Решение №037/06/33-113/2023 (07-15/2023-037) Признать жалобу ООО «СТЕМФИС» на действия ОБУЗ «ДГКБ №5» г. ... от 13 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/33-113/2023 (07-15/2023-037)

 

Дата оглашения решения: 07 марта 2023 года                                                    город Иваново

Дата изготовления решения: 13 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

- ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново (далее – Заказчик) – «…»,,

- ООО «СТЕМФИС» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

 

 в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо своевременно уведомлено о принятии жалобы к рассмотрению по существу, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу ООО «СТЕМФИС» на действия ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново при проведении электронного аукциона на поставку устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое (извещение 0133200001723000622), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «СТЕМФИС» на действия ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново при проведении электронного аукциона на поставку устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое (извещение 0133200001723000622).

В первом доводе жалобы Общество указывает, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя Lokomat («Хокома АГ», Швейцария). В частности, на это указывают такие характеристики и их значения, как:

- 3.5    Максимальная скорость полотна беговой дорожки с использованием ортезов, км/ч - не менее 3,2;

- 3.7 Конструктивно предусмотренные, встроенные в комплекс рабочие места (сиденья) медицинского сотрудника, расположенные с двух сторон от беговой дорожки с возможностью смещения вперед, назад вдоль полотна беговой дорожки;

- 3.12 Стойка со встроенной системой разгрузки (поддержки) веса тела пациента;

- 3.29 Манжеты для закрепления ног пациента в ортезах детские различных типоразмеров, штук - не менее 16;

- 3.33 Детские подъемники для стоп, штук - не менее 4;

- 3.34    Подушка для сидения медицинского персонала с магнитным креплением, штук - не менее 2;

- 3.37  Вытяжной шнур аварийной остановки на кнопке экстренной остановки;

- 3.38 (включая пункты 3.38.1-3.38.3) Дистанционное средство аварийной остановки для медицинского персонала со следующими функциями;

-3.39 Использование ключа для запуска системы во избежание несанкционированного использования;

- 3.50  Первая скорость для оценки жесткости коленного сустава, °/о - не менее 25 не более 35;                      

- 3.51  Вторая скорость для оценки жесткости коленного сустава, °/о - не менее 55 не более 65;          

- 3.52  Третья скорость для оценки жесткости коленного сустава, °/о- не менее 115 не более 125;

- 3.53  Первая скорость для оценки жесткости тазобедренного сустава, °/о            - не менее 20 не более 25;

- 3.54  Вторая скорость для оценки жесткости тазобедренного сустава, °/о            - не менее 40 не более 50;      

- 3.55  Третья скорость для оценки жесткости тазобедренного сустава, °/о - не менее 85 не более 95;

- 3.68  Интерактивные тренировочные упражнения, штук - не менее 15;

- 3.69  Повышение, понижение тональности, скорости воспроизведения музыкальной композиции на основании активности пациента для тренировки выносливости и модуляции ходьбы;

- 3.74 (включая п. 3.74.1-3.74.4) Общие настройки для всего лечебного плана.

Данные характеристики ограничивают конкуренцию и являются излишними.

Во втором доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчиком нарушены требования по идентификации объекта закупки, а именно, не указаны существенные требования к объекту закупки по категориям заболеваний, возрастной группе пациентов, техническим требованиям к объекту закупки, к комплектности объекта закупки.

В третьем доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчиком не применен код позиции Каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ).

При рассмотрении жалобы представителями Общества было уточнено, что наиболее подходящий для данного объекта закупки код КТРУ – 26.60.13.190-00000691.

Согласно четвертому доводу жалобы Общества, Заказчиком закупается, в том числе, программное обеспечение, а значит, при закупке должен быть установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ №1236).

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «СТЕМФИС», ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

13.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001723000622 о проведении электронного аукциона на поставку устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 48 800 000 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 03.03.2023 08:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)   

07.03.2023;

– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2023 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана одна заявка с идентификационным номером закупки 168; единственный участник закупки, а также его заявка на участие в электронном аукционе, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся. По результатам электронного аукциона принято решение заключить контракт с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки – 168 (ООО «ДЕЛЬРУС – ЦЕНТР»).

 

Первый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом включение заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

В пояснениях ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново, направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №143 от 06.03.2023, Заказчик отметил, что целью Заказчика является закупка комплекса для локомоторной терапии с возможностью реабилитации функции ходьбы у пациентов от 2-3-х до 18 лет, такой широкий возрастной диапазон предполагает, что вес пациентов может колебаться от 10 до 80 кг, а при наличии ожирения – до 110-130 кг, а рост примерно от 80 до 180 см. Локомоторный комплекс должен иметь характеристики, позволяющие его использовать у пациентов с указанным диапазоном возраста, веса и роста. Данной цели удовлетворяет только Lokomat («Хокома АГ», Швейцария). Требуемое медицинское изделие для локомоторной терапии обладает рядом уникальных параметров и функций, что делает по совокупности характеристик фактически уникальной системой на российском рынке медицинского оборудования. Эти параметры имеют для заказчика определяющее клиническое значения для обеспечения реабилитации детей: модуль свободного перемещения таза, отсутствие жесткой фиксации таза, оценка степени выраженности статичности мышц нижних конечностей, патологических синкинезий и степени выраженности контрактур, система динамической разгрузки массы тела, расширенная биологическая связь, функция аудиоподдержки, контроль направляющего усилия, обеспечение физиологически правильного движения.

Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав представленные сторонами сведения, приходит к выводу, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя – Lokomat («Хокома АГ», Швейцария).

Вместе с тем, Заказчиком не представлено обоснование объективной потребности ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново в излишне установленных характеристиках, которые имеются только у единственного производителя – Lokomat («Хокома АГ», Швейцария), учитывая, что на российском рынке присутствует, в том числе, оборудование WalkBot производства Пи энд Эс Механикс, Лтд. (Республика Корея), что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

По второму доводу жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

В пояснениях ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново, направленных в адрес Ивановского УФАС России письмом №143 от 06.03.2023, указано, что при анализе рынка выявлено, что подобные комплексы имеют ограничение только по массе пациента, что указано Заказчиком в п.п. 3.82-3.83 описания объекта закупки извещения о проведении закупки. Дети в одном и том же возрасте имеют различные физиологические параметры, в связи с чем, установление подобных требований необоснованно, и бездоказательно при приемке оборудования на предмет соответствия техническому заданию.

Функции оборудования перечислены Заказчиком в п.п. 2.1-2.15 описания объекта закупки извещения о проведении закупки. Все эти параметры в достаточной степени позволяют определить функционал изделия.

При каких заболеваниях использовать оборудование решает врач, назначая лечения. Данные комплексы могут использоваться для лечения множества заболеваний. Причем при заболеваниях могут быть как показания, так и противопоказания к использованию подобных тренажеров, которые устанавливает врач, исходя из состояния пациента. Применять или не применять тренажеры решается, в том числе исходя из клинических рекомендаций по лечению каждого из данных заболеваний. В данном случае достаточно идентифицировать группу тренажеров, по итогам закупки которых, они будут использовать в соответствия с рекомендациями по лечению. Объектом закупки является поставка устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое, что также позволяет идентифицировать товар.

Заказчиком осуществлен анализ рынка, и все имеющиеся на нем тренажеры имеют напряжение сети 220-240В. Все тренажеры имеют регистрационные удостоверения, а значит, соответствуют требованиям стандартов сети, принятым в РФ, в связи с чем, Заказчик посчитал данное указание излишним.

Заказчиком проведен анализ имеющегося оборудования, все они имеют от 2 ортезов, что в достаточной степени удовлетворяет нуждам Заказчика. При этом Заказчику не удалось установить, сколько именно необходимо ортезов для использования оборудования по его потребностям. У одних производителей это может быть 2, у других 4. Заказчик установил физиологические параметры, и его удовлетворит любое количество ортезов, имеющееся на рынке.

Количество панелей управления определяют участники торгов, исходя из особенностей исполнения тренажера.

Проектом контракта, приложенного к извещению о закупке в п. 5.3 установлено, что при поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:

а) копию регистрационного удостоверения на Оборудование,

б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;

в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке или универсальный передаточный документ;

г) Акт приема-передачи Оборудования (приложение №3 к Контракту).

д) гарантию производителя на Оборудование, срок действия которой составляет не менее 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа;

е) гарантию Поставщика на Оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование, оформленную в виде отдельного документа;

ж) копию документа, подтверждающего соответствие Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями) – декларация и (или) сертификат, в случае если данный товар подлежит обязательному декларированию или сертификации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Требования Заказчика к габаритам изделия установлены, исходя из размеров помещения, в котором будет установлено закупаемое медицинское оборудование.

 

Как было установлено, Заказчиком закупается товар конкретного производителя. Заявитель в своей жалобе также указывает на этот факт, что свидетельствует о том, что Общество смогло идентифицировать объект закупки и установить, какое конкретно медицинское оборудование закупается Заказчиком. Таким образом, второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Третий довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

На основании ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В соответствии с п. 3 Правил Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объектом закупки является устройство поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое и установлен код по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКПД) 26.60.13.190.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в КТРУ имеется три позиции, которые соответствуют наименованию закупки и коду ОКПД: 26.60.13.190-00000676, 26.60.13.190-00000675, 26.60.13.190-00000674.

Как было указано представителями Заказчика и не оспаривалось представителями Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, Заказчик закупает комплекс для локомоторной терапии с возможностью реабилитации функции ходьбы у пациентов. Данный комплекс является единой системой и включает в себя, в том числе, устройство поддержания веса, т.е. входит в его состав и неразрывно с ним связано.

Таким образом, указанные позиции КТРУ не использованы Заказчиком правомерно.

Представители Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что наиболее подходящий для данного объекта закупки код КТРУ – 26.60.13.190-00000691 «Система восстановления функции ходьбы в виде беговой дорожки/эллиптического тренажера».

Как было установлено, Заказчик закупает единый комплекс, в который, в том числе входит беговая дорожка.

Таким образом, данная позиция КТРУ не использована Заказчиком правомерно.

 

Четвертый довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, установлен Постановлением Правительства РФ №1236.

В соответствии с п. 2(1) Постановления Правительства РФ №1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Согласно извещению о проведении закупки предметом закупки выступает поставка устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое.

Комиссия Ивановского УФАС России обращает внимание, что описание объекта закупки извещения о проведении закупки не содержит такой характеристики, как «программное обеспечение», «встроенное программное обеспечение», и, соответственно, требований к такой характеристике.

Согласно письму Минцифры России №П11-2-05-106-94501 от 15.12.2022, если в извещении о закупке (документации о закупке) установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок товара необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением Правительства РФ №1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1236, необходимо подготовить обоснование.

При этом Минцифры России в указанном письме также отмечает, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ №1236, когда объектом закупки являются товар с предустановленным программным обеспечением, без которого применение такого товара по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТЕМФИС» на действия ОБУЗ «ДГКБ №5» г. Иваново при проведении электронного аукциона на поставку устройства поддержания веса для системы восстановления функции ходьбы, динамическое (извещение 0133200001723000622) обоснованной в части первого довода жалобы.
  2. Установить в действиях ОБУЗ «ДГКБ № 5» г. Иваново нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны