Решение №06/3978 Решение и Предписание по делу №06/17-16 в отношении ООО "Газ... от 20 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:

ООО «Гамма»

КБР, г.Нальчик, ул.Щорса, 59

 

Дело №06/17-16

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

12 декабря 2016 года                                                                                г. Нальчик

 

                 Резолютивная часть оглашена 01 декабря  2016 года

                 В полном объеме изготовлено 12 декабря 2016 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куантова А.С. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                         

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Дзахмишевой Д.К. – ведущего специалиста-эксперта Управления;

в отсутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск» уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения;

в присутствии представителя ООО «Гамма» ..... (доверенность №2 от 10.12.2016г.), рассмотрев дело №06/17-16 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление            ООО «Гамма» (КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59) с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (далее — Общество, ООО «Газпром») связанные с необоснованным начислением сумм за газ по производительности газопотребляющего оборудования, при наличии исправного узла учета газа.

Согласно заявлению ООО «Гамма» узел учета газа который используется в качестве расчетного принадлежит ООО «Гамма». Узел учета газа ООО «Гамма» установленный по адресу: КБР, г.Нальчик,                    ул.Т.Идарова 124, состоит из следующих средств измерений: счетчик ультразвуковой ИРВИС-РС4М-Ульта-ДУ100 №26922  (от 2 до 19879 м3/ч) ДУ100; БИП ИРВИС-РС4М-Ульта №26922, ПП ИРВИС-РС4М-Ульта №26922, ПП ИРВИС-РС4М-Ульта №26925, фильтр газа ФГ-1,6-100, №21; индикатор перепада давления ДИПД.

Узел учета газа установленный по адресу: КБР, г.Нальчик,                    ул.Щорса 59, состоит из следующих средств измерений: счетчик ультразвуковой ИРВИС-РС4М-Ульта-ДУ100 №26926 (от 2 до 19879 м3/ч) ДУ100; БИП ИРВИС-РС4М-Ульта №26926, ПП ИРВИС-РС4М-Ульта №26926, ПП ИРВИС-РС4М-Ульта №26927, фильтр газа ФГ-1,6-100, №23; индикатор перепада давления ДИПД.

В результате проверки 31.03.2016г. ООО «Газпром» признало, что узел учета газа ООО «Гамма» по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124 и по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59 не соответствуют ГОСТ 8.611-2013. Далее поставщик газа расчет за поставленный газ за с 26.02.2016 по 31.03.2016г. по указанным объектам произвел по проектной мощности используемого газового оборудования (долее – ГПО).

Также Заявитель поясняет, что по результатам проверки узлов учета газа на объекте по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124, и по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59 ФБУ «Ставропольский ЦСМ» выдало акт проверки состояния и применения средств измерений и требований ГОСТ 8.611-2013 и от 11.02.2016г., о том, что указнные выше узлы учета газа соответствуют             ГОСТ Р 8.611-2013.

ООО «Гамма»  в своем заявлении указывает, что у поставщика газа имелась возможность производить расчеты, не используя при этом начисление по мощности ГПО.

В обоснование незаконности начисления Заявителем представлены следующие документы:

  • копия договора поставки газа №15-2-4367/14Д от 11.11.2013г. заключенного между поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» и потребителем ООО «Гамма»;
  • копия акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 31.03.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124;
  • копия акта проверки состояния и применения средств измерений узла учета газа от 31.03.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59;
  • копия акта расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 01.04.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124;
  • копия акта расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 01.04.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59;
  • копия акта проверки состояния и применения средств измерений и требований ГОСТ 8.611-2013 и от 11.02.2016г. выданного ФБУ «Ставропольский ЦСМ» по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124;
  • копия акта проверки состояния и применения средств измерений и требований ГОСТ 8.611-2013 и от 11.02.2016г. выданного ФБУ «Ставропольский ЦСМ» по адресу: КБР, г.Нальчик, ул. ул.Щорса 59;
  • копия акта на опломбирование средств измерений учета газа от 26.02.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124;
  • копия акта на опломбирование средств измерений учета газа от 26.02.2016г. по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59;
  • копия рабочей документации реконструкции узла учета газа ООО «Гамма» по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Т.Идарова 124;
  • копия рабочей документации реконструкции узла учета газа ООО «Гамма» по адресу: КБР, г.Нальчик, ул.Щорса 59;
  • копия письма ФБУ «Ставропольский ЦСМ» №02-04/1500 от 24.05.2016г. в адрес руководителя ООО «Гамма»;
  • копия рецензии СТП Метрологический центр №547 от 24.05.2016г. к акту расчета по производительности от 01.04.2016г.

По результатам анализа заявления ООО «Гамма, а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» содержатся признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном начислении сумм за газ исходя из мощности газопотребляющего оборудования.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №135 от 12.05.2016г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/17-16 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 17.05.2016г. №06/16441 дело №06/17-16 было назначено к рассмотрению на 02.06.2016г. К участию в рассмотрении дела №06/17-16 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – ООО «Гамма.

До назначенной даты рассмотрения дела в Управление поступило письмо от ООО «Газпром» №366-16 от 25.04.2016г. с пояснениями, а также с приложением следующих документов: копии актов проверки от 31.03.2016г.; копии актов отказа от подписи от 01.04.2016г.; копии актов расчета по производительности от 01.04.2016г.; финансовое состояние потребителя.

На рассмотрение дела 02.06.2016г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» - Кулиев М.М. по доверенности №57-16 от 11.01.2016г.; представитель ООО «Гамма» Тхамоков А.Х. по доверенности №2 от 10.12.2016г.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газпром» пояснил, что в Арбитражном суде КБР рассматривается дело №А20-1490/2016 предметом рассмотрения которого является законность действий ООО «Газпром» в отношении ООО «Гамма».

По мнению представителя ответчика, указанное судебное дело имеет значение для объективного рассмотрения дела №06/17-16 о нарушении антимонопольного законодательства и может повлиять на его исход.

Комиссия Управления, выслушав представителя ответчика, а также изучив определение Арбитражного суда КБР по вышеуказанному делу пришла к выводу о необходимости приостановления рассмотрения дела до вынесения судом решения. Определением от 06.06.2016г. №06/2005 дело №06/17-16 было приостановлено до вынесения Арбитражным судом КБР решения по делу №А20-1490/2016.

Определением от 14.10.2016г. №06/3423 рассмотрение дела №06/17-16 возобновлено и назначено на 02.11.2016г.

На рассмотрение дела 02.06.2016г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» - .. по доверенности №57-16 от 11.01.2016г.; представитель ООО «Гамма» .... по доверенности №2 от 10.12.2016г.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Гамма» поддержал изложенные в заявлении доводы, также пояснил, что поставщик газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» незаконно начислил сумму за поставленный газ, так как имелась возможность производить расчеты по исправному узлу учета газа.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газпром» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью участия в рассмотрении дела иных представителей Общества.

Комиссия Управления, рассмотрев заявленное ходатайство решила отказать в отложении рассмотрения дела по указанным заявителем доводам.

Определением от 03.11.2016 рассмотрение дела №06/17-16  отложено для подготовки заключения об обстоятельствах дела в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение дела 01.12.2016г. явились: представитель заявителя ООО «Гамма» ..... по доверенности №2 от 10.12.2016г.; представитель ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» на рассмотрение дела не явился.

В результате изучения представленных Заявителем и Ответчиком  материалов дела, Комиссией Управления пришла к следующим выводам.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2013 №961. (далее - Правила учета газа №961).

Пунктом 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Как следует из материалов дела между потребителем                                       ООО «Гамма» и поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» заключен договор на поставку газа №15-2-4367/14Д от 11.11.2013г.  (далее – договор поставки газа).

Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя. При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности.

Под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.

В соответствии с пунктом 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу, в течение действия настоящего договора.

Пунктом 4.4 договора установлено, что период времени, а течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается:

- в случае отсутствия у покупателя узла учета газа – с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки;

- в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) – с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа;

- в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа – с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета;

- в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствия или нарушения пломб поставщика – с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности – с даты начала текущего расчетного периода;

 - в случае недопущения представителей поставщика к проверке узла учета, отсутствия регистрационной отметки поставщика на диаграммах – с даты начала текущего расчетного периода;

- при не предоставлении покупателем данных о ежесуточном расходе газа поставщику на бумажном носителе (заверенных подписью и печатью покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца – с даты начала текущего расчетного периода.

Поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» 31.03.2016 в отношении потребителя ООО «Гамма» по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59) проведена проверка. По результатам проверки узлы учета газа ответчика (по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59 поставщик газа пришел к выводу о нарушении потребителем ООО «Гамма»  требований ГОСТ 8.611-2013, о чем составлены акты № 01-15- 21/1023 от 31.03.2016г. и №01-15-21/1024 от 31.03.2016г. В актах проверки имеется запись об отказе представителя потребителя от подписи.

На основании проведенной провекри 01.04.2016 поставщиком газа ООО «Газпром» составлены акты расчета по производительности газоиспользующего оборудования, из которых следует, что узел учета газа не пригоден для коммерческих взаиморасчетов по следующим основаниям:

 1) в акте измерения внутреннего диаметра отсутствует подпись и печать контрагента (ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»); в акте проверки состояния средств измерений и требований ГОСТ 8-611-2013 отсутствует подпись и печать контрагента (ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»);

2) отсутствует регламент и критерии корректировки условно-постоянных величин, что является нарушением требований пункта 10.3 ГОСТ 8-611-2013;

3) отсутствует протокол диагностики необходимый для анализов трендов при проведении проверок работоспособности ультразвукового преобразователя расхода в процессе его эксплуатации, что является нарушением требований пункта 10.9 ГОСТ 8- 611-2013; не исполняется пункт 9.2.4.2 ГОСТ 8-611-2013 (средства измерений температуры и их монтаж), по ГОСТ 8-611-2013 температуру газа измеряют на прямолинейном участке измерительного трубопровода до и после ультразвукового преобразователя расхода, а фактически температура газа измеряется встроенным преобразователем температуры в расходомер.

В связи с этим, как указано в актах, согласно пункту 4 договора поставки газа, а также пункту 3.9 «Правил учета газа» учет расхода газа будет производиться по проектной мощности газопотребляющего оборудования, исходя из 24 часов работы их в сутки.

Таким образом, потребителю ООО «Гамма» расчет за газ с 26.02.2016г. по 31.03.2016г., производился по проектной мощности газопотребляемого оборудования, что подтверждается актом расчета по производительности газоиспользующего оборудования по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59 от 01.04.2016г.

В соответствии с Правилами учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пунктов 1.6 и 1.7 Правил учета газа №961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Пунктом 24 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) и действующими нормативно- правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Закон об обеспечении единства измерений предусмотрено, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования, подлежащие выполнению, в том числе при осуществлении энергосбережения.

Согласно ч.1 ст. 13 названного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Часть 17 статьи 2 данного Закона определяет, что поверка средств измерений совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений  метрологическим требованиям (влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а так же к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены). Как следует из материалов дела, средства измерений, используемые Покупателем, попадают в сферу государственного метрологического контроля, право проверки правильности работы узла учета имеют лица, аккредитованные на право проведения поверки установленным законодательством образом.

В соответствии с пунктом 1 статьей 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения  единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно пункту 2 названной статьи, поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии (пункт 3 статьи 13 Закона № 102-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 № 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Как уже указывалось, поставщик газа ООО «Газпром» по результатам проверки установил, что узлы учета газа покупателя не соответствуют ГОСТ Р 8.611-2013.

Указанный довод поставщика газа ООО «Газпром», о несоответствии узла учета газа потребителя требованиям ГОСТ 8.611-2013 опровергается представленными ООО «Гамма» актами ФБУ «Ставропольский ЦСМ» от 11.02.2016 проверки состояния и применения средств измерении и требований ГОСТ 8.611-2013 по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59, где указано что узлы учета газа ООО «Гамма» соответствуют требованиям ГОСТ 8.611-2013.

В пункте 12.1.1. ГОСТа, указано, что проверку реализаций МИ (методик измерения), относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

Следовательно, проверка работоспособности, предусмотренная пунктом 26 Правил поставки газа, не регламентирована нормами законодательства об обеспечении единства измерений, достоверность измерений, проводимых в ходе таких проверок, не гарантирована. Проверка работоспособности средств измерений, проведенная без соблюдения правил ее осуществления, установленных законодательными и техническими нормами, в частности физическим лицом предприятия ООО «Газпром», не может влечь таких последствий, как признание средства измерения неисправным

Кроме того, согласно пункту 12.1.4 ГОСТ 8.611-2013 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований настоящего стандарта в соответствии с Приложением Б. Как следует из материалов дела, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» не составляло акт, как это требует пункт указанного ГОСТа. Также необходимо отметить, что поставщик газа не обладает аттестатом аккредитации на право аттестации методик (методов) измерений.

Также Заявителем ООО «Гамма» представлена рецензия ООО «Метрологический центр СТП» от 24.05.2016, где сделан вывод, что указанные поставщиком газа доводы в  акте от 01.04.2016г. некорректны или носят формальный подход. Также имеется противоречия выводов фактическим обстоятельствам дела.

Комиссией также установлено, что узлы учета газа ООО «Гамма» согласованы с поставщиком газа, о чем свидетельствует рабочая документация реконструкции узлов учета газа с отметками ООО «Газпром» о согласовании от 25.02.2016г.

Из вышесказанного следует, что узлы учета газа ООО «Гамма» являются исправными, у ООО «Газпром» не имелось оснований для определения объема газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.

Кроме того, в заключенном сторонами договоре отсутствует такое основание для определения количества поставляемого газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок как нарушение требований ГОСТ 8.611-2013.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, у поставщика газа ООО «Газпром» не имелось законных оснований производить расчет за поставленный газ с 26.02.2016 года по 31.03.2016г. исходя из проектной мощности газопотребляемых установок потребителю ООО «Гамма».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В целях установления доли, занимаемой указанным Обществом на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 проведен анализ и оценки состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно письму от 05.05.2016г. №37-08-12 Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, являющийся надзорным органом, в том числе, в области газоснабжения; письму от 06.05.2016г. №БК-04/1270 газораспределительной компании ОАО «Газпром газораспределение Нальчик», на территории Кабардино-Балкарской Республики с 2015 года по 2016 год деятельность по поставке  в Кабардино-Балкарскую Республику природного газа по газораспределительным сетям для промышленных предприятий, включая  поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляет в единственном числе ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск (357500, Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42).

Проведенный анализ выявил доминирующее положение ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», доля которого составила 100,0%. В соответствии с аналитическим отчетом от 16.06.2016г. единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

Таким образом, Комиссией Управления установлено, что не имея законных оснований для расчета сумм  за поставленный газ с 26.02.2016 года по 31.03.2016г. по мощности оборудования, исходя из 24 часов их работы в сутки с применением расчетного метода ООО «Гамма»  (по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59), при наличии исправного узла учета газа, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило законные права и интересы потребителя ООО «Гамма».

ООО «Газпром» своими действиями, ущемило установленные законом права и интересы ООО «Гамма», поскольку при наличии исправного узла учета газа без оснований и незаконно применило расчетный метод за поставленный газ по мощности ГПО.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с 26.02.2016 года по 31.03.2016г. с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляющего  оборудования исходя из 24 часов их работы в сутки ООО «Гамма»( по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59) в отсутствие на то оснований, при наличии исправного узла учета газа, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. Передать материалы дела должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об  административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                  А.С. Куантов

 

Члены Комиссии:                                                            З.Х. Балкаров

  •  

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск,

ул. Ермолова,42

                                                         

ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Осетинская, 148

 

  •  

ООО «Гамма»

КБР, г.Нальчик, ул.Щорса, 59

 

Дело №06/17-16

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №06/17-16

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

12 декабря 2016 года                                                                              г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куантова А.С. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                         

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Дзахмишевой Д.К. – ведущего специалиста-эксперта Управления;

в отсутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз  Пятигорск» уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения;

в присутствии представителя ООО «Гамма» ...... (доверенность №2 от 10.12.2016г.), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 12 декабря 2016 года по делу №06/17-16 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения начисления сумм за газ с 26.02.2016 года по 31.03.2016г. по мощности оборудования, исходя из 24 часов их работы в сутки с применением расчетного метода ООО «Гамма» (по адресам: г. Нальчик, ул. Идарова, 124-а и г. Нальчик, ул. Щорса, 59). 

2. Представить доказательства исполнения настоящего Предписания в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России в срок до 25.01.2017г.

 

Председатель Комиссии                                                  А.С. Куантов

 

Члены Комиссии:                                                            З.Х. Балкаров

 

Д.К. Дзахмишева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны