Решение б/н Решение по делу №02-30/024 (ответчик - Правительство Ивановс... от 7 августа 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

      Решение

 

Резолютивная часть решения оглашена "30" июня 2010 г.                         город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "08" июля 2010 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>,

 

в присутствии:

 

представителей Правительства Ивановской области: <…>;

 

представителя индивидуального предпринимателя Абрамова В… Б… – <…>,

рассмотрев дело № 02-30/024, возбужденное по признакам нарушения Правительством Ивановской области (153000, г. Иваново, ул. Пушкина, д.9) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России 18.05.2010 поступило на рассмотрение обращение и 31.05.2010 дополнение к нему от индивидуального предпринимателя Абрамова В. Б., проживающего по адресу: <…> (далее – ИП Абрамов) с жалобой на результаты проверки проведенной территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее – Управление Росфиннадзора).

 

Управлением Росфиннадзора, в ходе проверки в первом квартале 2010 года Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), установлено, что при проведении конкурсного отбора на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, управляющей компанией (ООО «Управляющая компания № 3») допущен к комиссионному отбору и признан победителем по некоторым лотам отбора индивидуальный предприниматель (ИП Абрамов В.Б.). Это, по мнению Управления Росфиннадзора, является  нарушением пункта 1.4 раздела 9 Адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 № 144-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008 год» (далее – Постановление № 144-п) и пункта 1.4 раздела 8 Адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №74-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год» (далее – Постановление № 74-п).

ИП Абрамов В.Б. считает, что признание в качестве нарушения участие индивидуального предпринимателя в комиссионном отборе противоречит антимонопольному законодательству.

В ходе рассмотрения обращения ИП Абрамова В.Б. Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения Правительством Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом заместителя руководителя Ивановского УФАС России от 11.06.2010  № 79 возбуждено дело № 02-30/024 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

При рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Абрамова В.Б. – <…> поддержала позицию, изложенную в обращениях ИП Абрамова от 18.05.2010 и 31.05.2010.

 

Представители Правительства Ивановской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признали и сообщили, что, руководствуясь статьей 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации и используя термин «юридические лица», в пункте 1.4 раздела 9 и пункте 1.4 раздела 8 региональных Адресных программ, Правительство Ивановской области подразумевало и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что подтверждается использованием по тексту Адресных программ термина «подрядная организация». Следовательно, положения программ, касающиеся юридических лиц, распространяются и на индивидуальных предпринимателей. Кроме того, представители Правительства Ивановской области сообщили, что в настоящее время указанные региональные программы утратили свою силу, так как действие программ ограничено 2008 и 2009 годами.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

В целях реализации Федерального закона № 185-ФЗ, в соответствии с Постановлением № 144-п и Постановлением №74-п  утверждены Адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008-2009 годы.

Во исполнение принятых Адресных программ, в 2008 и 2009 годах управляющими компаниями г. Фурманова Ивановской области проводились комиссионные отборы подрядных организаций для заключения договоров на капитальный ремонт многоквартирных домов вошедших в программу финансирования из средств, предоставляемых  в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.

В первом квартале 2010 года Управление Росфиннадзора проводило проверку Администрации Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района на предмет соблюдения требований Федерального закона № 185-ФЗ и утвержденных Адресных программ при использовании муниципальными образованиями средств, предоставленных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам указанной проверки, территориальным управлением Росфиннадзора Губернатору Ивановской области направлено письмо от 30.03.2010 №24-01-08/491, с указанием выявленных нарушений. В данном письме, в частности, указывается в качестве нарушения допуск управляющей компанией (ООО «Управляющая компания № 3») к комиссионному отбору и признание победителем по некоторым лотам отбора индивидуального предпринимателя (ИП Абрамов В.Б.).

Управлением Росфиннадзора участие в комиссионном отборе индивидуального предпринимателя Абрамова В.Б. признано нарушением, в силу пункта 1.4 раздела 9 и пункта 1.4 раздела 8 указанных Адресных программ, которыми установлено, что в комиссионном отборе могут участвовать юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, осуществляющие деятельность по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов и имеющие предусмотренную законодательством разрешительную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, производственную базу (техническую оснащенность), квалифицированный штатный состав, опыт работы по аналогичным работам, отзывы заказчиков по ранее выполненным работам.

По результатам проверки, проведенной Управлением Росфиннадзора, Ассоциации организаций жилищно-коммунального комплекса (далее – Ассоциация ОЖКК) вынесено Представление Фурмановской межрайонной прокуратуры от 07.05.2010 №35-2010, где в качестве нарушения указывается не соблюдение, при проведении комиссионного отбора на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, пункта 1.4 раздела 8 Постановления Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №74-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год» и предписывается устранить выявленное нарушение.

В связи с этим, ИП Абрамов В.Б., при поддержке Ассоциации ОЖКК, обратился в Ивановское УФАС России с жалобой на результаты проверки проведенной Управлением Росфиннадзора, в соответствии с которыми, его участие в конкурсном отборе на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов как индивидуального предпринимателя, признано нарушением пункта 1.4 раздела 9 и пункта 1.4 раздела 8 Адресных программ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

 

Частью 1 статьи 50 ГК РФ определено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Частью 2 данной статьи определяется, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Таким образом, в Гражданском кодексе РФ четко определены понятие и организационно-правовые формы юридического лица.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Частью 3 статьи 23 ГК РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

 

Таким образом, применение к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, правил Гражданского Кодекса Российской Федерации, не делает граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица юридическими лицами.

 

В силу части 8 статьи 20 Федерального закона №185-ФЗ порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.

 

Следовательно, Федеральный закон №185-ФЗ, во исполнение которого приняты Адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008 и 2009 года, утвержденные Постановлениями №144-п и №74-п, не содержит указаний на недопущение индивидуальных предпринимателей к конкурсному отбору по капитальному ремонту многоквартирных домов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Установив возможность участия в конкурсном отборе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов только юридических лиц, Правительство Ивановской области ограничило конкуренцию на рынке выполнения работ по ремонту жилья, путем введения ограничения в отношении осуществления работ по капитальному ремонту многоквартирных домов индивидуальными предпринимателями.

 

Таким образом, пункт 1.4 раздела 9 Адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 №144-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008 год» и пункт 1.4 раздела 8 Адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №74-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год» не соответствуют требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивают конкуренцию, так как не допускают к участию в конкурсном отборе индивидуальных предпринимателей.

 

В соответствии с частью 1 Порядка подготовки проектов правовых актов Ивановской области, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 17.10.2001 №255-уг «Об утверждении порядка подготовки проектов правовых актов Ивановской области» нормативные и индивидуальные правовые акты, принятые на определенный срок, наступление которого может определяться конкретной датой или событием, утрачивают юридическую силу по истечении срока своего действия без принятия правового акта об этом.

 

Следовательно, рассматриваемые Адресные программы утратили силу, так как действие программ ограничено 2008 и 2009 годами.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия Правительства Ивановской области, выразившиеся в ограничении состава участников комиссионного отбора на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов путем не включения в  пункт 1.4  раздела 9 Адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 10.06.2008 №144-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2008 год»  и в пункт 1.4 раздела 8 Адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 №74-п «Об утверждении адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области на 2009 год» в состав участников индивидуальных предпринимателей, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/024 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

 

3.      Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Правительству Ивановской области не выдавать в связи с истечением срока действия указанных Адресных программ.

 

4.      Материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России не передавать, в связи с тем, что вышеуказанное нарушение совершено до вступления в силу статьи 14.9 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за данное правонарушение.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны