Решение №037/06/31-508/2020 (07-15/2020-308) Решение по жалобе ООО «Строй-Электро-Монтаж-21» на действия ... от 17 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/31-508/2020 (07-15/2020-308)

 

Дата оглашения решения: 15 сентября 2020 года                                           город  Иваново

Дата изготовления решения: 17 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «Строй-Электро-Монтаж-21» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области: <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Строй-Электро-Монтаж-21» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку техно-рабочего проекта «Создание (модернизация) интеллектуальных транспортных систем в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в Ивановской области» (извещение №0133200001720002152), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Строй-Электро-Монтаж-21» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку техно-рабочего проекта «Создание (модернизация) интеллектуальных транспортных систем в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в Ивановской области» (извещение №0133200001720002152).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее – ФСТЭК) России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части следующих работ и услуг: работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

 

Согласно объяснениям Заказчика нарушений при проведении закупки допущено не было. Выполнение требований Технического задания и соблюдение указанных в документации о закупке нормативных правовых актов осуществляется при наличии предусмотренной законодательством РФ для выполнения данных видов работ лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Лицензируемые работы включены и технологически связаны с предметом закупки и не могут быть выделены, так как установление указанных требований обусловлено предметом закупки и необходимостью достижения заданных результатов.

 

Рассмотрев представленные ООО «Строй-Электро-Монтаж-21», Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

20.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение №0133200001720002152 о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку техно-рабочего проекта «Создание (модернизация) интеллектуальных транспортных систем в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в Ивановской области», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, документацией о закупке:

- начальная (максимальная) цена контракта – 52 000 000,00 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 11.09.2020 10:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки – 14.09.2020;

- дата подачи окончательных предложений – 16.09.2020.

 

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 54. 2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п. п. 3 - 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)

Согласно п. 31 Информационной карты документации о закупке участники закупки в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должны предоставить лицензию ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальный информации в части работ и услуг по проектированию в защищенном исполнении:

- средств и систем информатизации;

- помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

- защищаемых помещений.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании)  деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

В п. 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 №79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (далее – Положение), указано, что под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Согласно п. п. «д» п. 4 Положения при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.

В п. 2.2.12 Технического задания документации о закупке система обеспечения информационной безопасности должна соответствовать ГОСТ и нормативно-методическим и руководящим документам ФСТЭК России в области информационной безопасности.

В соответствии с требованиями нормативных документов по обеспечению информационной безопасности интеллектуальная транспортная система (далее – ИТС) должна включать следующий минимальный набор компонент:

- защиты от НСД, управления доступом и регистрацией, в том числе при использовании средств телекоммуникаций;

- антивирусной защиты;

- резервного копирования и восстановления информации.

 

Защита информации должна обеспечивать:

- предотвращение разглашения сведений ограниченного доступа (обеспечение режима конфиденциальности информации);

- предотвращение перехвата информации в процессе ее обработки техническими средствами (защита объектов информатизации от утечки информации по техническим каналам);

- предотвращение перехвата информации, передаваемой по каналам связи (защита информации, передаваемой по каналам связи);

- предотвращение несанкционированного доступа нарушителей к информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники и/или элементам ИТС, в результате которого возможно неправомерное ознакомление с информацией или ее копирование, или ее уничтожение, блокирование или модификация (защита информации от несанкционированного доступа);

- предотвращение несанкционированного снятия копий с носителей информации (защита носителей информации от несанкционированного копирования);

- предотвращение специальных программных воздействий на информацию или программное обеспечение технических средств обработки информации, вызывающих или уничтожение, блокирование, модификацию, копирование компьютерной информации, или нейтрализацию средств защиты информации, или нарушение функционирования технических средств обработки информации (защита информации от вредоносных программ и компьютерных вирусов);

- предотвращение программно-технических воздействий на информацию, программное обеспечение технических средств обработки информации или непосредственно технических средств обработки информации, вызывающих или уничтожение, блокирование, модификацию, копирование компьютерной информации, или нейтрализацию средств защиты информации, или нарушение функционирования технических средств обработки информации (защита информации от программно-технических воздействий);

- предотвращение несанкционированного доступа на объекты ИТС;

- предотвращение хищения и утраты носителей информации (физическая защита носителей информации).

 

В отношении системы связи и передачи данных должно быть реализовано выполнение следующих функций:

- защита от утечки информации;

- аутентификация сторон (подтверждение подлинности отправителя и получателя);

- разграничение прав пользователей;

- контроль целостности данных;

- обнаружение попытки нарушения функционирования любой не резервированной компоненты;

- ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств ИТС, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации ИТС;

- система должна фиксировать точное время, содержание изменений и информацию об уполномоченном сотруднике организации, осуществившем изменения в ИТС;

- ежедневное копирование всей размещенной информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;

- защита информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.

Класс защиты компонент ИТС в целом ориентировочно устанавливается как 1Г по классификации ФСТЭК России и подлежит обязательному уточнению при разработке аналитических обоснований.

Таким образом, требования к обеспечению информационной безопасности, включенные Заказчиком в Техническое задание документации о закупке, по своему функциональному содержанию предполагают необходимость осуществления технической защиты конфиденциальной информации, подтверждающейся лицензией ФСТЭК России.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

В рамках рассматриваемой закупки на разработку техно-рабочего проекта по созданию (модернизации) интеллектуальных транспортных систем подрядчиком будут выполняться работы по обеспечению технической защиты конфиденциальной информации, которые самостоятельным объектом закупки не являются, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 6.1.3 проекта контракта документации о закупке подрядчик вправе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей только с согласия Заказчика. Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями. Привлечение соисполнителей не влечет за собой изменения стоимости и объемов работ по контракту. Перечень Работ, выполненных соисполнителями, Исполнитель указывает в отчетной документации.

Таким образом, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к выполнению работ субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, при этом в проекте контракта документации о закупке возможно установить требование о представлении подрядчиком по контракту лицензии ФСТЭК России, которая содержит сведения либо о наличии у подрядчика по контракту либо о наличии у субподрядчика права выполнять работы по обеспечению технической защиты конфиденциальной информации. Предоставление лицензии ФСТЭК России участником закупки является необходимым, лишь в случае, если выполнение соответствующих видов работ участникам закупки необходимо осуществлять самостоятельно.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Требование о наличии лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации в части работ и услуг по проектированию в защищенном исполнении, установленное Заказчиком в конкурсной документации к участникам закупки, противоречит положениям Закона о контрактной системе, а именно ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 54.2, ч. 1, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Строй-Электро-Монтаж-21» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области  при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку техно-рабочего проекта «Создание (модернизация) интеллектуальных транспортных систем в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в Ивановской области» (извещение №0133200001720002152) обоснованной.

2. Признать в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушение ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 3 ст. 54.2, ч. 1, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:               ______________________________          <…>

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                           ______________________________        <…>

 

 

 

 

 

                                                         _______________________________      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны