Решение б/н Признать жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «Б... от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/07/3-52/2021 (07-16/2021-012)

 

Дата оглашения решения: 27 января 2021 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 01 февраля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

рассмотрев жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.01.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404).

Согласно первому доводу жалобы, предметом закупки является определенный экскаватор – погрузчик с товарным знаком «JCB 3CX SUPER», при этом Заказчиком в документации о закупке не установлена возможность поставки эквивалентного товара.

Согласно второму доводу жалобы, в документации о закупке Заказчиком установлен приоритет товаров российского происхождения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства №925). Вместе с тем, в Техническом задании документации о закупке Заказчиком указана конкретная страна происхождения товара – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что АО «ВОДОКАНАЛ» не согласно с жалобой Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС», АО «ВОДОКАНАЛ», заслушав представителей Заказчика, Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение о закупке).

18.12.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32009819404 о проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколом, составленным в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена договора: 14 994 166,67 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 18.01.2021 в 16:00;

- в соответствии с протоколом   рассмотрения заявок №32009819404-01 по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки. Согласно решению Комиссии, заявки под номерами 1, 2 были признаны несоответствующими Техническому заданию документации о закупке.  Заявка под номером 3 признана соответствующей требованиям подачи ценовых котировок в электронной форме. Комиссия приняла решение заключить договор с АО "ЛОНМАДИ".

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Пунктами 6 и 7 Положения о закупках установлены условия проведения конкурентных и неконкурентных закупок Заказчиком. Проанализировав указанные пункты, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу о том, что отличие проведения конкурентных и неконкурентных закупок состоит в возможности участников закупки предоставить эквивалент закупаемого товара. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика подтвердила этот вывод, а также пояснила, что закупка путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER проводилась неконкурентным способом.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Исходя из вышеизложенного, Закон о закупках, наделяя Заказчика правом на самостоятельное формирование закупочной документации, возлагает на него обязанность по исчерпывающему, объективному, обоснованному определению в закупочной документации потребности в поставке определенного товара.

В ином случае, отсутствие обоснования исключения возможности поставки эквивалента влечет нарушение основных принципов равноправия, справедливости и исключает возможность участия в закупке хозяйствующих субъектов, имевших возможность удовлетворить потребность Заказчика путем поставки аналогичного оборудования.

Доказательств необходимости поставки именно экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER, а также невозможности поставки эквивалентной продукции, Заказчик не представил.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Такой приоритет установлен Постановлением Правительства №925.

В силу п. 1 Постановления Правительства №925 в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации постановляет установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с п. 21 Технического задания документации о закупке Заказчик устанавливает приоритет товарам российского происхождения согласно Постановлению Правительства №925.

 При этом, согласно п. 4 Технического задания документации о закупке: страна происхождения товара – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Таким образом, установление приоритета товаров российского происхождения одновременно с требованием к стране происхождения товара исключает смысл применения Постановления. Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать жалобу ООО «Камский завод нефтяного оборудования «БАРС» на действия АО «Водоканал» при проведении закупки путем подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку экскаватора-погрузчика JCB 3CX SUPER (извещение 32009819404) обоснованной.

2.         Установить в действиях АО «ВОДОКАНАЛ» нарушение п. 1 ч. 8 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3.         Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Подписи членов комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны