Предупреждение №06/148 Предупреждение в отношении Совета Местного самоуправления ... от 23 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Совет местного самоуправления г.о.Нальчик Кабардино-Балкарской Республики

 

360000, КБР, г.Нальчик,

ул.Кешокова, 70

 

Заявитель:

ИП 

 

КБР, г.Нальчик,

ул. Шалушкинская, 20

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее — Управление) поступило обращение ИП  связанное с установлением в Положении о погребении и похоронном деле на территории городского округа Нальчик, утвержденное решением Совета местного самоуправления г.о.Нальчик от 31.01.2017г. №442 (далее - Положении о погребении и похоронном деле на территории г.о. Нальчик), в котором содержатся условия, не предусмотренные законодательством РФ, а также противоречащие антимонопольному законодательству.

Управление, рассмотрев обращение ИП , а также изучив Положение о погребении и похоронном деле на территории г.о. Нальчик установило следующее.

Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктом 2 статьи 25 Закон о погребении и похоронном деле определено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу требований статьи 29 Закон о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые, в соответствии с настоящим Федеральным законом, возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг и вида предоставляемых услуг.

Статьей 6 Закона Закон о погребении и похоронном деле установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 данного Закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту Закон о погребении и похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле).

Таким образом, Закон о погребении и похоронном деле (в частности, статьи 9, 10 этого Закона), предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут быть оказаны ритуальные услуги любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с требованиями Закона о погребении и похоронном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги.

Частями 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Вместе с тем, в пункте 5.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Нальчик указано, что на территории городского округа Нальчик действуют четыре кладбища. Новые захоронения осуществляются либо на открытых кладбищах, либо на сервисных участках закрытых кладбищ. Статус открытых кладбищ имеют: общественное кладбище «Новое» на Прохладненском шоссе, мусульманское кладбище на ул. Комарова, мусульманское кладбище в микрорайоне Вольный Аул (далее - кладбища). Сервисные участки закрытых кладбищ (кладбище «Затишье») представляют собой зарезервированные ранее места для родственных захоронений либо места, образованные путем перепланировки территории кладбища. Специальная подготовка участка отражается на сложности работ по захоронению, вследствие чего погребение на закрытых кладбищах городского округа Нальчик осуществляется исключительно работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, установленные в пункте 5.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Нальчик условия, что погребение на закрытых кладбищах городского округа Нальчик осуществляется исключительно работниками специализированной службы ставят данную организацию в преимущественное положение и противоречат Федеральному закону от 12.01.1996 №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле», что создает угрозу ограничения конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.

Такие виды работ, как погребение тел умерших относятся к конкурентным видам и образуют товарные рынки, передача указных полномочий исключительно работниками специализированной службы приведет к устранению конкуренции на рынке. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2016 №Ф07-3690/2016 по делу №А56-50237/2015).

Такой же вывод содержится в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2014 по делу №А38-2797/2013, где указано, что закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности предприятия по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Таким образом, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР предупреждает Совет местного самоуправления г.о.Нальчик (360000, КБР, г.Нальчик, ул.Кешокова, 70) о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по приведению пункта 5.3 Положения «О погребении и похоронном деле на территории городского округа Нальчик» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» в срок до 20 марта 2018 года, исключив из пункта 5.3 Положения «О погребении и похоронном деле на территории городского округа Нальчик» наделения права на погребение на закрытых кладбищах городского округа Нальчик исключительно работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление ФАС России по Кабардино-Балкарской Республике в течение трех дней со дня его выполнения.

 

 

 

Руководитель

Кабардино-Балкарского УФАС России 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (части 6 и 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны