Решение №06/3293 Решение и Предписание по делу №06/11-16 от 16 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Ответчик:

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:

ООО «Баксан-Автозапчасть»

 

361535, КБР, г.Баксан, ул.Шукова, 17

 

Дело №06/11-16

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

05 октября 2016 года                                                                              г. Нальчик

 

                 Резолютивная часть оглашена 29 сентября  2016 года

                 В полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Балкарова З.Х. – председателя Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                         

Макаева Р.У. – специалиста-эксперта  Управления;

Калякова С.Д. – специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителей ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск» Кулиева Малика Мажидовича (доверенность №57-16 от 11.01.2016г.) - юрисконсульта 1-ой категории юридического отдела филиала Общества в КБР;

в присутствии представителей ООО «Баксан-Автозапчасть»                   Сонова Р.Н. (доверенность №01/166 от 11.05.2016г.), Маликовой Л.Л (доверенность №01/169 от 11.05.2016г.), рассмотрев дело №06/11-16 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление ООО «Баксан - Автозапчасть» (КБР, г.Баксан, с.п.Баксаненок, ул.Шукова, 17) с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (далее — Общество, ООО «Газпром») связанные с необоснованным начислением сумм за газ по производительности газопотребляющего оборудования, при наличии исправного узла учета газа.

Согласно заявлению ООО «Баксан - Автозапчасть» узел учета газа, который используется в качестве расчетного, принят поставщиком газа без каких-либо претензий. Узел учета газа установленный на объекте ООО «Баксан - Автозапчасть» установлен в соответствии с проектной документацией и состоит из следующих средств измерений: комплекс счетчик газа РСГ П-65 №04413; корректор СПГ-742 №046883, преобразователь давления 415 ДА №32296, термопреобразователь ТПТ-15-2 №304, датчик перепада давления ИРД №406557, фильтр газа ФГС-50 ВО №5388. Указанный узел учета газа признан соответствующим ГОСТ Р 8.740-2011, о чем выдан акт №12-15 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 17.06.2015г. составленный ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ».

В результате проверки 27.01.2016г. ООО «Газпром» признало, что узел учета газа на объекте ООО «Баксан - Автозапчасть» не соответствуют ГОСТ Р.740-2011. Далее поставщик газа расчет за поставленный газ произвел по проектной мощности используемого газового оборудования (далее – ГПО).

ООО «Баксан - Автозапчасть» в своем заявлении указывает, что у поставщика газа имелась возможность производить расчеты не используя при этом начисление по мощности ГПО.

По результатам анализа заявления ООО «Баксан - Автозапчасть», а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном начислении сумм за газ исходя из мощности газопотребляющего оборудования.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №105 от 08.04.2016г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/11-16 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 18.04.2016г. №06/1315 дело №06/11-16 было назначено к рассмотрению на 12.05.2016г. К участию в рассмотрении дела №06/11-16 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – ООО «Баксан - Автозапчасть».

Определением от 16.05.2016г. рассмотрение дела отложено на 22.06.2016г.

Определением от 23.06.2016г. рассмотрение дела отложено на 10.08.2016г.

На рассмотрение дела 10.08.2016г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» - Кулиев М.М. по доверенности №57-16 от 11.01.2016г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» Сонов Р.Н. (доверенность №01/166 от 11.05.2016г.), Кочесоков З.Л. (доверенность №01/167 от 11.05.2016г.), Кущенко Ю.Н. (доверенность №01/168 от 11.05.2016г.).

В ходе рассмотрения дела представитель Ответчика ООО «Газпром» ходатайствовало о приостановлении рассмотрения дела в связи с тем, что в Арбитражном суде КБР рассматривается дело по иску ООО «Баксан-Автозапчасть» по тем же обстоятельствам.

Комиссия Управления, рассмотрев ходатайство ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о приостановлении рассмотрения дела, решила отказать в удовлетворении  указанного ходатайства. В связи с тем, что в Арбитражном суде КБР рассматриваются обстоятельства связанные с начислением сумм за газ, а также встречный иск ООО «Газпром» о взыскании задолженности. Кроме того часть 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции не обязывает Комиссию приостанавливать рассмотрение дела, а дает ей такое право.

Комиссия Управления, выслушав представителей Заявителя пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела для изучения представленных материалов. Определением от 12.08.2016г. рассмотрение дела отложено на 06.09.2016г.

На рассмотрение дела 06.09.2016г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» - Кулиев М.М. по доверенности №57-16 от 11.01.2016г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» не явились.

Как следует из материалов дела в обоснование незаконности начисления ООО «Баксан-Автозапчасть» представило следующие документы:

- акт приемки узла учета газа ООО «Баксан-Автозапчасть» в эксплуатацию от 16.06.2015г.;

- перечень вводимых параметров корректора СПГ-742 №4683 от 16.06.2015г.;

- акт опломбирования средств измерений узла учета газа от 16.06.2015г.;

- акт №12-15 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 составленный ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» от 17.06.2015г.;

- акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 27.01.2016г.

- письмо ООО «Баксан - Автозапчасть» от 03.02.2016г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в КБР с приложением акта поданного - принятого газа за январь 2016г. ;

- письмо ООО «Баксан - Автозапчасть» от 01.03.2016г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в КБР с приложением акта поданного - принятого газа за февраль 2016г.;

- письмо ООО «Баксан - Автозапчасть» от 18.02.2016г. в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»;

- счет-фактура №15-3686 от 31.01.2016г.;

- счет-фактура №15-8366 от 29.02.2016г.;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» №15-962-МП от 12.02.2016г. в адрес ООО «Баксан – Автозапчасть»;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» №15-17/46-МП от 17.03.2016г. в адрес ООО «Баксан – Автозапчасть»;

- письмо ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» №15-17/51-МП от 17.03.2016г. в адрес ООО «Баксан – Автозапчасть»;

письмо ФБУ «Кабадино-Балкарский ЦСМ» №16/05-02/282 от 09.06.2016г.

Письмом ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» №381-16 от 04.05.2016г. пояснило, что начисление по мощности ГПО ООО «Баксан-Автозапчасть» произведено в связи с несоответствием узла учета газа ГОСТ Р.740-2011. В обоснование законности начислений по мощности ГПО представило следующие документы: финансовой состояние  потребителя за январь-апрель 2016г.; акт проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 27.01.2016г.; акт расчета по производительности ГПО от 01.02.2016г.; акт расчета по производительности ГПО от 29.02.2016г.; акт расчета по производительности ГПО от 01.04.2016г.; акт приемки узла учета газа ООО «Баксан-Автозапчасть» в эксплуатацию от 16.06.2015г.; копию паспорта корректора СПГ 742; копия паспорта счетчика РСГ; акт опломбирования средств измерений узла учета газа от 16.06.2015г.; копия акта перечень вводимых параметров корректора СПГ-742 №4683 от 16.06.2015г.; копия письма от 09.06.2015г.; копия акта отказа от подписи  от 01.02.2016г.

Определением от 07.09.2016 рассмотрение дела №06/11-16  отложено для подготовки заключения об обстоятельствах дела в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение дела 29.09.2016г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» - Кулиев М.М. по доверенности №57-16 от 11.01.2016г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» Сонов Р.Н.  по доверенность №01/166 от 11.05.2016г., Маликова Л.Л по доверенности №01/169 от 11.05.2016г.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Баксан-Автозапчасть» пояснила, что поставщик газа неправомерно произвел начисления по мощности ГПО, так как у ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» отсутствовали на то основания, и узел учета газ был исправен ООО «Баксан-Автозапчасть». Также пояснила, что указаные в акте проверки замечания, а также вывод поставщика газа о том, что узел учета газа на объекте ООО «Баксан - Автозапчасть» не соответствуют ГОСТ Р.740-2011 неправомерен, так как поставщик газа не обладает соответствующими полномочиями. При этом заявитель сослался на пункт 12.1.1. ГОСТ Р.740-2011 где установлено, что проверку реализаций МИ, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

Представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» пояснил, что расчеты за поставленный газ и правильность его начисления являются гражданско-правовым спором и разрешаются в суде.

На рассмотрении дела стороны подтвердили, что получили заключение об обстоятельствах дела №06/11-16 от 07.09.2016г. и каких-либо дополнений не имеется.

Комиссия Управления, выслушав представителя заявителя и ответчика, изучив представленные материалы пришла к следующему.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 №32168 (далее – Правила учета газа).

Пунктом 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Между потребителем ООО «Баксан-Автозапчасть» и поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» заключен договор на поставку газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г.

Согласно пункту 4.1 договора поставки газа количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа Поставщика, установленного у Покупателя.

В июне 2015 г. ООО «Баксан-Автозапчасть» установило па предприятии узел учета газа (УУГ), включающий в себя счетчик газа РСГ G-65 №04413, корректор газа СПГ 742 №04683, преобразователь давления 415 ДА №32296, термопреобразователь ТПТ-15-2 №304, датчик перепада давления ИРД-80 №40657 и фильтр газа ФГС-50ВО №5388.

Актом приемки узла учета газа в эксплуатацию от 16.06.2015 г. указанный узел учета газа был принят ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в эксплуатацию, ввиду соответствия узла учета газа действующей нормативно-технической документации. Также сотрудниками ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» был составлен Акт на опломбирование средств измерений узла учета газа от 16.06.2015 г. С этого момента учет потребляемого на ООО «Баксан-Автозапчасть» газа и его оплата осуществлялось по показаниям счетчика газа РСГ G-65 №04413.

Поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» 27.01.2016г. в отношении потребителя ООО «Баксан-Автозапчасть» была проведена проверка, о чем свидетельствуют акты проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 27.01.2016г.

Актом проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 27.01.2016г. (далее Акт проверки), составленными работниками общества, сделаны выводы о несоблюдении Обществом требований пунктов 9.5.8., 9.2.3.5., 9.3.1.4. ГОСТа Р 8.740-2-11; 11.3. Отсутствует акт измерения внутреннего диаметра ИТ (пункт 12.1.2. 3 А20-1071/2016 ГОСТ Р 08.740-2011); 11.4. В целях проверки пункта 9.3.1.3. необходимо произвести замер внутреннего диаметра ИТ (ГОСТ Р 8.740-2-11).

Далее поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» составлен акт расчета по производительности газоиспользуещего оборудования от 01.02.2016г. В соответствии с указанным актом расчет с 27.01.2016г. по 31.01.2016г. (5 суток) ООО «Баксан- Автозапчасть» за поставленный газ производится по мощности ГПО исходя из 24 часов их работы в сутки в объеме 70980 м3.

Далее поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» составлен акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 29.02.2016г. В соответствии с указанным актом расчет с 01.02.2016г. по 29.02.2016г. (29 суток) ООО «Баксан - Автозапчасть» за поставленный газ производится по мощности ГПО исходя из 24 часов их работы в сутки в объеме 411684 м3.

Далее поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» составлен акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 01.04.2016г. В соответствии с указанным актом расчета с 01.03.2016г. по 22.03.2016г. (22 суток) ООО «Баксан- Автозапчасть» за поставленный газ производится по мощности ГПО в объеме 322521,6 м3.

Таким образом, потребителю ООО «Баксан-Автозапчасть» расчет поставленного газа с 27.01.2016г. по 22.03.2016г., производился по проектной мощности газопотребляющего оборудования, что подтверждается актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 01.02.2016г.; актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 29.02.2016г.; актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 01.04.2016г. ; актом проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 27.01.2016г.

При этом ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» письмом от 17.03.2016 г. №15-1751-МП уведомило ООО «Баксан-Автозапчасть» о намеченном ограничении поставок газа в случае неоплаты объема газа начисленного по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

Вместе с тем, в соответствии с  пунктом 23 Правил поставки газа установлено, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. В соответствии с пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) от 30.12.2013 № 961, при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Пунктом 25 Правил поставки газа, установлено, что ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.

В соответствии с пунктом 4.1 договора на поставку газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г. стороны договорились, что под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.

В соответствии с Правила учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пунктов 1.6 и 1.7 Правил учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) и действующими нормативно- правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Закон об обеспечении единства измерений предусмотрено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования, подлежащие выполнению, в том числе при осуществлении энергосбережения.

Согласно части 1 статьи  13 названного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Часть 17 статьи 2 данного Закона определяет, что поверка средств измерений совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений  метрологическим требованиям (влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а так же к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены). Как следует из материалов дела, средства измерений, используемые Покупателем, попадают в сферу государственного метрологического контроля, право проверки правильности работы узла учета имеют лица, аккредитованные на право проведения поверки установленным законодательством образом.

В соответствии с пунктом 1 статьей 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения  единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно пункту 2 названной статьи, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии (пункт 3 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 № 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Как уже указывалось, поставщик газа ООО «Газпром» по результатам проверки установил, что узел учета газа покупателя не соответствует ГОСТ Р 8.740-2011.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, 17.06.2015 ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» произведена проверка состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, о чем составлен  акт проверки №12-15 состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 17.06.2015 с перечнем средств измерений:

- счетчика газа РСГ №04413, поверен 01.04.2015г., МПИ – 6 лет;

- корректор газа СПГ №04683, поверен 12.03.2015, МПИ – 4 года;

- преобразователь давления №32296, поверен 16.12.2014г., МПИ – 3 года;

- термопреобразователь ТПТ-15-2 №304, поверен 02.06.2014г. МПИ – 4 года;

В результате проверки УУГ ООО «Баксан-Автозапчасть», ФБУ «Кабардино-Балкарский ЦСМ» установлено соответствие характеристик СИ установленным техническим требованиям и требованиям ГОСТ Р 8.740, что отражено в акте №12-15 от 17.06.2015

Как следует из материалов дела, спорный узел учета газа принят в эксплуатацию совместно с представителем ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» 16.06.2015. При этом сторонами составлен акт. Согласно указанного акта узел учета газа потребителя состоит из: - счетчика газа №04413, дата поверки - 01.04.2015, дата следующей поверки - 01.04.2021; - датчик перепада давления на счетчике №40657; - датчик перепада давления на фильтре №5388; - преобразователь давления №32296, дата поверки-16.12.2014, дата следующей поверки - 16.12.2017; - преобразователь температуры №304, дата поверки - 02.06.2014, дата следующей поверки- 02.06.2018; - вторичный прибор (вычислитель) №04683, дата поверки-12.03.2015, дата следующей поверки - 12.03.2017. Согласно выводам, указанным в данном акте, узел учета газа соответствует действующей нормативно-технической документации. В этот же день, т.е. 16.06.2015. сторонами составлен акт на опломбирование средств измерений узла учета газа.

Как следует из акта проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 27.01.2016г., повреждения пломб на узле учета газа не выявлено. Доказательств вмешательства в узел учета газа ООО «Газпром» не предоставило.

В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа  монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 12.1.1. ГОСТа Р 8.740-2011, указано, что проверку реализаций МИ (методик измерения), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

Письмом «Газпром межрегионгаз Пятигорск» №15-3463-от от 09.06.2016г. пояснило, что не имеет аккредитации в сфере обеспечения единства измерений.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательств того, что узел учета газа ООО «Баксан-Автозапчасть» вновь введен в эксплуатацию или прошел реконструкцию на момент составления актов.

Пунктом 3.2.2 Правил по метрологии государственной системы обеспечения единства измерений ПР 50.2.022.-99, регламентирована процедура поверки, представляющая собой совокупность операций, выполняемых органом Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.  Результатом проверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению или признание его непригодным к применению.

Следовательно, проверка работоспособности, предусмотренная пунктом 26 Правил поставки газа, не регламентирована нормами законодательства об обеспечении единства измерений, достоверность измерений, проводимых в ходе таких проверок, не гарантирована. Проверка работоспособности средств измерений, проведенная без соблюдения правил ее осуществления, установленных законодательными и техническими нормами, в частности физическим лицом предприятия, и не может влечь таких последствий, как признание средства измерения неисправным.

Кроме того, согласно пункту 12.1.4 ГОСТ Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта в соответствии с Приложением Г. Как следует из материалов дела, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» не составляло акт, как это требует пункт указанного ГОСТа.

Также в ходе рассмотрения дела 12.05.2016г. представитель ООО «Газпром» Ольховик Н.А. пояснил, что несоответствие узла учета потребителя ГОСТ Р 8.740-2011 установлено визуально каких-либо замеров не производилось.

Таким образом, акт проверки от «27» января 2016 г. в отношении ООО «Баксан-Автозапчасть»  о несоответствии УУГ требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 оформлен в нарушение вышеуказанного ГОСТа и ПР 50.2.022-99.

Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 №1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее – Порядок №1815).

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. В соответствии с пунктом 13 Порядка №1815 результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Как уже указывалось средства измерения установленные на объекте ООО «Баксан - Автозапчасть» прошли поверку. У поставщика газа к знакам поверки замечаний нет.

Каких либо иных неисправностей узла учета газа, принадлежащих ООО «Баксан-Автозапчасть» поставщиком газа в Управление не представило.

Кроме того, заявитель ООО «Баксан- Автозапчасть» представило письмо ФБУ «Кабадино-Балкарский ЦСМ» №16/05-02/282 от 09.06.2016г. с пояснениями,  что требования ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» о предоставлении акта замера внутреннего диаметра измерительного трубопровода неправомерно, так как согласно пункта 9.5.6 ГОСТ Р.8 740-2011 в случае применения ротационного счетчика газа и измерения давления и температуры в его корпусе акт не оформляется.

Таким образом, исходя из выуказанного, у поставщика газа ООО «Газпром» не имелось законных оснований производить расчет за поставленный газ с 27.01.2016г. по 22.03.2016г. исходя из проектной мощности газопотребляемых установок потребителю ООО «Баксан- Автозапчасть», при наличии исправного узла учета газа.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В целях установления доли, занимаемой указанным Обществом на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 проведен анализ и оценки состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно письму от 05.05.2016г. №37-08-12 Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, являющийся надзорным органом, в том числе, в области газоснабжения; письму от 06.05.2016г. №БК-04/1270 газораспределительной компании ОАО «Газпром газораспределение Нальчик», на территории Кабардино-Балкарской Республики с 2015 года по 2016 год деятельность по поставке  в Кабардино-Балкарскую Республику природного газа по газораспределительным сетям для промышленных предприятий, включая  поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляет в единственном числе ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск (357500, Ставропольский край,               г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42).

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», доля которого составила 100,0%. В соответствии с аналитическим отчетом от 16.06.2016г. единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

Таким образом, Комиссией Управления установлено, что не имея законных оснований для расчета сумм  за поставленный газ с 27.01.2016г. по 22.03.2016г.  по мощности оборудования, исходя из 24 часов их работы в сутки с применением расчетного метода ООО «Баксан - Автозапчасть», при наличии исправного узла учета газа, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило законные права и интересы потребителя ООО «Баксан - Автозапчасть».

ООО «Газпром» своими действиями, ущемило установленные законом права и интересы ООО «Баксан - Автозапчасть», поскольку при наличии исправного узла учета газа без оснований и незаконно применило расчетный метод за поставленный газ по мощности ГПО.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с 27.01.2016г. по 22.03.2016г. с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляемого оборудования исходя из 24 часов их работы в сутки ООО «Баксан - Автозапчасть» в отсутствие на то оснований, при наличии исправного узла учета газа, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об  административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                 З.Х. Балкаров

 

Члены Комиссии:                                                             Р.У. Макаев

 

С.

 

 

  •  

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

  •  

ООО «Баксан-Автозапчасть»

 

361535, КБР, г.Баксан, ул.Шукова, 17

 

 

Дело №№06/11-16

 

ПРЕДПИСАНИЕ №06/11-16

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

05 октября 2016 года                                                                              г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Балкарова З.Х. – председателя Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                        

Макаева Р.У. – специалиста-эксперта  Управления;

Калякова С.Д. – специалиста-эксперта Управления;

в присутствии представителей ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск» Кулиева Малика Мажидовича (доверенность №57-16 от 11.01.2016г.) - юрисконсульта 1-ой категории юридического отдела филиала Общества в КБР;

в присутствии представителей ООО «Баксан-Автозапчасть»                   Сонова Р.Н. (доверенность №01/166 от 11.05.2016г.), Маликовой Л.Л (доверенность №01/169 от 11.05.2016г.), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 05 октября 2016 года по делу №06/11-16 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения начисления сумм за газ с 27.01.2016г. по 22.03.2016г.  ООО «Баксан - Автозапчасть» с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляемого оборудования. 

         2. Представить доказательства исполнения настоящего Предписания в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России в срок до 11.11.2016г.

 

Председатель Комиссии                                                 З.Х. Балкаров

 

Члены Комиссии:                                                             М.У. Макаев

 

С.Д. Каляков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности испо

Связанные организации

Связанные организации не указаны