Решение №06/3938 Решение по жалобе на действия организатора торгов-конкурсног... от 12 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06/116-18ж о нарушении процедуры торгов

и порядка заключения договоров

 

12 ноября 2018 года                                                                                                  г. Нальчик

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

        Председателя Комиссии:

    -

        Членов Комиссии:

        -

        -

при участии:

заявителя лично,

представителя организатора торгов – арбитражного (конкурсного) управляющего ООО «Конфианц» «…» лично,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) 23.10.2018 поступила жалоба «…» (далее – Заявитель) на действия арбитражного (конкурсного) управляющего ООО «Конфианц» «…» (далее – Организатор торгов) при  организации и проведении торгов в форме публичного предложения о реализации имущества ООО «Конфианц» (лот № 2) по извещению на электронной торговой площадке ООО «ЮТендер» № 0033640 от 22.08.2018 и сообщению на ЕФРСБ № 2966136 от 22.08.2018 (далее – жалоба, торги, соответственно).

Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Управления http://kbr.fas.gov.ru. В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» Управление уведомлением от 24.10.2018 № 06/3655 приостановило процедуру торгов до рассмотрения жалобы по существу. Заседания Комиссии состоялись 01.11.2018 и 12.11.2018.

Заявитель обжалует необоснованный отказ от проведения торгов (отмену торгов).

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления установила следующее.

Как следует из материалов рассмотрения жалобы, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2014 по делу № А20-5406/2014 ООО «Конфианц», зарегистрированное по адресу: КБР, г. Нальчик, с.Кенже, ул.Ахметова, 13, признано несостоятельным (банкротом), и конкурсным управляющим ООО «Конфианц» назначена "...", член некоммерческого партнерства «Ассоциация межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих». Впоследствии определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.06.2018 по делу № А20-5406/2014  конкурсный управляющий заменен на члена Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих» «…»

20.09.2017 собранием кредиторов ООО «Конфианц» утверждено Положения о порядке, сроках и об условиях проведения торгов по продаже имущества должника ООО «Конфианц» (далее – Положение о порядке проведения торгов).

22.08.2018 конкурсным управляющим на официальном сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) было опубликовано информационное сообщение № 2966136 о проведении открытых торгов, проводимых в форме публичного предложения. Информационное сообщение о проведении торгов № 0033640 размещено на электронной торговой площадке ООО «ЮТендер» http://www.utender.ru 22.08.2018. Соответствующее сообщение № 77032710078 опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 18.08.2018 № 148 на странице 48 (на сайте – 17.08.2018).

Предметом публичного предложения по лоту № 2 явилось следующее имущество должника ООО «Конфианц»: нежилое помещение; 615,4 кв.м.; КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, д. 27.

Начальная цена лота 21 478 728 рублей 82 копеек. Согласно сообщению о проведении торгов заявки на участие в торгах принимались с 10 часов 00 минут 23.08.2018 до 18 часов 00 минут 14.10.2018.

В соответствии с пунктом 9.4 Положения о порядке проведения торгов, если в течение 10 (десяти) календарных дней с даты начала действия публичного предложения имущество не продано по начальной продажной цене публичного предложения, то начальная цена публичного предложения, установленная по этому лоту, подлежит последовательно снижению каждые три календарных дня на 5 % от первоначальной стоимости торгов.

14.10.2018 на интервале, действующем в период с 18 часов 00 минут 10.10.2018 по 18 часов 00 минут 14.10.2018, «…» подана заявка на участие в торгах по лоту № 2, зарегистрированная как заявка № 0072593 на участие в торгах, время поступления - 17 часов 41 минут 37 секунд, ценовое предложение – 6 450 000 рублей, что подтверждается представленными электронной торговой площадкой ООО «ЮТендер» копиями документов. Оплачен задаток в размере 1 288 723 рубля 73  копейки (платежное поручение от 11.10.2018 № 164).

Вместе с тем, 19.10.2018 Организатором торгов был составлен протокол о результатах проведения торгов по лоту № 2, размещенный на электронной торговой площадке ООО «ЮТендер» 20.10.2018, в соответствии с которым Организатор торгов принял решение об отмене торгов по следующему основанию: «заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в настоящем Положении и указанным в сообщении о проведении торгов».

Из пояснений Организатора торгов следует, что указанное решение было принято в связи с несоответствием предложенной Заявителем суммы (6 450 000 рублей) минимальной продажной цене («цене отсечения»), утвержденной собранием кредиторов и отраженной в Положении о порядке проведения торгов (7 159 576 рублей 27 копеек), что в свою очередь вызвано технической ошибкой, допущенной при расчете «цены отсечения» при формировании извещения о проведении торгов. Таким образом, «цена отсечения», указанная в извещении (6 443 618 рублей 66 копеек), была менее утвержденной собранием кредиторов, что, по мнению Организатора торгов, в дальнейшем приведет  к причинению кредиторам убытков в виде невозможности удовлетворения требований в полном объеме.

Комиссия Управления усматривает данные действия Организатора торгов неправомерными ввиду следующего.

Порядок продажи имущества должника регламентируется статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015               № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок проведения торгов).

Согласно пункту 11 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов выполняет следующие функции:

опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;

принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;

определяет участников торгов;

осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;

определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;

уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

Пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что процедура публичного предложения прекращается в момент регистрации первой заявки, содержащей предложение о цене не ниже, действующей на указанном интервале торгов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов. Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов (пункт 15 статьи 110 Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Положения пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ подлежат применению к спорным правоотношениям по аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации). Положениями Закона о банкротстве не предусмотрено исключение из общего правила о возможности отказа от проведения торгов, для такой торговой процедуры как публичное предложение. Более того, в пункте 4 статьи 139 Закона о банкротстве указано на применение к данной торговой процедуре положений статьи 110 Закона о банкротстве, регламентирующей продажу в форме аукциона, конкурса.

Учитывая указанные выше правовые нормы, приняв во внимание отсутствие в Законе о банкротстве императивного запрета на отказ организатора торгов от продажи имущества должника посредством публичного предложения, а также правовую природу торгов в форме публичного предложения, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Организатор торгов вправе отказаться от проведения торгов в форме публичного предложения до получения первой заявки на участие в торгах. Изложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 308 ЭС15-19289).

Согласно пояснениям Организатора торгов о расхождении «цены отсечения», установленной в Положении о порядке проведения торгов и в извещении о проведении торгов, Организатору торгов стало известно после формирования извещения и, соответственно, до поступления заявки Заявителя. В этой связи Комиссия Управления принимает во внимание положения пункта 2 статьи 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений. Однако, действий, направленных на внесение в Положение о порядке проведения торгов соответствующих изменений либо на своевременный отказ от проведения торгов, Организатором торгов предпринято не было.

Между тем, в рассматриваемом случае Организатор торгов принял решение об отмене торгов по лоту № 2 после поступления заявки Заявителя и после окончания срока приема заявок, то есть с нарушением срока для отмены торгов.

Доводы Организатора торгов о несоответствии поданной Заявителем заявки установленным в извещении требованиям Комиссией Управления отклоняются как не имеющие правового значения ввиду того, что торги отменены Организатором торгов до рассмотрения и соответствующей оценки поданной заявки на предмет ее соответствия установленным требованиям.

Следует также отметить, что утвержденное собранием кредиторов должника Положение о порядке проведения торгов в публичном доступе размещено не было, что исключало возможность обнаружения потенциальными участниками торгов, в том числе и Заявителем, имеющегося несоответствия.

Таким образом, в действиях Организатора торгов усматриваются нарушения требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

В тоже время данное обстоятельство, по мнению Комиссии Управления, не может служить достаточным основанием для удовлетворения требований Заявителя о признании торгов состоявшимися, о признании Заявителя победителем торгов и об обязании заключить договор с победителем торгов.

Как указано выше, нарушение срока отказа от проведения торгов  в силу положений пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ влечет за собой правовые последствия для организатора торгов в виде возможности взыскания с него реального ущерба, вызванного допущенными нарушениями. Иные последствия нарушения организатором торгов сроков отмены торгов Гражданским кодексом РФ не предусмотрены. Закон о банкротстве также не содержит иных последствий при отмене торгов по продаже имущества должника путем публичного предложения.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, Комиссия Управления учитывает тот факт, что процедура проведения торгов на дату отмены Организатором торгов публичного предложения завершена не была, заявка участника на предмет ее соответствия Положению о продаже имущества должника и извещению о проведении торгов не проверялась, при этом торги отменены. Задаток, внесенный Заявителем, Организатором торгов возвращен. При таких обстоятельствах у Комиссии  Управления отсутствуют основания для обязания Организатора торгов подвести итоги отмененных торгов, и соответственно обязать Организатора торгов заключить договор купли-продажи имущества (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 26.05.2016 № 308-ЭС16-4641).

Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что ни Законом о банкротстве, ни Порядком проведения торгов не регламентированы вопросы возобновления ранее отмененных торгов. Более того, Порядок проведения торгов и Регламент проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной торговой площадке «uTender», размещенной на сайте http://utender.ru/ в сети Интернет, содержат понятия приостановления и возобновления торгов применительно исключительно в случаях технического сбоя (пункт  6.2 и пункт 11.2, соответственно). Сведений о наличии технической возможности возобновления ранее отмененных торгов у Комиссии Управления не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «…» на действия арбитражного (конкурсного) управляющего ООО «Конфианц» «…» при  организации и проведении торгов в форме публичного предложения о реализации имущества ООО «Конфианц» (лот № 2)  по извещению на электронной торговой площадке ООО «ЮТендер» № 0033640 от 22.08.2018 и сообщению на ЕФРСБ № 2966136 от 22.08.2018 обоснованной.

2. Предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, не выдавать.

3.  Отменить приостановление торгов, введенное уведомлением от 24.10.2018 № 06/3655.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.   

 

 

Председатель Комиссии                                                                         

           Члены Комиссии                                                                                              

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны