Решение №РГ/4118/23 Решение по делу от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

Ответчик:

Конкурсный управляющий

Заинтересованные лица:

"..."

"..."

Иные лица

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №007/01/17-627/2023

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года

г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

– заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

– главного специалиста-эксперта Управления;

– ведущего специалиста-эксперта Управления;

при участии ответчика – "...",

в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя, заинтересованных и иных лиц (их представителей),

рассмотрев дело №007/01/17-627/2023, возбужденное в связи с наличием в действиях организатора торгов – конкурсного управляющего "..." признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Кабардино-Балкарское УФАС России (далее – Управление) поступило перенаправленное Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике заявление индивидуального предпринимателя на действия организатора торгов – конкурсного управляющего при проведении открытого аукциона по продаже имущества муниципального унитарного предприятия коммунально-эксплуатационной части поселка городского типа Звездный: лот №1 – Chevrolet Niva 21 2300-55 (2009 г.в.), лот №2 – УАЗ 3909-44 (2007 г.в.) (номер извещения на ЕФРСБ №10690591 от 06.02.2023, идентификационный номер торгов: 0057048).

Так, согласно доводам заявления, организатор торгов отклонил заявки индивидуального предпринимателя, поданные по лотам №1 и №2, по причине того, что выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, приложенная к заявкам, является недействительной, т.к. датирована 07.03.2023. При этом, датой начала приема заявок определено 13 февраля 2023 года, датой окончания приема заявок – 22 марта 2023 года, а датой проведения аукциона – 28 марта 2023 года.

По результатам рассмотрения заявления, на основании пункта 2 части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управлением принято решение возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, создана Комиссия по рассмотрению дела.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок и особенности реализации имущества должника регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о несостоятельности (банкротстве), с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Так, организатором торгов – конкурсным управляющим Куготовым Муратом Мухамедовичем объявлен открытый аукцион по продаже имущества муниципального унитарного предприятия коммунально-эксплуатационной части поселка городского типа Звездный (номер извещения на ЕФРСБ №10690591 от 06.02.2023, идентификационный номер торгов: 0057048):

лот №1 – Chevrolet Niva 21 2300-55 (2009 г.в.),

лот №2 – УАЗ 3909-44 (2007 г.в.).

Дата начала приема заявок – 13 февраля 2023 года, дата окончания приема заявок – 22 марта 2023 года, дата проведения аукциона – 28 марта 2023 года.

На участие в аукционе по лоту №1 подано 9 (девять) заявок:

заявка №123857 – "...";

заявка №123872 – "...";

заявка №123878 – индивидуального предпринимателя "...";

заявка №123881 – "...";

заявка №123882 – "...";

заявка №123854 – "...";

заявка №123869 – "...";

заявка №123876 – "...";

заявка №123886 – "...".

По результатам торгов договор купли-продажи заключен с "...".

На участие в аукционе по лоту №2 подано 3 (три) заявки:

заявка №123865 – "...";

заявка №123879 – "...";

заявка №123856 – "...".

По результатам торгов договор купли-продажи заключен с "...".

Организатор торгов отклонил заявки индивидуального предпринимателя "...", поданные по лотам №1 и №2, по причине того, что выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, приложенная к заявкам, является недействительной, т.к. датирована 07.03.2023.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Как установлено пунктом 10 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе:

– порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

– порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

Как следует из пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с данным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

– наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

– фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

– номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

– выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

– документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Согласно пункту 6.5 положения о порядке, сроках и условиях проведения продажи, торгов по продаже имущества должника (далее – положение), разработанного на основании, в том числе утратившего в настоящее время силу Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2010 №54 «Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям», к заявке прилагаются следующие документы:

а) действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участие в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

б) копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой;

в) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц).

При исследовании положения и информационного сообщения установлено, что оно не содержит уточнения – не ранее какого срока должна датироваться выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для того, чтобы она считалась действительной.

Одним из значений слова «действительный» означает «сохраняющий силу, имеющий законную силу, сохраняющий силу действия» (словарь русского языка Ожегова С.И.).

Согласно открытым сведениям единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на момент подачи заявки "..." сохранял статус индивидуального предпринимателя, приобретенный им 30.06.2015.

На момент подачи заявки последние изменения об индивидуальном предпринимателе "..." были внесены 18.10.2021, т.е. до формирования выписки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что выписка из реестра являлась действительной.

Также стоит обратить внимание на следующее.

Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2010 №54, содержащий аналогичные условия к заявке на участие в торгах, что и положение, утратил законную силу, в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 №495, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Согласно пункту 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 №495 для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и данным пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Из этого видно, что критерий о действительности выписке упразднен, в пункте 11 статьи 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) вовсе не содержится.

Более того, Федеральный закон от 30.03.2015 №67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесено изменение в абзац первый пункта 1 статьи 7 путем дополнения предложением следующего содержания: «Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно».

Критерий о действительности выписки на момент объявления открытого аукциона и в течение его проведения не имеет значения, т.к. организатор торгов имеет возможность самостоятельно, без издержек, проверить его действительность с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы России (https://egrul.nalog.ru).

Таким образом, Комиссия считает, что отклонение заявок "..." является необоснованным.

Вместе с тем, Комиссия при принятии настоящего решения учла следующее.

По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели – получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 №305-ЭС21-21247).

Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

Таким образом, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

В этих целях в адрес индивидуального предпринимателя "..." направлен соответствующий запрос сведений (Определение об отложении рассмотрения дела от 17.10.2023 №РГ/3181/23, Определение об отложении рассмотрения дела от 31.10.2023 №РГ/3393/23).

Согласно представленным индивидуальным предпринимателем "..." письменным пояснениям от 02.12.2023, транспортные средства являвшиеся предметом аукциона, представляю собой автомобили повышенной проходимости, чрезвычайно востребованы в зоне Специальной военной операции. Индивидуальным предпринимателем за собственный счет в гуманитарных целях выкупаются аналогичные транспортные средства по всей стране и безвозмездно передаются в благотворительные фонды и общественные организации для нужд Специальной военной операции, а также непосредственно самим участникам (соответствующие грамоты и благодарственные письма приложены).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит подтверждений оказания действиями организатора торгов негативного влияния на состояние конкуренции на товарных рынках, в числе на рынке, на котором осуществляет деятельность заявитель.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции:

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении организатора торгов – конкурсного управляющего, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

2. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны