Решение №037/06/104-181/2020 (07-02/2020-038 Сведения от ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница»... от 21 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е РНП - №37 - 38

по делу №037/06/104-181/2020 (07-02/2020-038) о включении сведений о недобросовестном поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Дата принятия решения: 20 апреля 2020 года                                                      город Иваново

Дата изготовления решения: 21 апреля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе членов комиссии <…>

при участии представителя ООО «Аустрон» <…>

в отсутствие представителей ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» (далее - Заказчик) (информация о месте, дате и времени рассмотрения обращения была направлена указанному лицу),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 13.04.2020 от ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» поступили материалы, свидетельствующие о признании ООО «Аустрон» уклонившимся от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Шприцов медицинских) для нужд ОБУЗ «ИвОКБ» (электронный аукцион 0133200001720000481) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Ивановским УФАС России на основании ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года №1062 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)» было решено провести проверку факта уклонения Общества от заключения контракта.

Рассмотрев представленные ОБУЗ «ИвОКБ», ООО «Аустрон», ЗАО «Сбербанк-АСТ», АО «Единая электронная торговая площадка» документы, заслушав представителя Общества, участвующего в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, было установлено следующее.

10.03.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение 00133200001720000481 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Шприцов медицинских) для нужд ОБУЗ "ИвОКБ", а также документация о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 2145595,00 руб.

Согласно протоколу №0133200001720000481-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.03.2020 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 6 заявок на участие в нем, все участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 24.03.2020 от участников закупки поступили следующие последние ценовые предложения:

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, р

99

24.03.2020 10:46

Понижение

2 113 400,00

133

24.03.2020 10:57

Понижение

1 856 544,04

113

24.03.2020 12:04

Понижение

988 772,02

51

24.03.2020 12:04

Понижение

999 500,00

90

24.03.2020 11:06

Понижение

1 668 544,04

На основании протокола №0133200001720000481-3 подведения итогов электронного аукциона от 30.03.2020 заявки участников закупки с идентификационными номерами заявок 113 ООО «Аустрон», 51 ООО «Аванта-трейд», 133 ООО «СОФЕКСМЕД», 99 ООО «Стерин» были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке. Указанный протокол был размещен на официальном сайте 30.03.2020.

Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Победителем электронного аукциона признано ООО «Аустрон», предложившее цену контракта – 988 772 руб. 02 коп. (предложена цена контракта, которая ниже начальной (максимальной) цены контракта более, чем на 25%).

Ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 83.2 в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением ч. 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Как следует из представленных документов, а также информации, размещенной на официальном сайте, 31.03.2020 Заказчиком своевременно была исполнена обязанность по размещению проекта контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

02.04.2020 Обществом был размещен протокол разногласий.

Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

02.04.2020 Заказчиком был размещен доработанный проект контракта.

На основании ч. 6 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Обществом в установленный Законом о контрактной системе срок до 23:59 08.04.2020 не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В силу ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 83.2 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В связи с вышеуказанным, 09.04.2020 ОБУЗ «ИвОКБ» ООО «Аустрон» было признано уклонившимся от заключения контракта. 10.04.2020 на официальном сайте Заказчик разместил протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

На основании указанной нормы, ОБУЗ «ИвОКБ» 13.04.2020 направило в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.

17.04.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили пояснения ООО «Аустрон» по факту уклонения от заключения указанного контракта. Согласно указанным пояснениям, а также пояснениям представителя Общества, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, по независящим от воли ООО «Аустрон» причинам, проект контракта не был подписан в установленный срок ввиду обнаружения 02.04.2020 неисправности персонального компьютера (не включался, индикаторы не горели). В подтверждение этого не было представлено письменных доказательств. После получения информации о признании ООО «Аустрон» уклонившимся от заключения контракта Общество предприняло ряд мер, направленных на заключение контракта за пределами установленного срока, в том числе Заказчику было направлено письмо с объяснением ситуации и просьбой отменить протокол о признании участника уклонившимся, а также сообщалось, что Обществом были произведены подготовительные работы для исполнения контракта, а именно Общество подготовило банковскую гарантию №10004636. По мнению ООО «Аустрон», данные обстоятельства могут послужить подтверждением того, что Общество не имело намерения уклониться от заключения контракта и, напротив, предприняло все зависящие от него действия для его заключения и устранения негативных последствий своих действий (непреднамеренного пропуска срока направления проекта контракта Заказчику). Бездействие, выразившееся в ненаправлении Заказчику в установленный срок подписанного проекта контракта, было допущено ООО «Аустрон» без умысла на уклонение от заключения контракта, не содержит в себе признаки недобросовестности, а является только следствием независящих от его воли обстоятельств.

На основании указанного Общество полагает, что у Ивановского УФАС России имеются достаточные правовые основания для неприменения к ООО «Аустрон» специальной меры ответственности в виде включения сведений об Обществе, его учредителях и лице, выполняющем функции единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав представленные документы и заслушав представителя Общества, приходит к следующим выводам.

Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться, как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Термин «уклонение от заключения контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона.

В соответствии со сведениями, представленными 20.04.2020 ЗАО «Сбербанк-АСТ» в ответ на запрос Ивановского УФАС №07-02/1250 от 16.04.2020 о действиях, совершенных Обществом на электронной площадке в период с 02.04.2020 по 08.04.2020 (в течение срока, предусмотренного для подписания проекта контракта), Общество обращалось к странице на электронной площадке.

Согласно сведениям, представленным 17.04.2020 АО «Единая электронная торговая площадка»» в ответ на запрос Ивановского УФАС России №07-02/1249 от 16.04.2020 о действиях, совершенных Обществом на электронной площадке в период с 02.04.2020 по 08.04.2020 (в течение срока, предусмотренного для подписания проекта контракта), Общество неоднократно обращалось к странице, успешно авторизовывалось и подавало ценовые предложения на электронной площадке.

Представитель Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России подтвердил, что с 02.04.2020 по 08.04.2020 Общество могло подписать контракт, но по организационным причинам этого не сделало.

В соответствии со сведениями, представленными 17.04.2020 ОБУЗ «ИвОКБ» в ответ на запрос Ивановского УФАС России №07-02/1251 от 16.04.2020, Общество в период с 02.04.2020 по 08.04.2020 (в течение срока, предусмотренного для подписания проекта контракта) с ОБУЗ «ИвОКБ» не связывалось, информацию о невозможности подписания контракта в установленный срок не предоставляло, а письмо с объяснением ситуации и просьбой отменить протокол о признании участника уклонившимся было направлено только 09.04.2020, т.е. по истечении предусмотренного Законом о контрактной системе срока.

Какие-либо объективные препятствия к совершению действий по заключению контракта в период с 02.04.2020 по 08.04.2020 Обществом не раскрыты, доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности подписания проекта контракта, не представлено.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления той деятельности, последствий принимаемых им решений.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2, 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Обществом не была проявлена должная осмотрительность, какая от него требовалась по характеру его обязательства по исполнению обязанности по своевременному заключению контракта, что свидетельствует о его недобросовестности при участии в электронном аукционе. ООО «Аустрон» было заранее ознакомлено с требованиями документации об электронном аукционе, что позволяло в полной мере надлежащим образом выполнить обязательства в соответствии с действующим законодательством.

Принимая участие в электронном аукционе на право заключения государственных или муниципальных контрактов, участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Действия Общества, выразившиеся в неподписании контракта в установленный срок, привели к нарушению прав Заказчика. Поведение Общества привело к невозможности заключения и исполнения контракта. Учитывая, что отношения по заключению контракта носят гражданско-правовой характер, в данном случае Общество обязано было доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Общество не подтвердило, что имели место обстоятельства, которые объективно препятствовали подписанию им контракта.

На основании вышеуказанного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что признание ОБУЗ «ИвОКБ» ООО «Аустрон» уклонившимся от заключения контракта является обоснованным.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Сведения, представленные ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница», в отношении ООО «Аустрон» включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Шприцов медицинских) для нужд ОБУЗ "ИвОКБ" (электронный аукцион 0133200001720000481), сроком на два года.

 

Дата события <*>

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

09.04.2020

14.04.2020

13.04.2020

-

13.04.2020

20.04.2020

20.04.2020

-

23.04.2020

21.04.2020

-

-

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

 

Подписи членов комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны