Решение №037/06/48-146/2023 (07-15/2023-067) о признании жалобы ООО «УниСтрой» на действия Департамента к... от 22 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/48-146/2023 (07-15/2023-067)

 

Дата оглашения решения: 17 марта 2023 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 22 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «УниСтрой» (далее – Заявитель, Общество) – <…>

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) – <…>

Муниципального казенного учреждения городского округа Кинешма «Городское управление строительства» – <…>

 

рассмотрев жалобу ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

10.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что при рассмотрении заявок участников закупки Уполномоченным органом было принято решение об отклонении заявки Общества, по причине несоответствия представленной Заявителем независимой гарантии (обеспечение заявки на участие в закупке). Так Уполномоченный орган указал, что срок действия независимой гарантии не соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе. По мнению Общества, независимая гарантия полностью соответствовала законодательству о контрактной системе, в связи с чем отклонение заявки Заявителя необоснованно.

Согласно второму доводу жалобы, Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области принято решение о признании АО «Полигон» победителем закупки. При этом при оценке заявок участников закупки Уполномоченным органом допущено нарушение Закона о контрактной системе, поскольку к оценке был принят контракт, несоответствующий требованиям извещения о закупке. Так Заявитель указал, что представленный в составе заявке АО «Полигон» контракт №19-131/094 от 08.07.2019, предусматривает выполнение работ по сбору и вывозу отходов, что не относится к ликвидации и рекультивации.

 

Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные ООО «УниСтрой», Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области, Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области, АО «ЕЭТП» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

11.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001723000001 о проведении отрытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде». 10.02.2023 и 15.02.2023 в извещение о проведении закупки были внесены изменения.

В соответствии с измененным извещением о проведении отрытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 425 062 766,79 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 01.03.2023 07:00;

- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 03.03.2023;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.02.2023;

- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 03.03.2023 №ПРОII2 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 6 заявок. Заявки участников с идентификационными номерами 5, 6, 10 были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 7 была отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием участников закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 8 отклонена Уполномоченным органом на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Заявка участника с идентификационным номером 9 отклонена на основании п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с отказом в принятии независимой гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, поскольку срок действия независимой гарантии составляет менее месяца с даты окончания срока подачи заявок;

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2023 №ИЭОК2 победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером 10.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

В силу п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

На основании п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Аналогичные требования указаны в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

На основании ст. 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу ч. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Как указано выше, в рассматриваемом случае днем окончания срока подачи заявок на участие в закупке является 01.03.2023. Таким образом, с учетом порядка исчисления сроков, установленного ч. 3 ст. 192 ГК РФ, срок действия независимой гарантии, представленной в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, должен оканчиваться не ранее 01.04.2023.

Заявителем была представлена независимая гарантия №М231241 от 28.02.2023 в которой указано, что независимая гарантия действует до 31.03.2023. Таким образом, срок действия представленной Обществом независимой гарантии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Уполномоченного органа, выраженные в отклонении заявки Общества на участие в закупке, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности второго довода жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом на основании п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2604).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ №2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

В силу подпункта «в» пункта 24 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ №2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

На основании ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», по его детализирующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки», «Общее количество исполненных участником закупки договоров» принимаются следующие документы:

- исполненный договор (договоры), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;

- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Кроме того, в порядке оценки заявок участников закупки извещения о проведении закупки установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), по которому исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что во второй части заявки на участие в закупке АО «Полигон» представлен муниципальный контракт №19-131/094 от 08.07.2019 на сбор и вывоз на специализированный полигон (предприятие) для утилизации или обезвреживания химических веществ с территории Холмского района, а также акт выполненных работ.

В указанном контракте предусмотрены следующие этапы выполнения работ:

  1. Организационно-технические мероприятия по обследованию объекта;
  2. Организационно-технические мероприятия по организации сбора и вывоза за пределы Сахалинской области отходов, накопленных на объекте;
  3. Организационно-технические мероприятия по размещению (захоронению) отходов на полигоне;
  4. Восстановление территории.

Согласно разделу 4 «Состав выполняемых работ» приложения к контракту №19-131/094 от 08.07.2019 в рамках исполнения контракта осуществляются следующие работы:

- Этап 1.

Организационно-технические мероприятия по обследованию объекта, указанного в п. 6. Технического задания, на котором накоплены отходы:

- обследование объекта, указанного в п. 6. Технического задания, на котором накоплены отходы;

- определение агрегатного состояния и условий хранения отходов;

- составление акта обследования объекта;  составление и предоставление Заказчику оригиналов актов обследования объекта, на котором накоплены отходы.

Все акты составляются и подписываются Исполнителем и Заказчиком 4-х экземплярах.

- Этап 2.

Организационно-технические мероприятия по организации сбора и вывоза за пределы Сахалинской области отходов, накопленных на объекте, указанном в п. 6. Технического задания:

- проведение инструктажа по технике обращения с отходами, а также инструктажа по плану локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- упаковка, маркировка и взвешивание отходов;

- погрузка отходов на специально оборудованные транспортные средства;  оформление транспортных документов и отправка груза по маршруту: Сахалинская область полигон;

- разгрузка отходов на полигоне;

- составление и предоставление Заказчику акта сбора и вывоза отходов за пределы Сахалинской области с приложением транспортных документов, подтверждающих факт вывоза. Все акты составляются и подписываются обеими Сторонами в 4-х экземплярах.

Этап З.

Организационно-технические мероприятия по размещению (захоронению) отходов на полигоне:

- составление и предоставление Заказчику акта размещения (захоронения) отходов на полигоне, с приложением фото-отчета о размещении.

Все акты составляются и подписываются обеими Сторонами в 4-х экземплярах. Работы считаются выполненными в полном объеме в том случае, если все предусмотренные Техническим заданием акты подписаны обеими Сторонами.

Этап 4.

Восстановление территории:

- по окончанию этапа сбора отходов, в объеме согласно п. 6.2. произвести восстановление территории, организовать вывоз отходов образованных в результате деятельности исполнителя, произвести землевание с целью удаления выемок образованных при сборе отхода, общая площадь территории восстановления земель, нарушенных при размещении отходов — 0,8 Га.

Согласно пояснениям представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, при рассмотрении заявки АО «Полигон» Уполномоченный орган пришел к выводу, что обязательства, исполненные по контракту №19-131/094 от 08.07.2019, относятся к работам по ликвидации мест размещения отходов, в связи с чем данный контракт был принят к оценке по детализирующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее – ГОСТ 30772-2001), введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст «О введении в действие межгосударственных стандартов», установлены следующие положения:

- отходы производства: остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;

- отходы потребления: остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

- несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;

- химические отходы: отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды;

- ликвидация отходов: деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов;

- удаление опасных или других отходов: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.

Представленным АО «Полигон» контрактом предусмотрено выполнение работ по сбору, вывозу, размещению (захоронению) на специализированном полигоне отходов с территории бывшего Чеховского ЦБЗ - места, не предназначенного для размещения отходов. Подрядчик для выполнения этих работ должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с соответствующими приложениями. Указанные работы соответствуют определению «ликвидация отходов», указанному в ГОСТ 30772-2001. Следовательно, в рамках контракта было ликвидировано место несанкционированного размещения отходов. Доказательств иного Заявителем не представлено.

С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области отсутствует нарушение Закона о контрактной системе, поскольку представленный победителем закупки контракт соотносится с требованиями, указанными в порядке рассмотрения и оценки заявок извещения о проведении закупки.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «УниСтрой» на действия Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Ликвидация (рекультивация) несанкционированной свалки в городском округе Кинешма на ул. Спортивная. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде» (извещение 0133200001723000001) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны