Предупреждение №06/1694 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИ... от 9 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В УФАС России по КБР 17.08.2015г. поступила жалоба от СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия СОАО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4), выразившиеся в занижении цены контракта для закупки №31502265373 «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (далее — ОСАГО) для нужд ОАО «Каббалкэнерго».
В целях всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, на основании статей 23-25 Закона «О защите конкуренции», у СОАО «ВСК» были запрошены необходимые документы и сведения.
Проанализировав полученные документы и конкурсную документацию, Управление установило следующее.
16 апреля 2015 года Кабардино-Балкарским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации» (ОАО «Каббалкаэнерго») на официальном сайте государственных закупок было опубликовано извещение по запросу предложений в электронной форме №31502265373 на оказание услуг по страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств для нужд ОАО «Каббалкэнерго».
На официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru был опубликован Протокол заседания комиссии по оценке и выбору победителя запроса предложений, в соответствии с которым для участия в запросе котировок было подано 4 заявки: СОАО «ВСК» (ценовое предложение 87 128,22 руб.), СПАО «РЕСО-Гарантия» (ценовое предложение 124 468,91 руб.), СПАО «Ингосстрах» (ценовое предложение 131 925,46 руб.), АО «Согаз» (ценовое предложение 163 488,42 руб.).
По результатам рассмотрения заявок комиссией Заказчика победителем было признано САО «ВСК».
В соответствии со пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Страховые тарифы утверждены Указанием ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно пункту 2.1. Главы 2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Положение ЦБ РФ от 19.09.2014г. №431-П «О правилах ОСАГО») страховая премия рассчитывается страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
При этом, Указанием ЦБ РФ №3384-У, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) для транспортных средств категории «В», «ВЕ» юридических лиц ( в том чиле такси) определяется по формуле:
Т=ТБxКТxКБМхКОxКМxКСxКНхКПр,
где:
Т — страховая премия;
ТБ — предельный размер базовых ставок страховых тарифов (базовый тариф);
КТ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ —коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
КО — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «ВЕ»);
КС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;
КН — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия грубых нарушений;
Кпр — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.
Рассмотрев расчеты страховых премий СПАО «РЕСО-Гарантия» и САО «ВСК», Управление установило разницу в применении коэффициента в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ).
Согласно пункту «а» части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО, коэффициент КТ определяется для юридических лиц исходя из места нахождения юридического лица, его филиала или представительно, указанному в учредительном документе юридического лица.
Согласно пункту 1.1.2 документации о запросе предложений в электронной форме №31502265373, место нахождения заказчика — 360000, Россия. Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Щорса, 6.
Таким образом, коэффициент КТ должен соответствовать территории преимущественного использования ТС для г. Нальчик =1.
Согласно, расчетам цены контракта, СПАО «РЕСО-Гарантия» правильно применило коэффициент КТ =1.
Однако, согласно расчету цены контракта САО «ВСК» при расчете страховой премии, Обществом был применен КТ в соответствии с местом регистрации всех транспортных средств (КБР) = 0.7, что значительно снизило общую цену контракта.
Согласно, части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Указанные документы и сведения Управление посчитала достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
На основании изложенного, Приказом №439 от 19 ноября 2015 года в отношении СОАО «ВСК» было возбуждено дело №06/65-15.
Определением от 19 ноября 2015 года (исх.№06/4569) дело №06/65-15 было назначено к рассмотрению на 17 декабря 2015 года.
На рассмотрение дела 06/65-15 17 декабря 2015 года представитель Ответчика, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (карточка почтового уведомления №740200), не явился. Представитель Заявителя не явился. Доказательств надлежащего уведомления Заявителя о дате, месте и времени рассмотрения дела, Управление не имеет.
На основании указанного, Комиссия Управления пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, а также, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений, о необходимости отложения рассмотрения дела.
Определением от 17.12.2015г. (исх.№06/4865) рассмотрение дела было отложено на 05.02.2016г.
Указанным Определением у СОАО «ВСК» были запрошены аргументированные письменные пояснения по факту занижения цены контракта по запросу котировок №3152265373 «Оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ОАО «Каббалкэнэрго».
На рассмотрение дела 05.02.2016г. явился директор филиала СОАО «ВСК» Представитель Заявителя, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (карточка почтового уведомления №751113 вернулась в управление), на рассмотрение дела не явился.
Директор филиала СОАО «ВСК» на рассмотрении дела пояснил, что расчет стоимости контракта для запроса котировок №3152265373 производился в соответствии с технической документацией заказчика, а также представил письменные пояснения относительно расчета стоимости цены контракта.
На основании указанного, Комиссия Управления пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, а также, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений и присутствия на рассмотрении дела членов Комиссии — представителей Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЮФО, о необходимости отложения рассмотрения дела.
Определением от 05.02.2016г. (исх.№06/339) рассмотрение дела было отложено на 14 апреля 2016 года.
На рассмотрение дела 14.04.2016г. представители сторон, уведомленные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Рассмотрев материалы дела, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела для внесения изменений в Приказ №439 от 19 ноября 2015 года.
В связи с изложенным, Определением от 14.04.2016г. (исх.№06/1313) рассмотрение дела было отложено 12 мая 2016 года.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Приказом №110 от 18.04.2016г. в Приказ №439 от 19.11.2015г. были внесены изменения в части квалификации состава правонарушения, а именно указания действий СОАО «ВСК» нарушающими пункт 4 статьи 14.2. Закона «О защите конкуренции».
На рассмотрение дела 12.05.2016г. явился представитель СПАО «РЕСО-Гарантия», по доверенности от 03.06.2015г.
Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился. Доказательств надлежащего уведомления ответчика о дате, месте и времени рассмотрения дела, Управление не имеет.
В связи с необходимостью присутствия на рассмотрения дела сторон по делу, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела.
На основании изложенного, Определением от 12.05.2016г. (исх.№1608) рассмотрение дела №06/65-15 было отложено на 20 мая 2016 года.
На рассмотрение дела 20.05.2016г. явился представитель Заявителя, по доверенности от 03.06.2015г. и директор филиала СОАО «ВСК» в КБР.
Представитель СПАО «РЕСО-Гарантия» подтвердила ранее заявление доводы и требования.
Директор филиала СОАО «ВСК» в Нальчике пояснил, что СОАО «ВСК» при определении цены контракта верно определило подход к расчету, а также то, что исходя из преимущественного использования транспортного средства ОАО «Каббалкэнэрго», необходимо было применить территориальный коэффициент в размере 1 (применяемого по всей территория КБР).
Таким образом, выслушав представителей сторон, а также рассмотрев материалы дела, Комиссия Управления установила, что при расчете страховой премии, Обществом неправильно был применен КТ в размере 0.7 (КБР), в результате предложив цену контакта в размере 87 128,22 руб.
Однако, при правильном применений КТ, цена контакта должна была составить 124 468,91 руб., которую предложило СПАО «РЕСО-Гарантия».
Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Указания Банка России
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Указание СОАО «ВСК» заниженной суммы расчета страховой премии в размере 87 128,22 руб. послужило обоснованием для признания данного участника запроса котировок победителем.
СОАО «ВСК» и ПАО СПАО «РЕСО-Гарантия» являются конкурентами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг ОСАГО, на территории КБР.
Пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Пунктом 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Следовательно, в действиях СОАО «ВСК» усматриваются признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Банка России, что привело к уменьшению цены страховой премии и возможности получения СОАО «ВСК» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования.
В связи с наличием в действиях СОАО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная, 4) в лице филиала СОАО «ВСК» в КБР (КБР, г. Нальчик, ул. Шортанова, 40) признаков нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившихся в занижении цены контракта по запросу котировок №3152265373 «Оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ОАО «Каббалкэнэрго», Кабардино-Балкарское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем совершения в срок до 07 июля 2016 года действий по:
- изданию распорядительного документа САО «ВСК» о недопущении сотрудниками САО «ВСК» действий по незаконному занижению коэффициентов страховых тарифов, в частности территориального коэффициента при расчете суммы страховых премий для ТС при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Кабардино-Балкарской Республики;
- доведению указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Кабардино-Балкарской Республики.
О выполнении предупреждения сообщить в УФАС России по КБР в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.