Предупреждение №06/2126 Предупреждение №06/2126 от 24.06.2016г. ПАО "Каббалкэнерго" от 25 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ПАО «Каббалкэнерго»

360000, КБР г. Нальчик, ул. Щорса, 6

 

 

Заявитель:

Союз «Объединение организаций профсоюзов КБР»

360017, КБР, г.Нальчик,

пр.Ленина, д.53. Дом Профсоюзов

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике поступила жалоба от Союза «Объединение организаций профсоюзов КБР» (далее – Союз ООП КБР) (360017, КБР, г.Нальчик, пр.Ленина, д.53. Дом Профсоюзов) на действия ПАО «Каббалкэнерго», связанные с навязыванием невыгодных условий по договору энергоснабжения №Н-748 от 01.05.2013г.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике рассмотрело жалобу Союза ООП КБР и установило следующее.

Между ПАО «Каббалкэнерго» и Союзом «Объединение организаций профсоюзов КБР» заключен договор энергоснабжения от 01.05.2013 № Н-748 в отношение следующих точек поставки:

  •  «ДК-профсоюзов 01» г.Нальчик, пр. Кулиева, 12;
  • «ДК-профсоюзов 02» г.Нальчик, пр.Кулиева, 12;
  • «ДК-профсоюзов 03», г.Нальчик пр. Кулиева, 12;
  • «Гаражный комплекс» г.Нальчик. ул.Шогенцукова, 13а;
  • Объединение организаций профсоюзов КБР, г.Нальчик, пр. Кулиева, 12;
  • «Административное здание» г.Нальчик, пр. Ленина, 53;

Как следует из актов приема-передачи электрической энергии и счетов-фактур №0720/э012586 от 30.04.2016г., при расчетах за отпущенную электрическую энергию начиная с июня 2013 года расчеты с Союзом «Объединение организаций профсоюзов КБР» производятся по регулируемому тарифу на услуги по передаче электрической энергии, установленному для низкого уровня напряжения (НН).

В целях проверки обоснованности расчетов за электрическую энергию, Союз «Объединение организаций профсоюзов КБР» обратился в ООО «Агентство региональных энергетических проектов» (357500, г.Пятигорск, ул.Московская, д.34а www.arep.pro) с просьбой провести независимую проверку.

На основе выводов, изложенных в пункте 1.1. Заключения ООО «Агентство региональных энергетических проектов» от 24.02.2016 № 1, в адрес ПАО «Каббалкэнерго» была направлена претензия в части неправильного применения тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 10.03.2016 № 516/01.

Согласно претензии № 516/01 от 10.03.2016 Союз ООП КБР просил ПАО «Каббалкэнерго» применять тариф СН2 по точкам поставки «ДК-профсоюзов 01», ДК-профсоюзов 02», ДК-профсоюзов 03», «Дом культуры», «Гаражный комплекс», «Административное здание».

В обоснование своих требований Союз ООП КБР привел нормы пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 27.12.2004г. № 861  и пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, которые указывают на то, что при установлении границы балансовой принадлежности со стороны низкого уровня напряжения в тех местах трансформаторных подстанций, которые в частности были согласованы в актах разграничения границ балансовой принадлежности, составленных в отношении двух точек поставки, подлежат применению тарифы на услуги по передаче электрической энергии, соответствующие уровню питающего центра такой подстанции.

Указанную претензию ПАО «Каббалкэнерго» переадресовало в сетевую организацию МУП «Каббалккоммунэнерго», которое направило ответ от 06.04.2016 № 02-398 в адрес ПАО «Каббалкэнерго» и копию ответа направило в адрес Союза ООП КБР. В указанном ответе МУП «Каббалккоммунэнерго» содержится отказ от удовлетворения требований, содержащихся в претензии. Руководствуясь данным отказом, ПАО «Каббалкэнерго» продолжило предъявлять к оплате завышенную стоимость услуг по передаче электрической энергии исходя из тарифа на услуги по передаче электрической энергии соответствующего уровню напряжения НН, вместо подлежащего применению уровня напряжения СН2.

Как следует из ответа МУП «Каббалккоммунэнерго» от 06.04.2016 № 02-398, в качестве оснований для отказа в применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, соответствующего уровню напряжения СН-2 явилось следующее:

- по смыслу пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания) и пункта 32 разъяснений к Методическим указаниям, содержащегося в письме ФСТ России  от 18.02.2005 № СН-570/14, сетевая организация обязана применять тариф, соответствующий уровню напряжения по которому она фактически поставляет электрическую энергию;

- трансформаторные подстанции принадлежат сетевой организации;

- потребитель приобретает уже преобразованную электроэнергию;

- акты разграничения балансовой принадлежности электросетей не содержат прямого указания на напряжение 10(6) кВ;

- кабельные линии, принадлежащие потребителю не имеют технической возможности на осуществление подключения по уровню напряжения более чем 0,4 кВ;

Между тем, в настоящее время, начиная с 01.08.2014 действует новая редакция абзаца 3 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), которой и следует руководствоваться при принятии решения о применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Так, согласно указанной норме, при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, данная норма не ставит применение в расчетах уровня напряжения, соответствующего значению питающего (высшего) напряжения объектов электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), в зависимость от факторов на основе которых МУП «Каббалккоммунэнерго» отказало в удовлетворении требований Союза. В частности не имеет значения кому принадлежит трансформаторная подстанция, более того, если бы она должна была принадлежать потребителю, то юридического смысла в абзаце 3 пункта 15(2)  Правил не имелось бы, тем самым бы нарушалась его догматическая конструкция. Не имеет значения, что потребитель приобретает уже преобразованную электроэнергию, так как затраты на обслуживание трансформаторной подстанции, в т.ч. на преобразование электрической энергии, должны учитываться органом регулирования на уровне напряжения, соответствующего питающему (высшему) напряжению объектов электросетевого хозяйства. Для целей расчетов также не имеет значения, что в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей не содержится прямого указания на напряжение 10(6) кВ, так как в данном случае отражается всего лишь фактическая точка присоединения потребителя к сетям сетевой организации, которая расположена на кабельных наконечниках в распределительном устройстве (РУ-0,4) трансформаторной подстанции, что не оспаривается, а вот уже исходя из того, что точка присоединения находится в трансформаторной подстанции, на которой происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), на основании абзаца 3 пункта 15(2) Правил определяется тариф на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, соответствующего значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. По этим же основаниям не имеет значения, какой тип кабеля у потребителя, более того, логично, что раз присоединение осуществлено на 0,4 кВ, то и марка кабеля будет соответствующей, что не влияет на порядок определения тарифа, описанного выше.

В силу вышеуказанных норм части 1 пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике, части 13 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 №250-ФЗ) указанные особенности определения тарифа для оплаты услуг по передаче электрической энергии независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных абзацем 3 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Так, исходя из актов разграничения границ балансовой принадлежности по объектам Союз ООП КБР:

- «Административное здание» граница установлена на кабельных наконечниках в распределительном устройстве (РУ-0,4) трансформаторной подстанции ТП-46,

- «ДК-профсоюзов 01», «ДК-профсоюзов 02», «ДК-профсоюзов 03» и Кулиева, 12 («Дом культуры») граница установлена на кабельных наконечниках в распределительном устройстве (РУ-0,4) трансформаторной подстанции ТП-468,

- «Гаражный комплекс» граница установлена на кабельных наконечниках в распределительном устройстве (РУ-0,4) трансформаторной подстанции ТП-211.

То есть граница балансовой принадлежности определена внутри трансформаторных подстанций, в которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация). При таком присоединении кабеля принимается уровень питающего напряжения подстанции, независимо от уровня напряжения, на котором подключены сети истца, что соответствует уровню напряжения СН-2.

Таким образом, ПАО «Каббалкэнерго» необосновано отказало Союзу ООП КБР в применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии соответствующего среднему второму уровню напряжения (СН-2) вместо применяемого низкого уровня напряжения (НН).

В соответствии с проведенным анализом состояния конкуренции на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) на территории Кабардино-Балкарской Республики  доля ПАО «Каббалкэнерго» на указанном рынке составляет 56 %.

На основании вышеизложенного, на ПАО «Каббалкэнерго» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Федерального закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Рассмотрев все вышеуказанные обстоятельства Управление пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «Каббалкэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в частности пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающего запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ОАО «Каббалкэнерго», выразившихся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление ФАС России по КБР на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает ОАО «Каббалкэнерго» о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), а именно:

- в течении 30 дней со дня получения настоящего предупреждения

изменить условие договора энергоснабжения от 01.05.2013 № Н-748, заключенного с Союзом ООП КБР путем указания тарифа на услуги по передаче электрической энергии соответствующего среднему второму уровню напряжения (СН-2) вместо применяемого низкого уровня напряжения (НН);

- в течении 3 дней со дня изменения договора сообщить в Управление ФАС России по КБР о выполнении предупреждения.

В соответствии с частью 6 статьи 391 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны