Решение б/н Признать жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «Б... от 1 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Ивановское УФАС России)
153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ №037/07/3-52/2021 (07-16/2021-012)
Дата оглашения решения: 27 января 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 01 февраля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
<…>
рассмотрев жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
18.01.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404).
Согласно первому доводу жалобы, предметом закупки является определенный экскаватор – погрузчик с товарным знаком «JCB 3CX SUPER», при этом Заказчиком в документации о закупке не установлена возможность поставки эквивалентного товара.
Согласно второму доводу жалобы, в документации о закупке Заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства №925). Вместе с тем, в Техническом задании документации о закупке Заказчиком указана конкретная страна происхождения товара – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что АО «ВОДОКАНАЛ» не согласно с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС», АО «ВОДОКАНАЛ», заслушав представителей Заказчика, Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение о закупке).
18.12.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32009819404 о проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколом, составленным в ходе проведения указанной закупки:
- начальная (максимальная) цена договора: 14 994 166,67 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 18.01.2021 в 16:00;
- в соответствии с протоколом рассмотрения заявок №32009819404-01 по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки. Согласно решению Комиссии, заявки под номерами 1, 2 были признаны несоответствующими Техническому заданию документации о закупке. Заявка под номером 3 признана соответствующей требованиям подачи ценовых котировок в электронной форме. Комиссия приняла решение заключить договор с АО "ЛОНМАДИ".
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Пунктами 6 и 7 Положения о закупках установлены условия проведения конкурентных и неконкурентных закупок Заказчиком. Проанализировав указанные пункты, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о том, что отличие проведения конкурентных и неконкурентных закупок состоит в возможности участников закупки предоставить эквивалент закупаемого товара. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика подтвердила этот вывод, а также пояснила, что закупка путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER проводилась неконкурентным способом.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Исходя из вышеизложенного, Закон о закупках, наделяя Заказчика правом на самостоятельное формирование закупочной документации, возлагает на него обязанность по исчерпывающему, объективному, обоснованному определению в закупочной документации потребности в поставке определенного товара.
В ином случае, отсутствие обоснования исключения возможности поставки эквивалента влечет нарушение основных принципов равноправия, справедливости и исключает возможность участия в закупке хозяйствующих субъектов, имевших возможность удовлетворить потребность Заказчика путем поставки аналогичного оборудования.
Доказательств необходимости поставки именно экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER, а также невозможности поставки эквивалентной продукции, Заказчик не представил.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
На основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Такой приоритет установлен Постановлением Правительства №925.
В силу п. 1 Постановления Правительства №925 в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации постановляет установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с п. 21 Технического задания документации о закупке Заказчик устанавливает приоритет товарам российского происхождения согласно Постановлению Правительства №925.
При этом, согласно п. 4 Технического задания документации о закупке: страна происхождения товара – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Таким образом, установление приоритета товаров российского происхождения одновременно с требованием к стране происхождения товара исключает смысл применения Постановления. Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404) обоснованной.
2. Установить в действиях АО «ВОДОКАНАЛ» нарушение п. 1 ч. 8 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Подписи членов комиссии