роль в формировании реологических параметров крови принадлежит эритроцитам, поскольку они составляют 98% от общего объема клеточной популяции. Длительное, до 30 и более суток, хранение цельной крови и эритроцитарной массы при температуре 4°С сопровождается рядом изменений важнейших показателей мембран эритроцитов, а, соответственно, и функциональных возможностей клеток. Анализ поверхности мембран эритроцитов показал, что по мере хранения крови на мембранах появляются необратимые дефекты, увеличивающие свои размеры с увеличением времени хранения, которые впоследствии переходят в крупные выросты. При хранении 42 дня эритроцитарного компонента выявляются ростовые факторы, вызывающие рост опухолевых клеток.

Во втором доводе жалобы Общество указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а также указывает на возможные нарушения при рассмотрении заявки ООО «Гемодженикс» по закупке 0133200001719003533.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Процесс заготовки, переработки, хранения, обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов является единым технологическим процессом. Закупаемые товары являются взаимосвязанными. Кроме того, в случае разбивки указанных в документации об электронном аукционе наборов на отдельные закупки возрастет количество контрактов, возрастут транспортные расходы на поставку товаров у исполнителя по контракту, и, как следствие, экономия бюджетных средств существенно снизится. При этом по сведениям Заказчика, характеристикам, указанным в описании объекта закупки, соответствуют изделия не менее, чем двух производителей.

Установление требований к сроку хранения эритроцитов не менее 49 дней снижает процент списания компонентов крови и влияет на эффективность работы учреждения. Для обеспечения бесперебойной выдачи в медицинские учреждения Ивановской области необходимых компонентов крови ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» создает запас высококачественных эритросодержащих компонентов крови с максимальным разнообразием фенотипов, в том числе редко встречающихся. Таким образом, для обеспечения вышеперечисленной категории больных Заказчик обязан иметь запас компонентов крови с максимально длительными сроками хранения. В составе ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» есть удаленные филиалы, в которых просто необходимо держать достаточный запас компонентов различного фенотипа. Например, в одном из филиалов предусмотрен коллективный отпуск, во время которого запасы крови и компонентов не обновляются, что приводит к необходимости использовать ранее сделанные запасы в течение продолжительного срока. В целях обеспечения безопасности компонентов крови Заказчик обязан применять в своей деятельности самые современные технологии, доступные на рынке.

Всегда бывают внештатные ситуации, как, например, в силу сложившейся сложной эпидемиологической обстановки в стране, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в связи с вводимыми ограничениями на территориях субъектов РФ, в том числе и на территории Ивановской области. У ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» сложилась повышенная потребность в крови и ее компонентах почти всех групп и резусов. Подобные ситуации могут происходить часто и внезапно (не только эпидемии, но и пожары, ДТП с большим количеством пострадавших), и Заказчик обязан в силу специфики деятельности продолжать бесперебойное обеспечение медицинских учреждений кровью и ее компонентами. При этом предугадать, какая группа крови или резус понадобятся в каждом конкретном случае не представляется возможным, а переливание требуется срочно (в течение нескольких часов), для чего в ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» организована и функционирует круглосуточная экспедиция по выдаче крови и ее компонентов в медицинские учреждения области. ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» обязано заготавливать и иметь в наличии достаточный и необходимый запас.

Тип лейкоцитарного фильтра – для цельной крови установлен в соответствии с требованиями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 32.50.13.190-00584. Применение такого фильтра обусловлено сбором у доноров именно цельной крови. До начала разделения крови на компоненты она фильтруется, что является наиболее простой и удобной схемой работы, при этом кровь фильтруется в закрытой, герметичной, стерильной системе, не требуется вскрытие контейнеров.

Другие доводы жалобы, по мнению Заказчика, не относятся к конкретной закупке.

 

Рассмотрев представленные ООО «Дельрус-Кострома», ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

08.09.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001720002244 о проведении электронного аукциона на поставку наборов расходного материала для сбора плазмы, наборов для донорской крови четырехкамерных, а также соответствующая документация о закупке. 14.07.2020, 21.07.2020 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 11 962 767 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 17.09.2020 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2020;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2020;

- согласно протоколу №0133200001720002244-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.09.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано две заявки на участие в нем, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было принято решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, к участию в нем и признании этих участников закупки участниками такого аукциона;

- в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 21.09.2020 ценовое предложение поступило только от одного участника закупки: 11 902 953 руб. 16 коп.;

- согласно протоколу №0133200001720002244-3 подведения итогов электронного аукциона от 22.09.2020 заявка участника закупки ООО «Компания Дельта Сервис» была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе…

На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является поставка наборов расходного материала для сбора плазмы, наборов для донорской крови четырехкамерных согласно разделу III «Спецификация» документации об электронном аукционе.

По позиции 2 «Набор для донорской крови, четырехкамерный» отражены, в том числе следующие характеристики:

- срок хранения эритроцитов в ресуспендирующем растворе - не менее 49 дней

- тип лейкоцитарного фильтра - фильтр для цельной крови.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к товарам с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться, как ограничение доступа к участию в торгах.

Характеристики являющегося объектом закупки товара были определены с учетом особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для Заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания своевременной и качественной медицинской помощи с применением товара, соответствующего характеристикам, указанным в документации о закупке. Отсутствие в аукционной документации, сформированной с учетом потребности Заказчика, детализации характеристик поставляемого товара может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с определением соответствия предлагаемого товара потребностям Заказчика, и привести к закупке товара, не соответствующего его потребности, что может повлечь риски для жизни и здоровья, как доноров, так и последующих пациентов, для которых предполагается использование крови и ее компонентов.

Помимо вышеизложенного, при наличии в ст. 33 Закона о контрактной системе исключительного права у Заказчика формировать описание объекта закупки, исходя из имеющейся у него потребности, действия Заказчика по формированию документации о закупке не противоречат Закону о контрактной системе. Заказчик не лишен возможности закупать необходимый ему товар с одновременным комплексом характеристик, который ему принципиально важен, при тех обстоятельствах, что на рынке имеются товары, соответствующие описанию объекта закупки. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при наличии на рынке товара, который частично соответствует требованиям товара, образующего комплексную потребность Заказчика, формировать описание объекта закупки с учетом указанного обстоятельства, либо закупать отдельными лотами несколько товаров с целью удовлетворения комплексной потребности Заказчика.

При этом стоит отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление.

Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения количества участников закупки, невозможности исполнения контракта Обществом и (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было. Представленные Обществом запросы от 11.09.2020 в ЗАО «НПО АСТА», ООО ЦБМИ «ВИМЕД», ООО «Гарвей» о предоставлении коммерческого предложения на 300 наборов для донорской крови четырехкамерых с характеристиками наборов, указанными в документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России таковыми не считает, поскольку в Ивановское УФАС России не были представлены ни доказательства отправки данных запросов, ни ответы о том, что Заявителю отказано в продаже таких наборов.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности наличия в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

Относительно возможных нарушений, допущенных при рассмотрении заявки ООО «Гемодженикс» по закупке 0133200001719003533, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно протоколу №0133200001719003533-1/ 37 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.01.2020 на участие в электронном аукционе подана единственная заявка от участника закупки ИП <…>, которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке.

Вместе с тем, на основании ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном гл. 6 Закона о контрактной системе, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, при признании соответствующей электронной процедуры несостоявшейся.

Указанный протокол был размещен на официальном сайте 20.01.2020, жалоба подана Заявителем в Ивановское УФАС России – 16.09.2020, то есть после установленного Законом о контрактной системе срока.

Таким образом, в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Дельрус-Кострома» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов расходного материала для сбора плазмы, наборов для донорской крови четырехкамерных (извещение 0133200001720002244) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны