Решение №037/06/64-504/2019 (07-15/2019-273) Решение о признании жалобы филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Цент... от 12 декабря 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/64-504/2019 (07-15/2019-273)

 

Дата оглашения решения: 09 декабря 2019 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 12 декабря 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее - Заявитель): <…>,

МКУ «Управление муниципальными закупками» (далее – Уполномоченное учреждение): <…>,

в отсутствие представителей Управления благоустройства Администрации города Иванова (далее – Заказчик) (Заказчик уведомлен о поступлении жалобы, её содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения),

 

рассмотрев жалобу филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок МКУ «Управление муниципальными закупками» при проведении электронного аукциона на содержание, текущий ремонт сетей наружного освещения (извещение 0833600000819000852), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок МКУ «Управление муниципальными закупками» при проведении электронного аукциона на содержание, текущий ремонт сетей наружного освещения (извещение 0833600000819000852).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что в заявке филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на основании Постановления Правительства Российской Федерации №442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Постановление) были указаны конкретные показатели класса точности активной энергии: не более 0,5, класса точности реактивной энергии: не более 1,0 счетчика электрической энергии. Согласно п. 3.2 раздела 1.2. «Общие условия проведения электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке значения показателей товаров (материалов), в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп, длина 200-300 мм.), в заявке на участие в закупке должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара (материала), за исключением случаев, если это установлено в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара (материала).

Законодательством предусмотрено использование приборов учета с различными классами точности в зависимости от максимальной мощности энергопринимающих устройств. Класс точности прибора учета, в трактовке Постановления, должен быть не ниже (т.е. не хуже) установленного конкретного параметра, но он может быть выше по классу точности, что не запрещено, а в некоторых моментах и необходимо для учета потребления на малых нагрузках (использования светодиодных светильников). В нормативно-правовом акте Российской Федерации прямо предусмотрено применение подобных значений класса точности активной и реактивной мощности, что не изменяет параметров данной величины. Учитывая изложенное, по мнению Заявителя, филиалу «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» незаконно было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Кроме того, документацией о закупке не определены конкретные точки с указанием точных параметров места установки приборов учета, а именно максимальный и минимальный ток, схемы включения (прямое, косвенное), расположение узлов учета (в помещении, на улице), в связи с чем, Заявитель не мог точно указать иные параметры устанавливаемых (обслуживаемых) приборов учета. Так как документация о закупке предусматривает обслуживание уже установленных приборов учета (в документации о закупке не указаны параметры таких приборов) филиал «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предложил параметры прибора по классу точности не хуже, чем предусмотрено Постановлением и документацией о закупке. Требование об указании одного значения возлагает на участников закупки необходимость самостоятельного определения потребности Заказчика, что, исходя из норм Закона о контрактной системе, недопустимо. В силу Закона о контрактной системе необходимые Заказчику требования должны быть указаны в документации о закупке, а не установлены путем выбора характеристик и показателей самостоятельно участником закупки.

 

Управление благоустройства Администрации города Иванова, МКУ «Управление муниципальными закупками» в своих возражениях на жалобу, а также представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами жалобы филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Аукционная комиссия по осуществлению закупок МКУ «Управление муниципальными закупками» правомерно не допустила Заявителя к участию в электронном аукционе.

 

Рассмотрев представленные филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», Управлением благоустройства Администрации города Иванова, МКУ «Управление муниципальными закупками», АО «Единая электронная торговая площадка» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

18.11.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0833600000819000852 о проведении электронного аукциона на содержание, текущий ремонт сетей наружного освещения, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- начальная (максимальная) цена контракта – 21 490 780 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 26.11.2019 08:00;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 28.11.2019;

- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0833600000819000852 от 27.11.2019 по окончании срока подачи заявок было подано три заявки от участников закупки с идентификационными номерами: 1, 2, 3, к участию в электронном аукционе были допущены участники закупки с идентификационными номерами: 1, 2, участнику закупки с идентификационным номером заявки 3 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе;

- на основании протокола проведения электронного аукциона от 28.11.2019 участниками закупки были сделаны следующие предложения о цене контракта:

 

Место

Наименование участника

Дата и время подачи

Сумма предложения

Валюта

Идентификационный номер заявки

Снижение, %

1

Участник №2

28.11.2019 11:19:56 [GMT +3]

19 234 248.10

RUR

Заявка №2

10,5%

2

Участник №1

28.11.2019 11:10:26 [GMT +3]

19 341 702.00

RUR

Заявка №1

10%

 

- в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона №0833600000819000852 от 29.11.2019 заявки участников закупки ООО «Верхне-Волжская инвестиционно-строительная компания» (идентификационный номер заявки 2), АО «Ивановская городская электрическая сеть» (идентификационный номер заявки 1) были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, победителем электронного аукциона было признано ООО «Верхне-Волжская инвестиционно-строительная компания».

 

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0833600000819000852 от 27.11.2019 участнику закупки, зарегистрированному под идентификационным номером 3 (филиалу «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья»), было отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной п/п «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе): п/п 47 п. 2 первой части заявки на участие в электронном аукционе не содержит конкретных показателей «Класс точности активной энергии: не более 0,5», «Класс точности реактивной энергии: не более 1,0» товара «Счетчик электрической энергии», требования к которым установлены п/п 47 п. 2 «Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ» ч. III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, необходимость указания которых установлена п. 25 раздела 1.3. «Информационная карта электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации об электронном аукционе.

 

На основании ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно п. 7 раздела 1.3. «Информационная карта электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке описание объекта закупки в соответствии с ч. III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе. В ч. III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указаны, в том числе характеристики товаров, используемых для выполнения работ по контракту. По позиции 47 в разделе «Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ» ч. III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе указано следующее:

 

№ п/п

Наименование товаров  (материалов)

Наименование требуемых показателей товаров (материалов)

Требуемые значения показателей товаров (материалов)

Требование к указанию значения показателей товаров (материалов) участником закупки

47

Счетчик электрической энергии

Описание

Счетчик для учета активной и реактивной электрической энергии и мощности в одном направлении в трехфазных 3-х и 4-х проводных сетях переменного тока частотой 50 Гц через измерительные трансформаторы с возможностью тарифного учёта по зонам суток, учёта потерь и передачи измерений и накопленной информации об энергопотреблении по цифровым интерфейсным каналам.

Соответствие

Технические характеристики

 

- измерение активной энергии;

- измерение реактивной энергии

- наличие внутреннего тарификатора

- наличие профиля, журнала событий

- наличие журнала показателей качества электроэнергии

- интерфейс RS485

- внутренне питание интерфейса и модема GSM

- возможность подключения внешнего резервного питания счётчика.

Соответствие

Класс точности активной энергии

не более 0.5

Указывается одно значение

Класс точности реактивной энергии

не более 1.0

Указывается одно значение

 

На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 3.2 раздела 1.2. «Общие условия проведения электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке значения показателей товаров (материалов), в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп, длина 200-300 мм.), в заявке на участие в закупке должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара (материала), за исключением случаев, если это установлено в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара (материала).

При этом в разъяснениях требований к указанию значения показателя участником закупки отражено: указывается одно значение (данный вариант требования означает, что указывается только одно (единственное) значение показателя), например:

 

Наименование требуемого показателя товара (материала)

Требуемое значение показателя товара (материала)

Требование к указанию значения показателя товара (материала) участником закупки

Правильный вариант указания значения участником закупки

Показатель 1

Не более 100

Указывается одно значение

95

Показатель 2

из влагостойкой окрашенной фанеры марки ФСФ толщиной не менее 24 мм ИЛИ из деревянного бруса, толщиной не менее 40 мм ИЛИ из металлических труб

Указывается одно значение

из влагостойкой окрашенной фанеры марки ФСФ толщиной 27 мм

Показатель 3

Не менее 200 но не более 400

Указывается одно значение

300

 

Заявитель в своей заявке на участие в электронном аукционе по позиции 47 указал, в том числе следующее:

 

№ п/п

Наименование товаров (материалов)

Наименование требуемых показателей товаров (материалов)

Требуемые значения показателей товаров (материалов)

Требование к указанию значения показателей товаров (материалов) участником закупки

Предложение по товарам (материалам) от участника закупки

Предложения по значениям показателей товаров (материалов) от участника закупки

47

Счетчик электрической энергии

Описание

Счетчик для учета активной и реактивной электрической энергии и мощности в одном направлении в трехфазных 3-х и 4-х проводных сетях переменного тока частотой 50 Гц через измерительные трансформаторы с возможностью тарифного учёта по зонам суток, учёта потерь и передачи измерений и накопленной информации об энергопотреблении по цифровым интерфейсным каналам.

Соответствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счетчик электрической энергии

Счетчик для учета активной и реактивной электрической энергии и мощности в одном направлении в трехфазных 3-х и 4-х проводных сетях переменного тока частотой 50 Гц через измерительные трансформаторы с возможностью тарифного учёта по зонам суток, учёта потерь и передачи измерений и накопленной информации об энергопотреблении по цифровым интерфейсным каналам.

Технические характеристики

 

- измерение активной энергии;

- измерение реактивной энергии

- наличие внутреннего тарификатора

- наличие профиля, журнала событий

- наличие журнала показателей качества электроэнергии

- интерфейс RS485

- внутренне питание интерфейса и модема GSM

- возможность подключения внешнего резервного питания счётчика.

Соответствие

- измерение активной энергии;

- измерение реактивной энергии

- наличие внутреннего тарификатора

- наличие профиля, журнала событий

- наличие журнала показателей качества электроэнергии

- интерфейс RS485

- внутренне питание интерфейса и модема GSM

- возможность подключения внешнего резервного питания счётчика.

Класс точности активной энергии

не более 0.5

Указывается одно значение

 

не более 0.5

Класс точности реактивной энергии

не более 1.0

Указывается одно значение

 

не более 1.0

 

Действительно, как верно отмечает Заявитель, п. 139 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением, определено, что для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, не указанными в п. 138, с максимальной мощностью менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета класса точности 1,0 и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже и класса точности 0,5S и выше - для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Для учета реактивной мощности, потребляемой (производимой) потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, в случае если в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении энергопринимающих устройств таких потребителей в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, имеется условие о соблюдении соотношения потребления активной и реактивной мощности, подлежат использованию приборы учета, позволяющие учитывать реактивную мощность или совмещающие учет активной и реактивной мощности и измеряющие почасовые объемы потребления (производства) реактивной мощности. При этом указанные приборы учета должны иметь класс точности не ниже 2,0, но не более чем на одну ступень ниже класса точности используемых приборов учета, позволяющих определять активную мощность.

Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. Допускается использование измерительных трансформаторов напряжения класса точности 1,0 для установки (подключения) приборов учета класса точности 2,0.

Вместе с тем, класс точности активной и реактивной энергии определяется конкретным значением, что подтверждается, в том числе представленными Уполномоченным учреждением документами, например, свидетельством на счетчики электрической энергии трехфазные статические «Меркурий 230». Также данный факт не отрицался на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заявителя.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе Заявитель обязан был представить в заявке на участие в закупке конкретные показатели класса точности активной и реактивной энергии товара «Счетчик электрической энергии», однако, филиалом «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» такие конкретные показатели представлены не были.

Ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

На основании ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что аукционная комиссия по осуществлению закупок МКУ «Управление муниципальными закупками» правомерно отказала филиалу «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в допуске к участию в электронном аукционе.

 

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Как указано выше, согласно п. 3.2 раздела 1.2. «Общие условия проведения электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке значения показателей товаров (материалов), в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп, длина 200-300 мм.), в заявке на участие в закупке должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара (материала), за исключением случаев, если это установлено в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара (материала).

Указанное положение инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе создает невозможность однозначного определения значения показателей на этапе составления заявок на участие в электронном аукционе, в частности не представляется возможным определить, что Заказчик подразумевает под указанием «если это установлено». В инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе должно быть четко определено, какие именно показатели в заявке на участие в закупке указываются конкретным значением, а какие установленными документацией об электронном аукционе. В рассматриваемом случае из инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе не представляется возможным определить, о каких исключительных случаях идет речь в приведенном выше положении, что привело к тому, что Заявителем данные положения инструкции были истолкованы таким образом, что значение показателей класса точности активной и реактивной энергии было указано в соответствии с Постановлением, что послужило основанием для отказа филиалу «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в допуске к участию в электронном аукционе. Вследствие чего, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика при составлении инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Доводы Заявителя относительно того, что документация об электронном аукционе была сформирована с нарушением Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Как указано выше, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 26.11.2019 08:00. Жалоба подана Заявителем в Ивановское УФАС России – 02.12.2019, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.

Таким образом, в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя относительно положений документации о закупке не подлежат рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на действия аукционной комиссии по осуществлению закупок МКУ «Управление муниципальными закупками» при проведении электронного аукциона на содержание, текущий ремонт сетей наружного освещения (извещение 0833600000819000852) необоснованной.

2. Доводы жалобы филиала «Ивэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на положения документации о закупке оставить без рассмотрения в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.

3. Установить в действиях Управления благоустройства Администрации города Иванова нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны