Предупреждение №06/1696 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИ... от 9 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В ходе рассмотрения жалобы СОАО «РЕСО-Гарантия» на действия котировочной комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок №0304100006915000016 «Оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ФГКУ УВО МВД по КБР», Управлением ФАС России по КБР были обнаружены признаки нарушения Кабардино-Балкарским филиалом СОАО «ВСК» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в снижении начальной цены контракта, не соответствующей нормам действующего законодательства.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, на основании статей 23-25 Закона «О защите конкуренции», у СОАО «ВСК» были запрошены необходимые документы и сведения.

Рассмотрев конкурсную документацию, а также документы и сведения, полученные от СОАО «ВСК», Управление установило следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы утверждены  Указанием ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно части 10.1 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования.

Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона № 40 — ФЗ, установленные законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Пунктом 2 Указания ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года № 3384-У определено, что коэффициент страховых тарифов зависит от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

В соответствии с таблицей применения коэффициента КБМ, утвержденной Указанием ЦБ РФ от 19 сентября 2014 года № 3384-У, в случаях отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО, коэффициент КБМ применяется с понижающим значением.

КБМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).

Таким образом, коэффициент КБМ является понижающим/повышающим при расчете страховой премии.

При этом, согласно конкурсной документации, начальная (максимальная) цена контракта была установлена заказчиком в размере 449 791,28 рублей, рассчитанной исходя из формулы:

 

Т=ТБxКТxКБМхКОxКМxКСxКПxКН,

где:

Т — страховая премия;

ТБ — предельный размер базовых ставок страховых тарифов (базовый тариф);

КТ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;

КБМ —коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

КО —  коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ — коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «ВЕ»);

КС — коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;

КП — коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования;

КН — коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия грубых нарушений.

 

Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, при расчете страховой премии по каждому автотранспортному средству заказчиком был применен коэффициент КБМ в размере 1 (максимальный коэффициент).

Рассмотрев расчеты цены контракта СОАО «ВСК» и ОСАО «РЕСО -Гарантия», Управление установило следующее.

Коэффициент КБМ, примененный ОСАО «РЕСО - Гарантия» при расчете страховой премии к каждому транспортному средству соответствует данным, содержащимся в автоматизированной информационной системе Российского союза страховщиков (далее — АИС РСА).

Указанное подтверждается выписками из АИС РСА и представленными предыдущими Страховыми полисами на рассматриваемые автотранспортные средства.

Однако, согласно представленному расчету, СОАО «ВСК» при расчете страховой премии применило заниженные коэфициенты КБМ по ряду автотранспортных средств, что при прочих равных условиях привело к снижению общей цены контракта.

Согласно, части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Таким образом, указанные документы и сведения Управление посчитало достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Приказом №437 от 19 ноября 2015 года в отношении СОАО «ВСК» было возбуждено дело №06/64-15.

Определением от 19 ноября 2015 года (исх.№06/4568) дело №06/64-15 было назначено к рассмотрению на 17 декабря 2015 года.

На рассмотрение дела 06/64-15 17 декабря 2015 года представитель Ответчика, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (карточка почтового уведомления №737538), не явился. Представитель Заявителя, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (карточка почтового уведомления №737552), не явился.

На основании указанного, Комиссия Управления пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, а также, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений, о необходимости отложения рассмотрения дела.

Определением от 17.12.2015г. Рассмотрение дела было отложено на 05.02.2016г.

Указанным Определением у СОАО «ВСК» были запрошены аргументированные письменные пояснения по факту занижения цены контракта по запросу котировок №0304100006915000016 «Оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ФГКУ УВО МВД по КБР».

На рассмотрение дела 05.02.2016г. явился директор филиала СОАО «ВСК» Г.Х. Мидов. Представитель Заявителя, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (карточка почтового уведомления №751106 вернулась в управление), на рассмотрение дела не явился.

Г.Х. Мидов на рассмотрении дела пояснил, что расчет стоимости контракта для запроса котировок №0304100006915000016 производился в соответствии  с технической документацией заказчика, а также представил письменные пояснения относительно расчета стоимости цены контракта.

На основании указанного, Комиссия Управления пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, а также, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и сведений, о необходимости отложения рассмотрения дела.

Определением от 05.02.2016г. (исх.№06/336) рассмотрение дела было отложено на 14 апреля 2016 года.

На рассмотрение дела 14.04.2016г. представители сторон, уведомленные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились.

Рассмотрев материалы дела, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела для внесения изменений в Приказ №439 от 19 ноября 2015 года.

В связи с изложенным, Определением от 14.04.2016г. (исх.№06/1314) рассмотрение дела было отложено 12 мая 2016 года.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Приказом №109 от 18.04.2016г. в Приказ №439 от 19.11.2015г. были внесены изменения в части квалификации состава правонарушения, а именно указания действий СОАО «ВСК» нарушающими пункт 4 статьи 14.2. Закона «О защите конкуренции».

На рассмотрение дела 12.05.2016г. явился представитель СПАО «РЕСО-Гарантия», по доверенности от 03.06.2015г.

Представитель ответчика на рассмотрение дела не явился. Доказательств надлежащего уведомления ответчика о дате, месте и времени рассмотрения дела, Управление не имеет.

В связи с необходимостью присутствия на рассмотрения дела сторон по делу, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела.

Определением от 12 мая 2016 года рассмотрение дела 06/64-15 было отложено на 20 мая 2016 года.

На рассмотрение дела 20.05.2016г. явился представитель Заявителя, по доверенности от 03.06.2015г. и директор филиала СОАО «ВСК» в КБР.

Директор филиала СОАО «ВСК» пояснил, что СОАО «ВСК» при определении цены контракта верно определило подход к расчету, выразившийся в максимально возможном сокращении расходов хозяйствующего субъекта, приняв на себя заявленный объем ответственности за меньшую страховую премию. В связи с указанном, СОАО «ВСК» считает, что данное предложение ни коим образом не может «причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации».

Директор филиала СОАО «ВСК» также пояснил, что обвинения истца считает необоснованными и не законными.

Представитель заявителя подтвердила ранее заявленные доводы и требования, а также пояснила, что СПАО «РЕСО-Гарантия» производила расчет цены контракта, исходя из данных КБМ по предыдущим договорам с заказчиком.

УФАС по КБР ранее запросило в РСА данные кбм двадцати транспортным средствам, значения которых расходились в расчетах цены контакта Заявителя и Ответчика.

Получив ответ от РСА, Управление установило, что СОАО «ВСК» необоснованно занизило значения КБМ по 20 транспортным средствам, что позволило занизить цену контракта. В результате Общество предложило цену контракта в размере 343 885,84 руб.

Однако, при правильном применений КБМ, цена контакта должна была составить 355 096,23 руб., предложенного СПАО «РЕСО-Гарантия.

Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Указания Банка России

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Указание СОАО «ВСК» заниженной суммы расчета страховой премии в размере 343 882,84 руб. послужило обоснованием для признания данного участника запроса котировок победителем.

В соответствии с частью 6 статьи 78 Федерального Закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной  системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, СПАО «РЕСО-Гарантия» подала заявку 02.06.2015г., а СОАО «ВСК» 11.06.2015г.

Таким образом, занижение стоимости контакта СОАО «ВСК» не позволило СПАО «РЕСО-Гарантия» выиграть в запросе котировок.

СОАО «ВСК» и ПАО СПАО «РЕСО-Гарантия» являются конкурентами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг ОСАГО, на территории КБР.

Пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 4 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Следовательно, в действиях СОАО «ВСК» усматриваются признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Банка России, что привело к уменьшению цены страховой премии и возможности получения СОАО «ВСК» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования.

В связи с наличием в действиях СОАО «ВСК»  (121552, г. Москва, ул. Островная, 4) в лице филиала СОАО «ВСК»  в КБР (КБР,  г. Нальчик, ул. Шортанова, 40) признаков нарушения статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции», выразившегося в занижении цены контракта по запросу котировок №0304100006915000016 «Оказание услуг по страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) для нужд ФГКУ УВО МВД по КБР», Кабардино-Балкарское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем совершения в срок до 07 июля 2016 года действий по:

- изданию распорядительного документа САО «ВСК» о недопущении сотрудниками САО «ВСК» действий по незаконному занижению коэффициентов страховых тарифов, в частности коэффициента КБМ при расчете суммы страховых премий для ТС при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Кабардино-Балкарской Республики;

- доведению указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Кемеровской области.

О выполнении предупреждения сообщить в УФАС России по КБР в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны