Решение №037/06/64-44/2020 Решение по жалобе ООО «Контракт» на действия Администрации Ф... от 30 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/64-44/2020 (07-15/2020-008)

 

Дата оглашения решения: 27 января 2020 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 30 января 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей Администрации Фурмановского муниципального района (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Контракт» (далее – Заявитель, Общество) (информация о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена Обществу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт и техническое обслуживание сетей уличного освещения г. Фурманов в 2020 году (извещение 0133300015620000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.01.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Контракт» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт и техническое обслуживание сетей уличного освещения г. Фурманов в 2020 году (извещение 0133300015620000001).

 

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком указан неверный срок предоставления разъяснений положений документации о закупке.

Во втором доводе жалобы Общество указывает, что Заказчик ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Дата и время начала подачи заявок - 14.01.2020 8:59.

Дата и время окончания подачи заявок - 21.01.2020 08:00.

Срок подачи заявок начинается на следующий день, т.е. 14.01.2020 +7 дней = 21.01.2020 (включительно).

Следовательно, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть установлен не ранее - 21.01.2020 23:59.

В соответствии с третьим доводом жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе только согласия, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В четвертом доводе жалобы Заявитель указывает, что в документации о закупке отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Указанные Заказчиком требования к материалам (в случае наличия таковых), во-первых, указаны с конкретными и однозначными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что исключает использование товаров и материалов, эквивалентных или лучше по своим характеристикам, а, во-вторых, установлены только с целью определения стоимости данной позиции сметного расчета и расчета общей стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).

Согласно пятому доводу жалобы Заказчик неправомерно указал разные идентификационные коды закупки в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке:

- извещение о проведении электронного аукциона: 203370500156037050100101690014321244;

- проект контракта документации о закупке: 203370500156037050100101690004321244.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

В связи с чем, для рассмотрения жалобы в указанной части она была направлена Ивановским УФАС России по подведомственности в Финансовое управление Администрации Фурмановского муниципального района.

Согласно шестому доводу жалобы Заказчиком в проекте контракта документации о закупке не указаны обязательные требования согласно ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с седьмым доводом жалобы в проекте контракта документации о закупке не установлены надлежащие размеры пени, начисляемые Заказчику за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

 

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы, а также пояснениям его представителей, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Контракт», Администрацией Фурмановского муниципального района документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133300015620000001 о проведении электронного аукциона на ремонт и техническое обслуживание сетей уличного освещения г. Фурманов в 2020 году, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом проведения электронного аукциона:

- начальная (максимальная) цена контракта – 3 550 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 21.01.2020 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 22.01.2020;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 23.01.2020;

- согласно протоколу проведения электронного аукциона от 23.01.2020 от участников закупки поступили следующие ценовые предложения:

 

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, р

3

23.01.2020 14:16

Понижение

2 698 250

2

23.01.2020 14:15

Понижение

2 716 000

1

23.01.2020 13:04

Понижение

3 000 000

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В документации об электронном аукционе указано, что датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе является 17.01.2020. На официальном сайте указано: дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации – 17.01.2020 16:00.

Согласно ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как указано выше, датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 21.01.2020 08:00, следовательно, направить запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, на который Заказчик обязан ответить, возможно было не позднее 17.01.2020 23:59. В случае направления запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 17.01.2020 в 23:59, Заказчик обязан был разместить разъяснения положений документации об электронном аукционе в течение двух дней с даты его поступления. Таким образом, в рассматриваемом случае датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе (с учетом того, что окончание двухдневного срока выпадает на нерабочий день) является 20.01.2020.

На основании указанного выше, дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе определена с нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormId=108671815), дата размещения извещения и документации о закупке 13.01.2020.

Таким образом, Заказчиком на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона размещено не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Вместе с тем, стоит отметить, что на основании ч. 5, 6 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) утратил силу с 1 июля 2018 года;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Порядок осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе информации может определяться иная информация, подлежащая контролю. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации №1367 от 12.12.2015. Постановлением Правительства Российской Федерации №1367 от 12.12.2015 утверждены Правила осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе. Согласно п. 14 указанных Правил в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом пп. «в» п. 13 Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной п. 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну».

Уведомление о прохождении контроля в Финансовом управлении Администрации Фурмановского муниципального района получено 14.01.2020. В открытой части соответствующие документы были опубликованы 14.01.2020.

Комиссия Ивановского УФАС России при указанных выше обстоятельствах полагает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

На основании ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

П. 10 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке предусмотрено, что под выполнением работ по ремонту и техническим обслуживанием сетей уличного освещения г. Фурманов в 2020 году понимается выполнение Подрядчиком работ на территории города Фурманова Ивановской области с использованием материалов, изделий и оборудования Подрядчика в полном объеме, порядке и строгом соответствии с локальным сметным расчетом. Полное описание объекта закупки содержится в разделе IV «Техническое задание» документации об электронном аукционе. В локальной смете, размещенной на официальном сайте, в том числе указаны товары, необходимые для выполнения работ.

Согласно п. 30 раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Ввиду того, что предметом закупки является выполнение работ с использованием товара, требования к которому, в том числе указаны в локальной смете, требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе в документации о закупке определены с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Анализ вышеприведенных положений ст. 33 Закона о контрактной системе свидетельствует, что при описании объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Как указано выше, в локальной смете, размещенной на официальном сайте, товары, необходимые для выполнения работ, действительно указаны, в том числе с конкретными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений).

Вопреки доводам Заявителя, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика указывать только максимальные и (или) минимальные показатели характеристик, Заказчиком в документации о закупке могут указываться также и конкретные значения показателей. Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит требования о копировании Заказчиком всех товаров, предусмотренных сметной документацией, в документацию о закупке.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России в рассматриваемом случае полагает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

 

Шестой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Указанные требования содержатся в п. 6.4.20 проекта контракта документации о закупке.

 

Седьмой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе требование о начислении Заказчику пени в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в документации о закупке отсутствует.

 

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации №1042 от 30.08.2017 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. №570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. №1063» (далее - Постановление).

Согласно п. 12 Постановления общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В нарушение ч. 5 ст. 34, п. 12 Постановления в п. 9.7 проекта контракта документации указано: общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на ремонт и техническое обслуживание сетей уличного освещения г. Фурманов в 2020 году (извещение 0133300015620000001) обоснованной в части первого, третьего, седьмого доводов жалобы.

 

2. Установить в действиях Администрации Фурмановского муниципального района нарушение ч. 5 ст. 34, п. 2, 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 12 Постановления.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны