Решение №037/01/10-175/2021 решение о признании бездействий ЕТО по организации горячего ... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail:to37@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии ….

членов комиссии: ….., рассмотрев дело №037/01/10-175/2021 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Приволжская коммуна» (……) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в присутствии на заседании:

от заинтересованных лиц:

- АО «Наволокское коммунальное хозяйство» (далее – АО «НКХ») ….,

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение Ивановского УФАС России 20.09.2019 из Кинешемской городской прокуратуры поступила жалоба жителей дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки Кинешемского района Ивановской области по факту отсутствия горячего водоснабжения с 01.06.2019.

Из жалобы следует, что с 01.06.2019 ООО «Теплоцентраль-1» закрыло задвижки на сети горячего водоснабжения, повесило замок и цепи. Заявители указали, что являются добросовестными плательщиками услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Заявители отмечают, что неоднократно обращались в ООО «Теплоцентраль-1» по поводу отключения горячей воды. На обращения получили ответ о том, что ООО «Теплоцентраль-1» не является больше единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) на данной территории, вследствие чего прекратило поставку горячего водоснабжения (далее – ГВС) и необходимости обратиться по всем вопросам в ООО «Приволжская коммуна». В мае 2019 года на жилом доме размещены объявления, в которых ООО «Теплоцентраль-1» уведомляет жителей дома о том, что постановлением Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 07.05.2019 №207 ООО «Приволжская коммуна» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории, где расположен жилой дом Заявителей.

Обращения в ООО «Приволжская коммуна» тоже ни к чему не привели, поскольку в Обществе пояснили, что не согласны с присвоенным статусом ЕТО и будут обжаловать в Арбитражный суд Ивановской области. Поставлять тепло и ГВС ООО «Приволжская коммуна» не отказывается, но в связи с тем, что сети принадлежат другому лицу, у ООО «Приволжская коммуна» отсутствуют тарифы на поставку тепла и ГВС населению.

С 01.08.2019 счета за отопление и ГВС населению никто не выставляет. Заявители выражали так же беспокойство, что с начала отопительного сезона никто не обеспечит поставку тепла и горячего водоснабжения в их дом.

Срок рассмотрения жалобы продлевался письмом Ивановского УФАС России от 16.10.2019 №02-24/3746 до 20.12.2019 в порядке ч. 4 ст. 44 Закона о защите конкуренции. Уведомлением от 26.11.2019 принятие решение по жалобе откладывалось до вступления в силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-5766/2019.

18.12.2020 Арбитражным судом Ивановской области вынесено решение по делу №А17-5766/2019. 15.04.2021 вынесено Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу №А17-5766/2019. Следовательно, 16.04.2021 решение Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-5766/2019 вступило в законную силу. 20.04.2021 срок рассмотрения жалобы Заявителей возобновлен.

Из пояснений ООО «Теплоцентраль-1» от 03.10.2019 №14 следует, что между АО «Наволокское коммунальное хозяйство» (далее – АО «НКХ») и ООО «Теплоцентраль-1» 28.12.2017 заключен договор аренды имущества, согласно которого в пользование ООО «Теплоцентраль-1» передавались, в том числе сети теплоснабжения и ГВС в границах теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна». В соответствии с Постановлением Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района №101 от 13.04.2015, №241 от 27.10.2016 статус ЕТО до 28.03.2019 в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» присвоен ООО «Теплоцентраль-1». Для осуществления своих полномочий ООО «Теплоцентраль-1» заключило договор теплоснабжения с ООО «Приволжская коммуна».

Общество отметило, что из-за тяжелого материального положения ООО «Теплоцентраль-1» не могло своевременно оплачивать ООО «Приволжская коммуна» за поставленную тепловую энергию, росли долги. Возникла угроза надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии. 30.01.2019 АО «Наволокское коммунальное хозяйство» направило в адрес ООО «Теплоцентраль-1» уведомление о расторжении договора аренды в части пользования сетями теплоснабжения и ГВС от источника теплоснабжения ООО «Приволжская коммуна». В связи с чем ООО «Теплоцентраль-1» 13.03.2019 уведомило Администрацию о расторжении договора аренды тепловых сетей с собственником имущества в части изъятия сетей теплоснабжения и ГВС. 29.03.2019 Администрацией принято постановление №169 об утрате статуса единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна». С 01.06.2019 в связи с утратой статуса ЕТО запорная арматура на сетях была перекрыта, опечатана и сети переданы собственнику по акту приема-передачи. Подача теплоносителя по сетям с 01.06.2019 не осуществлялась. Счета населению за ГВС со стороны ООО «Теплоцентраль-1» не выставлялись, так как не было законных оснований. С 01.06.2019 поставку ГВС должно было осуществлять ООО «Приволжская коммуна». Однако, Общество не предприняло действий: договор на передачу тепловой энергии не заключило с АО «НКХ», за установлением тарифов на тепловую энергию и ГВС не обратилось.

В письменных пояснениях ООО «Приволжская коммуна» (письмо от 01.10.2019 №01-05/246) пояснило, что Постановления Администрации от 07.05.2019 №207, №358 от 24.09.2019 и №195 от 18.04.2019 считает незаконными, недействительными, принятыми с нарушениями действующего законодательства. ООО «Приволжская коммуна» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области (дело №А17-5766/2019) о признании недействительными указанных Постановлений. Между ООО «Теплоцентраль-1» и ООО «Приволжская коммуна» заключен договор теплоснабжения №73 от 31.12.2015, по которому поставляется тепловая энергия. ООО «Приволжская коммуна» никогда не осуществляло поставку теплоносителя напрямую населению, которое проживает в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный. Такие функции осуществляло ООО «Теплоцентраль-1». Согласно Акта об отключении ГВС от 01.06.2019, который составлен работниками ООО «Теплоцентраль-1», данное общество незаконно отключило население вышеуказанных улиц от ГВС. ООО «Приволжская коммуна» не прекращало поставку ГВС в рамках договора теплоснабжения №73 от 31.12.2015, который действует до настоящего времени, несмотря на исковое заявление ООО «Теплоцентраль-1» о расторжении договора (дело №А17-4823/2019). 10.09.2019 АО «НКХ» проинформировало, что 11.09.2019 будет произведено снятие пломб и заглушек с сетей теплоснабжения и ГВС от котельной ООО «Приволжская коммуна».

АО «Наволокское коммунальное хозяйство» в письме от 21.10.2019 №59 указало, что поскольку ООО «Приволжская коммуна» от заключения договора на передачу тепловой энергии отказалось, АО «НКХ» направило требование ООО «Теплоцентраль-1» перекрыть запорную арматуру на магистральной сети теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна». АО «НКХ» неоднократно направляло в адрес ООО «Приволжская коммуна» предложения о возобновлении ГВС потребителям путем заключения договора на передачу тепловой энергии. АО «НКХ» не препятствовало передаче через свои сети тепловой энергии. Самостоятельно поставлять тепловую энергию и ГВС АО «НКХ» не имело правовых оснований, поскольку статус ЕТО установлен ООО «Приволжская коммуна». Вместе с тем, ООО «Приволжская коммуна» отказалось осуществлять поставку тепловой энергии потребителям по сетям АО «НКХ», мотивируя тем, что Постановление Администрации вынесено с нарушением закона. АО «НКХ» известны факты неоднократного обращения жителей многоквартирных домов (ул. Промышленная, д. 2) к руководству ООО «Приволжская коммуна» с просьбой заключить договор на поставку тепловой энергии и получении отказа. В связи с тем, что ООО «Приволжская коммуна» отказывалось предоставлять услуги теплоснабжения и ГВС населению, Администрацией проведено заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям Кинешемского района, по результатам которого принято решение временно до вступления в силу решения Арбитражного суда Ивановской области по иску ООО «Приволжская коммуна» об оспаривании нормативных правовых актов Администрации, теплоснабжение и ГВС осуществлять АО «НКХ».

Администрация Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в пояснениях от 04.10.2019 №1958 указало, что в целях обеспечения ГВС населения в адрес ООО «Приволжская коммуна» направлялись письма с просьбой приступить к исполнению обязанностей ЕТО. В связи с не преступлением к исполнению обязанностей ЕТО в целях недопущения срыва начала отопительного сезона, Администрацией принято постановление №370 от 25.09.2019, которым исполнение функции ЕТО в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» возложена на АО «НКХ» на период рассмотрения дела Арбитражным судом Ивановской области №А17-5766/2019. С 23.09.2019 в соответствии с Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области №310 от 20.09.2019 «О начале отопительного сезона» в дом №1 по ул. Вилкова г. Наволоки осуществляется поставка теплоносителя и ГВС.

Приказом Ивановского УФАС России от 20.04.2021 №11 возбуждено дело №037/01/10-175/2021 по признакам нарушения ООО «Приволжская коммуна» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказами от 11.06.2021 №18, от 13.07.2021 №25 внесены изменения в приказ от 20.04.2021 №11. Определением от 20.04.2021 дело назначено к рассмотрению на 20.05.2021. Определениями Комиссии от 20.05.2021, от 15.06.2021 рассмотрение дела №037/01/10-175/2020 отложено, в том числе в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На заседаниях Комиссии 20.05.2021, 15.06.2021, 19.07.2021:

- Заявители, уведомленные надлежащим образом, не присутствовали.

- представитель ООО «Приволжская коммуна», присутствующий на заседании Комиссии 20.05.2021, поддержал доводы письменных пояснений от 30.04.2021 №01-05/75, указав, что ООО «Приволжская коммуна» не является Ответчиком по делу, поскольку не имеет никакого отношения к прекращению горячего водоснабжения (далее – ГВС) жителей. Решения Арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по делу №А17-5766/2019 считает незаконными, необоснованными и вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права. Данные решения Общество намерено обжаловать в суд Волго-Вятского округа. Также представитель Ответчика отметил, что ООО «Приволжская коммуна» фактически никогда не осуществляло поставку теплоносителя напрямую населению. Отключения ГВС осуществлено ООО «Теплоцентраль-1», а не ООО «Приволжская коммуна». Полагал, что именно действия ООО «Теплоцентраль-1» противозаконны, поскольку оно обязано было исполнять функции ЕТО до присвоения данного статуса иной теплоснабжающей организации. Договор между ООО «Теплоцентраль-1» и ООО «Приволжская коммуна» №73 от 31.12.2015 действовал до 23.09.2019, до момента заключения договора с АО «НКХ» №1020 от 23.09.2019 на поставку тепловой энергии и теплоносителя, который действует до настоящего времени. Подача ГВС со стороны ООО «Приволжская коммуна» производилась в штатном режиме. ООО «Теплоцентраль-1» обязано было исполнять функции ЕТО до момента заключения с АО «НКХ» договора теплоснабжения №1020 от 23.09.2019. Представитель указал, что выводы в определении о назначении дела к рассмотрению от 20.05.2021 о неосуществлении ООО «Приволжская коммуна» деятельности с 01.06.2019 в качестве ЕТО, последствиями чего явилось отсутствие ГВС у граждан, ошибочные.

Также ООО «Приволжская коммуна» указало, что не согласно с выводами об уклонении от заключения договора передачи тепловой энергии с АО «НКХ». Данное обстоятельство, как пояснил представитель Общества, опровергается договором №1020 от 23.09.2019 на поставку тепловой энергии и теплоносителя, заключенным между ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ».

Так же представитель пояснил, что в течение отопительных сезонов ООО «Теплоцентраль-1» имело задолженность перед ООО «Приволжская коммуна», которая погашалась по окончании отопительного сезона. ООО «Теплоцентраль-1» пользовалось средствами без какой-либо компенсации. ООО «Приволжская коммуна» всегда шло на встречу, брало на себя расходы по отпуску тепловой энергии. Неустойки за просрочку исполнения обязательств ООО «Теплоцентраль-1», ООО «Приволжская коммуна» не взыскивало.

В заседаниях Комиссии 15.06.2021, 19.07.2021 представитель ООО «Приволжская коммуна», уведомленное надлежащим образом, участие не принял. 15.06.2021 заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а также представлено заявление №01-05/98 от 15.06.2021 о рассмотрении дела №037/01/10-175/2021 без участия представителя ООО «Приволжская коммуна». Учитывая факт надлежащего уведомления о дате, времени и места рассмотрения настоящего дела, дело рассмотрено Комиссией в отсутствие представителя ООО «Приволжская коммуна».

Ходатайство ООО «Приволжская коммуна» от 15.06.2021 о приобщении к материалам дела дополнительных документов рассмотрено Комиссией и оставлено без удовлетворения, в связи с тем, что изложенные в нем обстоятельства и приложенные документы не относятся к периоду (июнь-сентябрь 2019 года) и обстоятельствам, рассматриваемым в рамках дела №037/01/10-175/2021. Возникшие в настоящее время взаимоотношения между ООО «Приволжская коммуна» и АО «Наволокское коммунальное хозяйство» по расторжению договора теплоснабжения с 01.06.2021 с ООО «Приволжская коммуна», факт прекращения поставки ГВС жителям ул. Вилкова, ул. Промышленная, Советской и пер. Аптечный в 2021 году могут быть самостоятельными основаниями обращения в антимонопольный орган, и предметом рассмотрения антимонопольным органом.

- представитель АО «НКХ» поддержал пояснения от 14.05.2021 №37Э, повторяющее по своему содержанию ранее предоставленные пояснения. Дополнительно пояснил, что после присвоения ООО «Приволжская коммуна» статуса ЕТО, со стороны АО «НКХ» направлялось три соглашения в целях урегулирования отношений по передаче тепловой энергии. Никаких переговорных процессов не велось, ответа от ООО «Приволжская коммуна» не было ни отрицательного, ни положительного. Договор теплоснабжения от 23.09.2019 заключен был на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации для обеспечения тепловой энергией населения.

- представитель ООО «Теплоцентраль-1» пояснил, что ООО «Теплоцентраль-1» направляло в адрес ООО «Приволжская коммуна» уведомления о прекращении деятельности и передаче тепловых сетей собственнику, просило расторгнуть договор теплоснабжения, заключенный между ООО «Теплоцентраль-1» и ООО «Приволжская коммуна». Ответов не получало, в последующем направлено обращение в арбитражный суд Ивановской области для расторжения договора. Запорную арматуру на тепловых сетях ООО «Теплоцентраль-1» перекрыло, поскольку боялось, что тепловая энергия от источника будет продолжать поступать, при этом договор теплоснабжения действующий. За поставку тепловой энергии, в таком случае придется рассчитываться ООО «Теплоцентраль-1» в отсутствие основных средств. Подробнее позиция заинтересованного лица отражена в письменных пояснениях от 14.04.2021 №3/9.

На направленное заключение об обстоятельствах дела поступили письменные возражения от ООО «Приволжская коммуна» (письмо без номера от 08.07.2021), из содержания которых следует, что:

  1. Ответчик полагает, что именно действия ООО «Теплоцентраль-1», опломбировавшего запорную арматуру линии ГВС жилого дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки в закрытом состоянии в связи с утратой статуса единой теплоснабжающей организации являются нарушением п. 18 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012 (далее – Правила №808), а также прав жителей указанного дома. Считает, что в силу ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении, Закон №190-ФЗ), п. 18 Правил №808 ООО «Теплоцентраль-1» обязано было исполнять функции единой теплоснабжающей организации до момента заключения с АО «НКХ» договора теплоснабжения №1020 от 23.09.2019 на поставку тепловой энергии и теплоносителя;
  2. Комиссией проигнорировали доводы ООО «Теплоцентраль-1» о том, что оно накопило долги и поэтому не может обеспечить надежное теплоснабжение, поскольку данное заявление ООО «Теплоцентраль-1» не имеет никакого правового значения;
  3. Утверждения Комиссии, что с 01.06.2019 поставку ГВС должно было осуществлять ООО «Приволжская коммуна». Однако, Общество не предприняло действий: договор на передачу тепловой энергии не заключило с АО «НКХ», за установлением тарифов на тепловую энергию и ГВС не обратилось, голословны, действия ООО «Приволжская коммуна» осуществляются в правовом поле;
  4. Полагает, что АО «НКХ» не обладало правовыми основаниями направления требований о перекрытии запорной арматуры на магистральной сети, и его действия привели к ущемлению интересов жителей;
  5. Вывод Комиссии, на странице 15 абз. 4 заключения об обстоятельствах дела,что ЕТО для указанной системы теплоснабжения с 01.06.2019 являлась ООО «Приволжская коммуна» ошибочен. Также отмечено, что приходя к указанному выводу Комиссия ссылается на Постановление Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района №358 от 24.09.2018, в связи с чем Ответчику не ясно с какого момента он должен был приступить к исполнению обязанности ЕТО;
  6. Утверждение Комиссии о том, что постановление Администрации №207 от 07.05.2019 вступило в силу с 01.06.2019 ошибочно, дело об обжаловании данного постановления назначено определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа на 17.08.2021;
  7. Ошибочен вывод Комиссии, что ООО «Приволжская коммуна» уклонялось от заключения договора передачи тепловой энергии с АО «НКХ» и опровергается договором теплоснабжения №1020 от 23.09.2019, заключенным с АО «Наволокское коммунальное хозяйство».

Более подробно доводы ООО «Приволжская коммуна» изложены в письменных пояснениях от 08.07.2021.

Рассмотрев представленные материалы, оценив озвученные лицами, участвующими в деле, доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с Постановлением Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация) №358 от 24.09.2018 статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна» присвоен ООО «Теплоцентраль-1».

Для присвоения указанного статуса между ООО «Теплоцентраль-1» и АО «Наволокское коммунальное хозяйство» (далее – АО «НКХ») заключен договор аренды имущества №10 от 28.12.2017, по которому передавались сети теплоснабжения и горячего водоснабжения в границах теплоснабжения котельной ООО «Приволжская коммуна».

Между ООО «Теплоцентраль-1» и ООО «Приволжская коммуна» заключен договор теплоснабжения №73 от 31.12.2015 на поставку тепловой энергии и теплоносителя.

Письмом от 30.01.2019 АО «Наволокское коммунальное хозяйство» направило в адрес ООО «Теплоцентраль-1» уведомление о расторжение договора аренды в части пользования сетями теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» в связи с их неэффективной эксплуатацией.

13.03.2019 №6 ООО «Теплоцентраль-1» направило уведомление в Администрацию и ООО «Приволжская коммуна» об изменении договора аренды с собственником АО «Наволокское коммунальное хозяйство» в части изъятия сетей по ул. Советская, Промышленная, Вилкова, пер. Аптечный города Наволоки Кинешемского района с 01.05.2019.

29.03.2019 Постановлением №169 Администрации принято решение об утрате статуса единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоцентраль-1» в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» (ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки).

07.05.2019 Постановлением Администрации статус единой теплоснабжающей организации на территории Наволокского городского поселения в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» присвоен ООО «Приволжская коммуна». Постановление вступает в силу с 01.06.2019.

15.05.2019 письмом №905 Администрация уведомила о присвоении статуса ЕТО ООО «Приволжская коммуна», одновременно, направив копию Постановления.

21.05.2019 письмом №01-05/149 ООО «Приволжская коммуна» просило отменить Постановление Администрации №207 от 07.05.2019.

13.05.2019 письмом №23/9 АО «Наволокское коммунальное хозяйство» обращалось в адрес ООО «Приволжская коммуна», в котором предлагало приобрести в собственность сети теплоснабжения и горячего водоснабжения в системе теплоснабжения от источника последнего, взять данные сети в долгосрочную аренду, заключить договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

31.05.2019 в адрес ООО «Приволжская коммуна» письмом №29/9 направлен договор №1 оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и покупки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

31.05.2019 между ООО «Теплоцентраль-1» и АО «Наволокское коммунальное хозяйство» заключено дополнительное соглашение №6 к договору аренды имущества №10 от 28.12.2017, в соответствии с которым из Приложения №1 «Перечень имущества» исключены позиции №39 и №40, а именно наружная тепловая сеть кадастровый номер 37:07:0:024:211:02:083025390 и наружная сеть горячего водоснабжения кадастровый номер 37:07:0:024:211:02:083025400. Оформлен акт приема-передачи имущества от этой же даты.

01.06.2019 ООО «Теплоцентраль-1» составлен Акт об отключении ГВС жилого фонда ул. Промышленная, Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки в связи со сменой единой теплоснабжающей организации.

13.06.2019 Администрацией в адрес ООО «Приволжская коммуна» направлено письмо №1229 с требованием приступить к исполнению обязанностей ЕТО в соответствии со п. 12 Постановления Правительства РФ №808, а также указанием на отсутствие оснований для отмены Постановления №207.

12.08.2019, 17.08.2019 письмами №78, 39 АО «НКХ» указывало на необходимость заключить договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии в целях утверждения тарифа, а также в случае не подписания договора №1 на обращение в Арбитражный суд Ивановской области за понуждением заключения договора.

В письме от 06.09.2019 №91 АО «НКХ» уведомило, что 11.09.2019 будет произведено снятие пломб и заглушек с сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна».

16.09.2019 состоялось заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечении пожарной безопасности Кинешемского муниципального района, на котором принято решение обеспечить отпуск тепловой энергии потребителям с начала отопительного сезона ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ». Протоколом №7 от 16.09.2019 рекомендовано до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по иску ООО «Приволжская коммуна» (дело №А17-5766/2019) в максимально сжатые сроки ООО «Приволжская коммуна» и АО «Наволокское коммунальное хозяйство» утвердить в Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области необходимые тарифы в целях обеспечения тепловой энергией потребителей; с началом отопительного сезона ООО «Приволжская коммуна» и АО «Наволокское коммунальное хозяйство» обеспечить отпуск и поставку тепловой энергии потребителям на территории Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна».

23.09.2019 в соответствии с Постановлением Администрации Кинешемского муниципального района №310 от 20.09.2019 «О начале отопительного сезона» в дом №1 по ул. Вилкова г. Наволоки осуществлена поставка теплоносителя на горячее водоснабжение и отопление.

Представленными материалами подтверждается факт отсутствия горячего водоснабжения в МКД №1 по ул. Вилкова с 01.06.2019 по 23.09.2019, то есть более трех месяцев.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 28.03.2018, под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Следовательно, положения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции применимы для рассмотрения обстоятельств жалобы Заявлений – жителей многоквартирного дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее - Регламент №345).

В соответствии с пунктом 3.19 Регламента №345 определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с Порядком №220.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции подготовлены аналитические отчеты от 22.11.2019, 19.05.2021, приобщенные к материалам рассматриваемого дела.

С учетом проведения ретроспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке (исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования), временной интервала исследования определен: 2019 год.

Продуктовые границы товарного рынка определены как: «услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения».

Согласно п. 12 Правил №808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Географическими границами товарного рынка является территория границ системы теплоснабжения и ГВС от котельной ООО «Приволжская коммуна», ограниченной ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки Ивановской области.

Согласно пункту 2 Правил №808 «Зона (зоны) деятельности единой теплоснабжающей организации» - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.

Пунктом 4 Правил №808 границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.

В соответствии с Приложением к Постановлению Администрации №207 от 07.05.2019 о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации ООО «Приволжская коммуна» границы системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» ограничены ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки Ивановской области.

Продавцом на рассматриваемом товарном рынке выступает ООО «Приволжская коммуна», в соответствии с Постановления Администрации №207 от 07.05.2019 наделенная статусом единой теплоснабжающей организации.

Покупателями являются потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с присвоением ООО «Приволжская коммуна» статуса единой теплоснабжающей организации и не выполнение данным хозяйствующим субъектом обязанностей единой теплоснабжающей организации, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, и соответственно определение уровня концентрации товарного рынка - не проводилось.

Наличие присвоенного статуса единой теплоснабжающей организации является барьером входа на данный рынок.

В силу части 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

До 31.05.2019 на основании Постановления Администрации №358 от 24.09.2018 статусом единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» было наделено ООО «Теплоцентраль-1».

С 01.06.2019 на основании Постановления Администрации №207 от 07.05.2019 статус единой теплоснабжающей организации на территории Наволокского городского поселения в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» присвоен ООО «Приволжская коммуна».

Постановлением Администрации от 25.09.2019 №370 исполнение функций единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» г. Наволоки (ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный) возложено на АО «Наволокское коммунальное хозяйство».

Таким образом, Комиссия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу, что положение ООО «Приволжская коммуна» на товарном рынке услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в географических границах системы теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна», ограниченной ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки Ивановская область, во временном интервале с 01.06.2019 по 23.09.2019 является доминирующим.

При изложенных обстоятельствах ООО «Приволжская коммуна» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

При этом согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство в числе прочего регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

На основании части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из содержания части 4 статьи 154 ЖК РФ следует, что к числу коммунальных услуг относятся услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (далее – Правила №354), под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Правил №354 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В пункте 121 Правил №354 также закреплено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Общие требования к жилищно-коммунальным услугам, утверждены ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", утвержденные Приказом Росстандарта от 11.06.2014 №544-ст.

Указанный стандарт распространяется на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

Согласно п. 4.3 ГОСТ Р 51617-2014 предоставление потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме начинается с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, в том числе в соответствии с Жилищным кодексом, Правилами №354.

Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 51617-2014 коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением N 1 Правил №354.

Согласно пункту 4 раздела II Приложения №1 к Правилам №354 услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (действующих на период рассматриваемых действий) в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что законодательством установлены предельные сроки отключения горячего водоснабжения.

С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что продолжительность отключения горячего водоснабжения определена нормативно; соблюдение указанной продолжительности обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Из представленных документов, пояснений сторон, Комиссией установлен факт отсутствия горячего водоснабжения на протяжении более трех месяцев у жителей, входящих в систему теплоснабжения от источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна», в том числе многоквартирного дома №1 по ул. Вилкова, что влечет ущемление их прав и интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о теплоснабжении, п. 12 Правил №808, единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что для полного и всестороннего определения обстоятельств по рассматриваемому делу надлежит установить лицо, обязанное обеспечить исполнение договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании пункта 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения следует, что теплоснабжение многоквартирной жилой застройки на надпойменной трассе р. Волги обеспечивается от котельной ООО «Приволжская коммуна».

В обосновывающих материалах к схеме теплоснабжения (актуальная редакция на 2019 год) определено, что данная централизованная система теплоснабжения представляет собой совокупность источника тепловой энергии и теплопотребляющих установок потребителей, технологически соединенных тепловыми сетями (стр. 10).

Зона деятельности источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна» определена на схеме 2.3 (стр. 14) схемы теплоснабжения, и включает в себя, в том числе ул. Вилкова, д.1.

Таким образом, поставка тепловой энергии и горячее водоснабжение осуществляется от источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна» по тепловым сетям собственником которых выступает АО «Наволокское коммунальное хозяйство», переданным в аренду до 31.05.2019 – ООО «Теплоцентраль-1».

Согласно п. 3 Правил №808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.

Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения (п. 4 Правил №808).

Как указано выше статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» присвоен ООО «Теплоцентраль-1» (Постановление №358 от 24.09.2018).

Согласно п. 13 Правил №808 подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации является одним из оснований лишения статуса единой теплоснабжающей организации.

Пунктом 15 Правил №808 предусмотрено, что организация, имеющая статус единой теплоснабжающей организации, вправе подать главе местной администрации городского поселения, заявление о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации, за исключением случаев, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил. Заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации должно быть представлено до 1 августа текущего года. В случае нарушения указанного срока заявление о прекращении функций единой теплоснабжающей организации не подлежит рассмотрению.

В свою очередь, глава местной администрации городского поселения обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации (п. 16 Правил №808).

13.03.2019 ООО «Теплоцентраль-1» направило уведомление в Администрацию и ООО «Приволжская коммуна» о расторжении договора аренды с собственником в части изъятия сетей.

29.03.2019 Постановлением №169 Администрации принято решение об утрате статуса единой теплоснабжающей организацией ООО «Теплоцентраль-1» в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» (ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки).

Из п. 18 Правил №808 следует, что организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.

В соответствии с п. 17 Правил №808 орган местного самоуправления городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации. Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 настоящих Правил.

Из Постановления №169 от 29.03.2019 Администрации следует, что п. 3 предложено теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать в порядке, установленном п. 5-11 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №808 от 08.08.2012, заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения источника ООО «Приволжская коммуна».

Данное Постановление размещено на сайте Администрации Наволокского городского поселения navoloki.ru.

Исходя из информации, размещенной 07.05.2019 на сайте navoloki.ru по состоянию на 07.05.2019 не поступило ни одной заявки от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна».

В случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (п. 11 Правил №808).

Постановлением Администрации от 07.05.2019 №207 статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в соответствии с пунктом 11 Правил №808 присвоен владельцу источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна» (вступило в силу с 01.06.2019).

Вопрос о правомерности наделения ООО «Приволжская коммуна» статусом единой теплоснабжающей организации рассмотрен арбитражным судом Ивановской области. В решении суда по делу №А17-5766/2019 от 18.12.2020 (ступило в силу 08.04.2021) отражено, что Администрацией при вынесении Постановления №207 от 07.05.2019 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» соблюдена процедура присвоения статуса единой теплоснабжающей организации.

Суд в решении отразил, что по критерию надежности ООО «Приволжская коммуна» подпадает под основания для наделения данной организации статусом ЕТО, в отличие от АО «Наволокское коммунальное хозяйство», учитывая наличие судебных взысканий по задолженностям АО «НКХ».

Суд апелляционной инстанции поддержал указанный вывод, отразив, что котельная ООО «Приволжская коммуна» функционирует в круглогодичном режиме, имеет все установленные допуски, в том числе от Ростехнадзора, и обладает техническими возможностями и квалифицированным персоналом по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения. ООО «Приволжская коммуна», будучи теплоснабжающей организацией, не может не располагать системой диспетчеризации для отслеживания температурного режима и потребления тепловой энергии. Сетевая же организация АО «Наволокское коммунальное хозяйство» не имеет таких возможностей в отсутствие у нее источника тепловой энергии.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что ЕТО для указанной системы теплоснабжения с 01.06.2019 являлось ООО «Приволжская коммуна».

Рассмотрев довод Ответчика об ошибочном утверждение о вступлении в силу с 01.06.2019 Постановления Администрации №207 от 07.05.2019, Комиссия считает необходимым обратить внимание, что в Постановлении Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района №207 от 07.05.2019 не содержится иной даты вступления его в силу, кроме как указанной в п. 3 рассматриваемого Постановления – 01.06.2019. Обжалование Постановления Администрации №207 от 07.05.2019 Ответчиком осуществлено после 01.06.2019, действие Постановления не приостанавливалось. В связи с изложенным данный довод подлежит отклонению Комиссией.

Указание ООО «Приволжская коммуна» на то обстоятельство, что ООО «Теплоцентраль-1» накоплены долги по оплате тепловой энергии и ГВС, о несвоевременной оплате за поставленный ресурс в адрес ООО «Приволжская коммуна», что не позволило в дальнейшем обеспечивать надежное теплоснабжение, как верно отметил сам Ответчик, не имеет правового значения для рассматриваемого дела. Право ЕТО на обращение с заявлением о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации регламентировано п. 15 Правил №808, а рассмотрение обстоятельств и оснований для принятия решения о прекращении таких функций является полномочиями органа местного самоуправления, которое обязано обеспечить надежность теплоснабжения, что прямо указано в п. 16 Правил №808 и ст. 23 Закона о теплоснабжении.

Из письменных пояснений ООО «Теплоцентраль-1» от 03.10.2019 №14 и АО «НКХ» от 21.10.2019 №59 Комиссией установлено, что фактически перекрытие запорной арматуры на сетях от источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна» осуществлено ООО «Теплоцентраль-1» в связи с прекращением аренды тепловых сетей и передачи их владельцу – АО «НКХ», а также требованием последнего в связи с отсутствием договорных отношений по передаче тепловой энергии по сетям АО «НКХ».

В тоже время, осуществляя действия по перекрытию запорной арматуры, ООО «Теплоцентраль-1» действовало в отсутствие статуса единой теплоснабжающей организации и собственника сетей горячего водоснабжения (сети переданы АО «Наволокское коммунальное хозяйство»).

При изложенных обстоятельствах, действия ООО «Теплоцентраль-1» не могут быть квалифицированны как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке в виду того, что ООО «Теплоцентраль-1» на момент совершения указанных действий не являлось участником товарного рынка теплоснабжения и горячего водоснабжения конечных потребителей в системе теплоснабжения источника тепловой энергии ООО «Приволжская коммуна».

Относительно довода Ответчика о неправомерности действий АО «НКХ» по направлению требования об опломбировании запорной арматуры сетей ГВС в адрес ООО «Теплоцентраль-1», Комиссия пришла к следующим выводам. Из аналитического отчета от 14.11.2019, подготовленного по результатам проведенного анализа положения АО «НКХ» на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии и ГВС в географических границах сетей теплоснабжения и сетей ГВС от котельной ООО «Приволжская коммуна» до дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки во временном интервале с 01.06.2019 по 22.09.2019, установлено, что положение АО «НКХ» не являлось доминирующим на указанном товарном рынке. Кроме того, поскольку ООО «Приволжская коммуна» с 01.06.2019 не приступило к оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям МКД №1 по ул. Вилкова г. Наволоки, как единая теплоснабжающая организация, невозможно говорить о наличии заключенных между ООО «Приволжская коммуна» и потребителями договоров на предоставление коммунальных ресурсов теплоснабжения и горячего водоснабжения, в том числе посредством конклюдентных действий, а, следовательно, о перетоке тепловой энергии по указанным сетям Общества. При изложенных обстоятельствах действия АО «НКХ» не могут быть квалифицированны как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке в виду отсутствия у Общества доминирующего положения.

Вместе с тем из представленных документов следует, что отсутствие горячего водоснабжения у жителей многоквартирных домов с 01.06.2019 обусловлено не только действиями по перекрытию запорной арматуры ООО «Теплоцентраль-1», но и не осуществлением в указанной период времени деятельности единой теплоснабжающей организацией по обеспечению поставки горячего водоснабжения.

Как уже отмечено Комиссией на основании имеющихся в материалах дела документов, с 01.06.2019 ООО «Приволжская коммуна» обязано было приступить к осуществлению деятельности в качестве единой теплоснабжающей организации в соответствии с Постановлением Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области №207 от 07.05.2019.

Имевшее место указание в заключении об обстоятельствах дела на Постановление Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области №358 от 24.09.2018 являлось технической ошибкой (опиской). Иного документа, кроме Постановления Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области №207 от 07.05.2019, о наделение ООО «Приволжская коммуна» статусом ЕТО материалы дела и содержание самого заключения об обстоятельствах дела не содержат. При этом, срок начала деятельности ООО «Приволжская коммуна» в качестве единой теплоснабжающей организации определен данным постановлением с 01.06.2019, в связи с чем доводы Ответчика о неясности момента начала осуществления деятельности Комиссией отклоняются.

В силу указанных выше положений п.12 Правил №808 ООО «Приволжская коммуна» обязано было заключать и исполнять договоры теплоснабжения, а также заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

В материалах дела имеется обращение жителей дома №1 ул. Промышленная г. Наволоки, расположенного в зоне деятельности ООО «Приволжская коммуна», как ЕТО, в ООО «Приволжская коммуна» за заключением договора теплоснабжения.

Письмом от 13.09.2019 №01-05/233 ООО «Приволжская коммуна», ссылаясь на возбужденные арбитражным судом Ивановской области дела по искам ООО «Теплоцентраль-1», ООО «Приволжская коммуна», а также не достижением согласия о расторжении между ООО «Приволжская коммуна» и ООО «Теплоцентраль-1» договора теплоснабжения №73 от 31.12.2015, указало на необходимость заключения договора теплоснабжения с ООО «Теплоцентраль-1».

Письмом от 08.08.2019 №1535 Администрация также обращалась в адрес ООО «Приволжская коммуна» в целях заключения муниципального контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 на теплоснабжение специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности Наволокского городского поселения.

Договор в соответствии с заявкой Администрации заключен не был.

Из представленных многочисленных обращений АО «НКХ» в ООО «Приволжская коммуна» с предложением заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии (письма от 31.05.2019 №29/9, от 12.08.2019 №78, 17.08.2019 №39, 06.09.2019 №91) следует, что ООО «Приволжская коммуна» уклонялось от заключения договора передачи тепловой энергии с АО «НКХ».

Фактически к 01.06.2019 (момент передачи ООО «Теплоцентраль-1» тепловых сетей ООО «НКХ») отношения по передаче тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения населения не урегулированы.

Запорная арматура линии ГВС жилого фонда ул. Промышленная, Вилкова и пер. Аптечный г. Наволоки, опломбированная ООО «Теплоцентраль-1» при передаче сетей владельцу, на выходе с территории ООО «Приволжская коммуна» сохранялась в указанном состоянии до 11.09.2019 (письмо АО «НКХ» от 06.09.2019 №91).

Согласно п. 11 ст. 2 Закона №190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Следовательно, несмотря на наличие не расторгнутого в установленном порядке договора теплоснабжения №73 от 31.12.2015, выбытие из владения ООО «Теплоцентраль-1» тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, свидетельствует об утрате Обществом статуса теплоснабжающей организации.

Учитывая изложенное Комиссия отклоняет доводы ООО «Приволжская коммуна» об обязанности ООО «Теплоцентраль-1» исполнять функции ЕТО до момента заключения договора теплоснабжения с АО «НКХ», поскольку выбытие тепловых сетей из владения организации в силу положений п. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжения, п. 7 Правил №808 лишает ее статуса теплоснабжающей организации.

Положения п. 18 Правил №808 сохраняют обязанность организации, утратившей статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил.

Следовательно, обязанность по исполнению функций ЕТО сохранялась за ООО «Теплоцентраль-1» до 01.06.2019, то есть до момента вступления в силу и преступления к исполнению обязанности ООО «Приволжская коммуна».

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 15 Закона №190-ФЗ в системе теплоснабжения договор теплоснабжения с потребителями обязана заключать единая теплоснабжающая организация, которой на момент обращения потребителей за заключением договора теплоснабжения являлась ООО «Приволжская коммуна».

ООО «Приволжская коммуна» располагало сведениями о том, что поставляемая им тепловая энергия направлена на обеспечение горячего водоснабжения коммунальных потребителей, отношения с участием которых регулируются Правилами №354, следовательно, при выстраивании отношений со своими контрагентами должно было руководствоваться порядком, установленным указанными нормативными актами, при этом принимать во внимание установленные ими запреты.

В материалы рассматриваемого дела Администрацией представлено письмо от 13.06.2019, адресованное ООО «Приволжская коммуна», которым орган власти просил приступить к исполнению обязанностей ЕТО.

При этом аргументы ООО «Приволжская коммуна» о том, что причиной приостановления горячего водоснабжения являлись действия по обжалованию со стороны ООО «Приволжская коммуна» Постановления Администрации о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации №207 от 07.05.2019 не свидетельствуют и не исключают обязательств Общества по исполнению возложенной функции.

Относительно доводов ООО «Приволжская коммуна» об отсутствии тарифа на теплоснабжение и ГВС для населения, Комиссией, исходя из письменного ответа Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 09.10.2019 №исх-2058-018/5-10, установлено, что действующим законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрена возможность пересмотра тарифов в случае присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации. При этом Департамент энергетики и тарифов Ивановской области отметил, что при обращении ООО «Приволжская коммуна» с предложением о пересмотре тарифов на 2019 год, формирование плановых убытков или излишне полученных доходов в течение текущего периода исключено. При отсутствии указанного тарифного предложения предприятие будет нести убытки в размере оплаты услуги по передаче. С заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Приволжская коммуна» на 2019 год и на услуги по передаче тепловой энергии не обращалось.

Следовательно, отсутствие указанных тарифов для населения не являлось неустраним препятствием, не позволившим ООО «Приволжская коммуна» приступить к исполнению обязанностей ЕТО. При намерении Ответчика на осуществление такой деятельности, ООО «Приволжская коммуна» имело возможность подготовить тарифную заявку и утвердить в установленном действующим законодательством порядке в уполномоченном органе тарифы для населения.

Из письменных пояснений ООО «Приволжская коммуна» от 31.05.2021 №01-05/89 следует, что ООО «Приволжская коммуна» ни с 01.03.2019, ни в настоящее время не обращалось и не имеет намерения обращаться в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области для утверждения тарифов для населения ул. Советская, Промышленная, Вилкова и пер. Аптечный г. Наволоки.

Комиссией установлено также, что информация о потребителях (юридических и физических лицах), которым надлежало обеспечить теплоснабжение и ГВС от котельной ООО «Приволжская коммуна», передавалась ООО «Теплоцентраль-1» письмами от 16.11.2018 №69, 15.11.2018 №68. Указанные письма содержат отметку об их получении ООО «Приволжская коммуна» 16.11.2018.

Следовательно, в данной части также отсутствовали препятствия для начала осуществления деятельности ЕТО в определенной Администрацией зоне деятельности.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что бездействие ООО «Приволжская коммуна» по организации поставки ГВС населению (жителям д. 1 по ул. Вилкова г. Наволоки), по урегулированию отношений с АО «НКХ» по передаче тепловой энергии, явились причиной отсутствия с 01.06.2019 горячего водоснабжения у жителей многоквартирного дома №1, входящего в систему теплоснабжения от источника ООО «Приволжская коммуна», что привело к ущемлению их интересов на бесперебойное получение коммунального ресурса.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (пункт 11 Постановления).

Действия Ответчика, в значительной мере ухудшающие положение более слабой и зависимой стороны в правоотношениях, очевидно, не соответствуют ни стабильности и определенности их статуса, ни основным принципам гражданского и публичного права. Позиция занятая единой теплоснабжающей организацией направлена на злоупотребление правом, запрещенное законом (ст. 10 ГК РФ).

Из статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

По смыслу положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействия) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критерию допустимости пределов осуществления таких прав. Другим критерием соответствующей оценки выступает разумность тех или иных ограничений. При этом во внимание следует принимать и направленность вредных последствий оцениваемых действий.

ООО «Приволжская коммуна», действуя разумно и добросовестно, имело возможность обратиться за обжалованием присвоенного ей статуса ЕТО до вступления в силу Постановления Администрации №207 (до 01.06.2019), с принятием мер, учитывающих интересы жителей на бесперебойное снабжение горячим водоснабжением.

В тоже время, поскольку гарантия бесперебойного горячего водоснабжения закреплена законом, носителем данной гарантии в числе иных субъектов является и ресурсоснабжающая организация, роль которой в процессе поставки теплоресурса является определяющей, действия или бездействие Общества, приводящие к превышению предельных сроков отсутствия горячего водоснабжения, являются злоупотреблением доминирующим положением.

В данном конкретном случае к ущемлению интересов жителей на бесперебойное горячее водоснабжение привело бездействие ООО «Приволжская коммуна» по организации такого водоснабжения с 01.06.2019 в связи с наделением функциями единой теплоснабжающей организации. В связи с изложенным выше и вопреки доводу Ответчика, Комиссия считает, что его действия являются злоупотреблением доминирующим положением.

В заключении об обстоятельствах дела №037/01/10-175/2021 от 15.06.2021 Комиссия переквалифицировала признаки нарушения в действиях ООО «Приволжская коммуна» с пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" на часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о наличии в бездействие ООО «Приволжская коммуна», выразившемся в непринятии действенных мер для возобновления горячего водоснабжения многоквартирного дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки после прекращения 01.06.2019 в связи с опломбированием и передачей тепловых сетей от ООО «Теплоцентраль-1» собственнику, а также не обеспечении бесперебойного горячего водоснабжения и превышении предельных сроков отключения горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов жителей дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки, нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Применительно к рассматриваемому периоду отсутствия горячего водоснабжения у жителей многоквартирного дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки (июнь 2019 года – 23 сентября 2019) горячее водоснабжение восстановлено.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №037/01/10-175/2021 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия/бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Приволжская коммуна» (…), занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в географических границах системы теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна», ограниченной ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова, пер. Аптечный г. Наволоки Ивановская область, выразившиеся в злоупотреблении таким положением путем непринятия действенных мер для возобновления горячего водоснабжения в многоквартирный дом №1 по ул. Вилкова г. Наволоки после прекращения 01.06.2019 в связи с опломбированием и передачей тепловых сетей от ООО «Теплоцентраль-1» собственнику, а также не обеспечении бесперебойного горячего водоснабжения и превышении предельных сроков отключения горячего водоснабжения, что привело к ущемлению интересов жителей дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела №037/01/10-175/2021 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. Предписание ООО «Приволжская коммуна» не выдавать в связи с возобновлением подачи с 23.09.2019 горячего жителям многоквартирного дома №1 по ул. Вилкова г. Наволоки.

Председатель Комиссии

Члены комиссии:

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны