Решение №037/05/16-92/2019 (03-31/2019-11) Реклама стриптиза без указания возрастной категории от 6 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<…>

рассмотрев дело №037/05/16-92/2019 (03-31/2019-11), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие заявителя: <…>,

в отсутствие представителя заинтересованного лица: ООО «Восток» (ИНН 3706000512),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ИП <…> (ИНН 370651579253),

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступило заявление о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе) при распространении рекламы в газете «Местный спрос».

Так, на стр.1 газеты «Местный спрос» №10(858) была опубликована реклама боулинг-клуба «Strike» следующего содержания: «Strike боулинг-клуб Womans day 9 марта 22:00 Отличный день для твоей мамы цветы, шампанское и мужчины на сладкое …MC VANIKA/DJ DEFAULT INFO | RESERVE 89158323232». Указанная реклама проиллюстрирована обнаженным мужским торсом и котом.

В соответствии с ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон о защите детей), без указания категории данной информационной продукции.

Согласно ст.16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

Факт распространения рекламы подтверждается: газетой «Местный спрос» №10(858).

 Ивановским УФАС России по данному факту 30 апреля 2019 года возбуждено дело №037/05/16-92/2019 (03-31/2019-11) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания к боулинг-клубу «Strike» и зрелищному мероприятию «Womans day» (в переводе с английского языка «женский день»);

-  призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст.2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

В свидетельстве о регистрации СМИ ПИ №ТУ 37-00111 от 08.04.2010 указано, что газета «Местный спрос» имеет информационно-аналитическую тематику (реклама не более 40%); учредителем газеты «Местный спрос» является <…>.

Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований ст.16 Закона о рекламе.

В материалы дела представлен договор на оказание информационных услуг от 01.01.2019, из которого следует, что обязательства по распространению рассматриваемой рекламы ООО «Восток» в газете «Местный спрос» приняла на себя ИП <…> (ИНН 370651579253).

Кроме того, ООО «Восток» (вх. №1819 от 27.05.2019) в письменных пояснениях указало, что данная реклама размещалась только в одном номере газеты «Местный спрос». Однако Обществом не представлена информация о возрастной категории рекламируемого зрелищного мероприятия.

Согласно п.5 ст.2 Закона о защите детей информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Рекламируемое в рассматриваемом тексте представление «Womans day» подпадает под определение «информационной продукции», закрепленное в п.5 ст.2 Закона о защите детей.

Сотрудниками Ивановского УФАС России проведен осмотр Интернет-страницы боулинг-клуба «Strike» в социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/bcstrike. Перейти на данную страницу можно по гиперссылке на Интернет-странице издания «Местный спрос» в социальной сети «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/mspros, к которой, в свою очередь, ведет вкладка «Группа Вконтакте» с гиперссылкой на Интернет-сайте издания «Местный спрос» -  mspros.ru.

В результате осмотра Интернет-страницы боулинг-клуба «Strike» установлено, что 09.03.2019 в 16:52, 17:36, 17:41 на ней размещались анонсы шоу с мужским стриптизом в боулинг-клубе «Strike» 09.03.2019 с 22:00 с использованием фразы «продолжаем отмечать женский день» и хэштегом #eroticshow. Данная информация сопровождалась фотографиями выступления стриптизеров.

Согласно Большой Российской энциклопедии «стриптиз» (striptease, от англ. strip - раздевать, раздеваться, tease - дразнить) - это демонстрируемый в кабаре, ночных ресторанах, варьете номер (или представление, составленное из номеров), по ходу которого исполнительница, танцуя, медленно раздевается и в финале предстает перед зрителями обнаженной (Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . – 1456 с.).

Согласно Толковому словарю русского языка «стриптиз» означает танцевальный, эстрадный номер с раздеванием (Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 319 c.).

Таким образом, реклама зрелищного мероприятия «Womans day» должна была сопровождаться указанием соответствующей возрастной категории.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно.

Вместе с тем, в ч.3 ст.6 Закона о защите детей установлено, что классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей.

Кроме того, в ч.1 ст.12 Закона о защите детей регламентировано обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+ и 18+) и (или) соответствующим текстовым предупреждением об ограничении.

Перед заседанием Комиссии в письменных пояснениях ИП <…> сообщила, что перед размещением информации в газете возрастная категория зрелищного мероприятия уточнялась у рекламодателя, - планировалось указать 18+ в макете. Однако по технической причине данная пометка стерлась из модуля.

Учитывая изложенное, реклама в газете распространялась с нарушением требований ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе.

За нарушение требований ч.10.1 ст.5 и ст.16 Закона о рекламе согласно ч.7 ст. 38 данного закона ответственность несет рекламораспространитель.

На рассмотрение дела представители сторон, уведомленных надлежащим образом, не явились. В Ивановское УФАС России поступило ходатайство  ИП <…> о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.       Признать рекламу боулинг-клуба «Strike» следующего содержания: «Strike боулинг-клуб Womans day 9 марта 22:00 Отличный день для твоей мамы цветы, шампанское и мужчины на сладкое …MC VANIKA/DJ DEFAULT INFO | RESERVE 89158323232», опубликованную на стр.1 газеты «Местный спрос» №10(858), ненадлежащей, поскольку были нарушены требования ч.10.1 ст.5 и ст.16 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2.       Выдать ООО «Восток» предписание о принятии мер по недопущению распространения рекламы в нарушении требований ч.10.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

3.       Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

<>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны