Решение №037/06/65-563/2021 (07-15/2021-252) Решение по жалобе ООО «МОНОЛИТ» на действия ФГКУ комбинат «Р... от 18 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/65-563/2021 (07-15/2021-252)

 

Дата оглашения решения: 14 октября 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 18 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «МОНОЛИТ» (далее – Заявитель, Общество) (информация о месте и времени рассмотрения жалобы была направлена указанному лицу),

рассмотрев жалобу ООО «МОНОЛИТ» на действия ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению огнезащитной обработки несущих конструкций строений ФГКУ комбинат «Родник» (извещение 0333100001621000122), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.10.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «МОНОЛИТ» на действия ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению огнезащитной обработки несущих конструкций строений ФГКУ комбинат «Родник» (извещение 0333100001621000122).

 

Согласно первому доводу жалобы в п. 6.14 проекта контракта документации о закупке Заказчиком установлено, что Подрядчик обязан предоставить Заказчику оригинал банковской гарантии. Однако нормы Закона о контрактной системе не представляют Заказчику (бенефициару) права требовать представление оригинала банковской гарантии. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении Подрядчиком оригинала банковской гарантии.

В соответствии со вторым доводом жалобы в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе 29.09.2021 Заказчиком были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.

 

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было.

Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление) устанавливает требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе – обеспечения заявки или исполнения контракта. Банковская гарантия может быть оформлена в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Указанное Постановление не содержит запрета оформления банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе и предоставления Заказчику после подписания контракта. Условие контракта о предоставлении оригинала банковской гарантии не влияет на порядок предоставления банковской гарантии победителем электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения по контракту и, соответственно, не нарушает интересы участников закупки.

Ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не содержит определения, что является предметом запроса разъяснений положений документации о закупке. По мнению Заказчика, предметом запроса может быть «наличие чертежей КМ», который был указан в тексте разъяснения. Кроме того, Заказчик указал реестровый номер закупки, дату поступления запроса. Функционал официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) позволяет дать разъяснения к документации о закупке только в отношении конкретного запроса, таким образом у участников закупки не могут возникнуть какие-либо неясности по относимости запросов и разъяснений к ним.

 

Рассмотрев представленные ООО «МОНОЛИТ», ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

27.09.2021 на официальном сайте было размещено извещение 0333100001621000122 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению огнезащитной обработки несущих конструкций строений ФГКУ комбинат «Родник», а также соответствующая документация о закупке. 27.09.2021, 30.09.2021 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 14 718 268 руб. 90 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 08.10.2021 23:59;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.10.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 12.10.2021;

- согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.10.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка от участника закупки ПК «ПРОФИЛАКТИКА», которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

На основании ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В п. 6.14 проекта контракта документации о закупке указано, что в случае предоставления обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии, выданной банком, Подрядчик обязан предоставить Заказчику в течение 3 дней с момента подписания контракта, оригинал той банковской гарантии, сканированную копию которой Подрядчик представил на торговой площадке до подписания контракта.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке указано, что требуется обеспечение исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта - 10.00%.

На основании ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 №1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденных Постановлением, указано: банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона о контрактной системе…

Таким образом, банковская гарантия может быть оформлена участником закупки либо в письменной форме, либо только в форме электронного документа. В случае оформления банковской гарантии в форме электронного документа, у участника закупки отсутствует возможность представления оригинала банковской гарантии.

Кроме того, Законом о контрактной системе и Постановлением определен перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Названным перечнем не предусмотрено предоставление оригинала банковской гарантии при предъявления бенефициаром требования о платеже.

Заказчиком необходимость предоставления оригинала банковской гарантии не обоснована, учитывая изложенное, первый довод жалобы является обоснованным, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

28.09.2021 на адрес электронной площадки был направлен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Добрый день! Просим предоставить чертежи КМ для расчета птм и количества материала для обработки металлических конструкций».

На основании ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

29.09.2021 Заказчиком на официальном сайте были размещены следующие разъяснения положений документации об электронном аукционе: «На Ваш запрос сообщаем, у комбината отсутствуют чертежи КМ. Для более полной информации к документации к электронному аукциону прилагаем смету».

В рамках проведения внеплановой проверки также установлено, что 30.09.2021 на адрес электронной площадки был направлен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Просим дать следующие уточнения ТЗ аукционной документации:

1. В техническом задании отсутствует разбивка по площадям зданий и строений, где и какие конструкции (деревянные либо металлические) необходимо обрабатывать огнезащитным составом.

2. В техническом задании отсутствует детальная спецификация конструкций, как деревянных, так и металлических, назначение и наименование (из какого проката изготовлены металлические конструкции).

3. В техническом задании отсутствует предел огнестойкости для металлических конструкций.

4. В техническом задании отсутствуют размеры зданий и строений длина-ширина-высота (необходимо ли устанавливать леса).

5. В техническом задании отсутствует описание и назначение зданий и строений (наличие стеллажей, оборудования, техники), с расстановкой внутри зданий и строений.

6. В Техническом задании отсутствует температурный режим внутри каждого здания и строения для определения огнезащитного состава.

7. В техническом задании отсутствуют требования к разработке проектной документации (не указана стадийность ПСД, не указана необходимость согласования ПСД с надзорными органами, если это необходимо, не указана необходимость в прохождении экспертизы ПСД, если это необходимо).

8. В техническом задании отсутствуют требования к составлению локальных сметных расчетов.

9. В техническом задании отсутствуют требования к проведению испытаний огнезащитной обработки конструкций пожарной лабораторией, если это необходимо.

Настоятельно просим внести соответствующие изменения в техническую часть аукционной документации!».

01.10.2021 Заказчиком на официальном сайте были размещены следующие разъяснения положений документации об электронном аукционе:

«1, 2. В техническом задании есть количественное разделение в квадратных метрах на определенную обрабатываемую поверхность, расход материала и спецификация металлических и деревянных конструкций указаны в локальном сметном расчете.

3. В локальном сметном расчете прописана степень огнестойкости для металлических конструкций и составляет не менее 45 минут.

4. В п. 1 локального сметного расчета есть позиция по установке 100 кв. м. лесов строительных высотой до 16 м.

5. В техническом задании указано, что подрядчик должен обеспечить защиту имеющегося в складских помещениях объектов хранения от загрязнения растворителями, краской, огнезащитным составом, склады не пустые.

6. В техническом задании прописано, что работы выполняются согласно СП 433.1325800.2019. В п. 4.3 свода правил указано, что способы огнезащиты выбирают с учетом требуемого предела огнестойкости стальной конструкции, ее типа и ориентации в пространстве (колонны, стойки, ригели, балки, связи), вида нагрузки, действующей на конструкцию (статическая, динамическая), температурно-влажностного режима эксплуатации и производства работ по огнезащите (сухие, мокрые процессы), степени агрессивности окружающей среды, увеличения нагрузки на конструкцию за счет огнезащиты, эстетических требований и пр. Соответственно, огнезащитный состав подбирается в соответствии с проектом, который разрабатывается подрядчиком по заключении контракта. При разработке проекта производятся замеры температурного режима, действующего на момент разработки проекта.

7. Прописано в СП 433.1325800.2019 п. 4.11, 5.1, 5.4.

8. Сметные расчеты выполняются в соответствии с правилами Минстроя России, действующими на момент заключения контракта.

9. Порядок проведения работ указан в п. 6 технического задания».

В нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком не указан предмет запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «МОНОЛИТ» на действия ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению огнезащитной обработки несущих конструкций строений ФГКУ комбинат «Родник» (извещение 0333100001621000122) обоснованной.

2. Установить в действиях ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва нарушение ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст.65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны