Решение №037/06/42-92/2023 (07-15/2023-024) о признании жалобы ООО «Информзащита-Софт» на действия Депар... от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/42-92/2023 (07-15/2023-024)

 

Дата оглашения решения: 27 февраля 2023 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 02 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «Информзащита-Софт» (далее – Заявитель, Общество) – <…> (доверенность от 22.02.2023),

Департамента развития информационного общества Ивановской области (далее – Заказчик) <…> (доверенность от 21.02.2023), <…> (доверенность от 21.02.2023),

 

рассмотрев жалобу ООО «Информзащита-Софт» на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению сертификатов технической поддержки продуктов ViPNet и активации сервиса обслуживания в Центре мониторинга (извещение 0133200004823000004), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

16.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Информзащита-Софт» на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению сертификатов технической поддержки продуктов ViPNet и активации сервиса обслуживания в Центре мониторинга (извещение 0133200004823000004).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что согласно описанию объекта закупки исполнитель при выполнении контракта обязан передать Заказчику сертификаты технической поддержки продуктов VIPNet. При этом извещением о закупке установлены иные услуги, которые предоставляются исполнителем по контракту после активации сертификата. Так в извещении установлено, что исполнитель обязан оказать следующие услуги:

- разместить на своей площадке систему анализа событий ИБ и выявления ИБ с предоставлением Заказчику удаленного доступа;

- предоставлять Заказчику набор услуг, включающий установление обстоятельств и возможных последствий инцидента ИБ;

- иные услуги, предусмотренные извещением о закупке.

Вместе с тем, положения описания объекта закупки не позволяют точно определить потребность Заказчика, объем оказываемых услуг и условия исполнения контракта. В связи с чем, у Общества возникло множество вопросов по условиям оказания услуг и их объему, что не позволило Заявителю сформировать свое ценовое предложение и поучаствовать в закупке.

Согласно второму доводу жалобы Заказчиком размещена закупка на оказание услуг по предоставлению программного обеспечения (далее – ПО), в связи с чем, при осуществлении закупки Заказчику надлежало установить запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, в соответствии с пп. «а» п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ №1236).

В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что согласно п.п. 4.1, 4.2 проекта контракта извещения о закупке срок исполнения контракта с даты подписания контракта обеими сторонами до 30.03.2023.

Вместе с тем, в п. 5 технического задания извещения о закупке указано, что исполнитель оказывает услуги по сопровождению в течение всего срока действия представленного сертификата. При этом п. 5 технического задания предусмотрено, что обслуживание в центре мониторинга предоставляется в течение 12 месяцев со дня активации сертификата. Следовательно, извещением о проведении закупки предусмотрено, что исполнитель обязан оказывать услуги по контракту, в том числе после приемки оказанных услуг и их оплаты. Таким образом, в извещении о закупке установлены некорректные сроки для исполнения контракта, а также приемки оказанных услуг.

 

Департамент развития информационного общества Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные ООО «Информзащита-Софт», Департаментом развития информационного общества Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

10.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0133200004823000004 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению сертификатов технической поддержки продуктов ViPNet и активации сервиса обслуживания в Центре мониторинга.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 2 928 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 17.02.2023 09:00;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 20.02.2022;  

- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 №ИЗК1 по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме было подано 2 заявки. Оба участника закупки и их заявки были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером 49 (ООО «УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР ПРОФИ»).

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным на основании следующего.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В п. 5 «Сертификат на оказание услуг по мониторингу инцидентов информационной безопасности и подключению к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА)» описания объекта закупки, указаны следующие положения:

Предоставляемый сертификат распространяется на инфраструктуру Заказчика, включающую:

- до 1000 узлов;

- до 20 сенсоров обнаружения вторжений уровня сети.

Обслуживание в Центре мониторинга предоставляется в течение 12 месяцев со дня активации Сертификата.

Предоставляемый Сертификат должен включать в свой состав предоставление следующих услуг по мониторингу инцидентов информационной безопасности и подключению к ГосСОПКА объектов Заказчика:

- настройку и эксплуатацию технических средств и систем мониторинга ИБ;

- анализ данных о событиях информационной безопасности;

- приём обращений о возможных инцидентах от персонала и пользователей информационных ресурсов Заказчика;

- регистрацию инцидентов;

- реагирование на инциденты и координацию действий по ликвидации их последствий;

- установление причин инцидентов;

- взаимодействие с НКЦКИ;

- подготовку отчётов по инцидентам.

В пп. 3.1-3.10 п. 5 описания объекта закупки извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме конкретизируются обязанности исполнителя в рамках действия сертификата.

Согласно пояснениям представителей Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, положения п. 5 описания объекта закупки, предусматривающие оказание услуг по предоставленному сертификату, не являются предметом закупки. Положения, предусмотренные пп. с 3.1 по 3.10 п. 5 описания объекта закупки, описывают обязанности стороннего лица, которые оказываются в рамках действующего сертификата на оказание услуг по мониторингу инцидентов информационной безопасности и подключению к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Данные требования являются описанием условий самого сертификата. В рамках заключенного контракта требуется исключительно передать Заказчику указанный сертификат на бумажном носителе. Остальные услуги, указанные в описании объекта закупки, победитель закупки исполнять не обязан.

Вместе с тем, Заказчиком никак не конкретизировано в извещении о закупке, что требования к оказываемым по сертификату услугам не относятся к предмету закупки и исполняются разработчиком программного обеспечения самостоятельно без привлечения победителя закупки.

Проанализировав извещение о проведении закупки, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что положения п. 5 описания объекта закупки вводят в заблуждение участников закупки, не позволяя однозначно установить предмет контракта и объем оказываемых услуг, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушений ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности второго довода жалобы на основании следующего.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ №1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 2.1 Постановления Правительства РФ №1236 для целей применения п. 2 Постановления Правительства РФ №1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В соответствии с пп. «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ №1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что программный комплекс VIPNet IDS включен в реестр российского программного обеспечения. Следовательно, в рассматриваемом случае в извещении о проведении закупки следует установить запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1236.

Таким образом, не установив в извещении о проведении закупки запрет допуска иностранного программного обеспечения, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1236, Заказчик нарушил требования ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В разделе 4 «Порядок, сроки и условия приемки услуг» проекта контракта извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме указано следующее:

- начало оказания услуг по контракту: с даты подписания контракта обеими сторонами;

- окончание оказания услуг по контракту: по 30.03.2023;

- исполнитель в день исполнения контракта формирует с использованием единой информационной системы, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, оформленный в соответствии с Законом о контрактной системе;

- члены приемочной комиссии, не позднее 20 (двадцати) рабочих дней следующих за днем поступления заказчику документа о приемке, подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. В случае, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;

- датой приемки оказанных услуг считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.

Пунктом 5 описания объекта закупки извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено, что обслуживание в Центре мониторинга предоставляется в течение 12 месяцев со дня активации Сертификата. При этом в пп. 3.10 п. 5 описания объекта закупки указано, что исполнитель должен оказывать услуги в течение срока действия переданного сертификата.

Вместе с тем, положения извещения о проведении закупки, сформированного при помощи функционала официального сайта, дублируют срок окончания исполнения контракта, указанный в проекте контракта (30.03.2023).

В силу ч. 4 ст. 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Таким образом, учитывая, что услуги, оказываемые по активированному сертификату, фактически не исполняются в рамках контракта, а также то, что информация, сформированная Заказчиком на официальном сайте, имеет приоритет над иными приложениями к извещению о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что в извещении о закупке четко определен срок для исполнения контракта. Следовательно, нарушение в действиях Заказчика отсутствует.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Информзащита-Софт» на действия Департамента развития информационного общества Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению сертификатов технической поддержки продуктов ViPNet и активации сервиса обслуживания в Центре мониторинга (извещение 0133200004823000004) обоснованной в части первого и второго доводов жалобы.

2. Установить в действиях Департамента развития информационного общества Ивановской области нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 15 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны