Решение №037/06/42-220/2023 (07-15/2023-120) жалоба на действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской об... от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/42-220/2023 (07-15/2023-120)

 

Дата оглашения решения: 19 апреля 2023 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 24 апреля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в отсутствие <…> и его представителей, а также представителей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области (далее – Заказчик) (указанные лица были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу <…>на действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту поста №10 режимного корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области (извещение 0333100009123000002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

12.04.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба <…> на действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту поста №10 режимного корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области (извещение 0333100009123000002).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о проведении закупки установлено требование к участникам закупки, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование к участникам закупки по пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление №2571). Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение Закона о контрактной системе, поскольку не допускается устанавливать указанные требования одновременно.

Согласно второму доводу жалобы, извещением о проведении закупки предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. При этом Законом о контрактной системе установлен иной состав заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с третьим доводом жалобы извещением о закупке не предусмотрено требование к участникам закупки о декларировании своего соответствия по п. 10, 10.1, 11 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В четвертом доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о проведении электронного аукциона указаны положения о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнением работ, являющихся объектом закупки. При этом Заказчик не конкретизирует данное требование и не устанавливает положения, предусматривающие предоставление в составе заявки документов, в целях подтверждения своего соответствия данному требованию.

В пятом доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о проведении закупки установлены требования к участникам закупки по п. 9 ч. 1 ст. 31 в недействующей редакции, что дозволяет участие в закупке лиц, несоответствующих данному требованию.

 

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласилось и просило признать жалобу необоснованной. Кроме того, Заказчик указал, что Заявитель заявку на участие в закупке не подавал, в связи с чем его права не нарушены.

 

Рассмотрев представленные <…>, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области документы, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

05.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0333100009123000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту поста №10 режимного корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенным на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 2 747 131,20 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 13.04.2023 10:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 13.04.2023;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 14.04.2023;  

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2023 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным на основании следующего.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления №2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.

Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки, сформированном при помощи функционала официального сайта, в том числе, содержатся следующие положения:

- требование к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

- требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении о проведении закупки одновременно требования к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пп. «б» п. 1 Постановления №2571 и в соответствии с положением ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующих обстоятельств.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующей редакцией Закона о контрактной системе не предусматривается разделение заявок участников закупки на первую и вторую части.

Вместе с тем, в п. 14 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» приложения к извещению о проведении электронного аукциона содержаться следующие положения:

«Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.

2. Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки), или копии этих документов:

в целях определения соответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, будут рассматриваться документы, из числа документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе и т.д.».

Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении закупки указан состав заявки на участие в закупке, несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе, что нарушает положения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности третьего довода жалобы на основании следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно п. 10, 10.1, 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки

- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

- участник закупки не является иностранным агентом;

- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При этом в пп. 4 п. 14 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» приложения «Документация об электронном аукционе» к извещению о проведении электронного аукциона указано, что участники закупки предоставляют декларацию о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В приложении «Инструкция участникам аукциона в электронной форме» к извещению о проведении электронного аукциона указано, что заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 настоящего Закона о контрактной системе.

Таким образом, в извещении о проведении закупки установлено требование к участникам закупки о декларировании своего соответствия требованиям, установленным п. 10, 10.1, 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, из вышеуказанных положений извещения о проведении закупки усматривается явное противоречие относительно требований к содержанию заявок участников закупки, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает четвертый довод жалобы необоснованным на основании следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования участникам закупки требования о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Таким образом, Законом о контрактной системе установлены императивные положения о необходимости установления в извещении о закупке требований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, при осуществлении закупки, объектом которой является не лицензируемый вид деятельности, требование о предоставлении в заявке на участие в закупке лицензии не устанавливается в извещении о проведении такой закупки.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения в действиях Заказчика, поскольку положения о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнением работ, являющихся объектом закупки, установлены в извещении о проведении закупки на основании Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности пятого довода жалобы на основании следующего.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.

Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

В п. 15 приложения «Документация об электронном аукционе» к извещению о проведении электронного аукциона отражено следующее требование:

«Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества».

Таким образом, в извещении о проведении закупки установлены требования, изложенные в недействующей редакции Закона о контрактной системе, что нарушает требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Дополнительно Комиссия Ивановское УФАС России отмечает следующее.

Согласно п. 3.35 приказа ФАС России от 19.11.2014 №727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что закупка была признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок на участие в закупке, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <…> на действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту поста №10 режимного корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области (извещение 0333100009123000002) обоснованной в части первого, второго, третьего и пятого доводов жалобы.

2. Установить в действиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения подрядчика (поставщика, исполнителя).

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны