Решение №06/4935 Решение и Предписание по делу №06/52-15 от 11 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край,

г. Пятигорск, ул. Ермолова,42

 

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик,

ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:Ответчик:

ООО «Баксан-Автозапчасть»

361535, КБР, г.Баксан, ул.Шукова, 17

 

Дело №06/52-15

 

РЕШЕНИЕ

 

08 декабря 2014 года г. Нальчик

 

Резолютивная часть оглашена 08 декабря 2015 года

В полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куантова А.С. – председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Татаров О.Х. – специалиста-эксперта Управления,

в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» К... (доверенность №170/2-15 от 14.01.2015г.) – юрисконсульта 1-ой категории юридического отдела филиала Общества в КБР,

в присутствии представителей ООО «Баксан-Автозапчасть»: М..., по доверенности №01/277, С... по доверенности №01/278, К.., по доверенности №01/276, К... по доверенности №01/329,

рассмотрев дело №06/52-15 по признакам нарушения ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление ООО «Баксан-Автозапчасть» (КБР, г.Баксан, ул.Шукова, 17) с жалобой на действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» (далее — Общество, ООО «Газпром») связанные с незаконным применением нормативов при расчете за поставленный газ, при наличии исправного узла учета газа.

Вместе с жалобой представлены следующие материалы:

- копия договора поставки газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г.;

- копия дополнительного соглашения №1/15 от 07.11.2014г.;

- копия технических условий от 21.10.2010г. №845;

- копия титульного листа рабочего проекта объекта №07-060/2010;

- копия акта приемки в эксплуатацию УУГ Поставщика от 30.09.2011г.;

- копия акта проверки от 16.10.2012г.;

- копия акта проверки от 05.02.2013г.;

- копия акта демонтажа оборудования от 31.07.2014г.;

- копия акта проверки 2014г.;

- копия акта проверки от 24.03.2015г.;

- копия акта проверки от 30.04.2015г.;

- копия письма от 09.04.2015г. № 15-2237-се;

- копия письма от 13.04.2015г. № 09/85;

- копия письма от 21.04.2015г. № 15-2627-се;

- копия письма от 05.05.2015г. № 09/107;

- копия письма от 04.06.2015г. № 01/148;

- копия заявления от 09.06.2015г.;

- копия письма от 17.07.06.2015г. № 02/170;

- копия письма от 16.06.2015г. № 09/169.

- копия письма от 17.06.2015г. № 15-3942-ок;

- копия письма от 19.06.2015г. № 01/176;

- копия письма от 29.06.2015 № 15-4183-ок;

- копия журнала показаний узлов учета газа на 7л;

- копия сводного акта за апрель 2015г.;

- копия сводного акта за май 2015г.;

- копия сводного акта за июнь 2015г.;

Согласно заявлению, между ООО «Баксан-Автозапчасть» и ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» заключен договор поставки газа. В результате внеплановой проверки, ООО «Газпром» произвело начисления по мощности ГПО, исходя из 24 часов их работы в сутки, в связи с тем, что технические возможности установленного на объекте счетчика газа RVG-400 (заводской номер <...> ) не позволяют учитывать расходуемый частью оборудования газ. При этом Заявитель утверждает, что узел учета газа установленный на его объекте исправен и соответствует технической документации.

Таким образом, расчет количества поставленного газа по ГПО, при наличии исправного узла учета газа, по мнению ООО «Баксан-Автозапчасть», ущемляет его права и образует состав нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

По результатам анализа заявления ООО «Баксан-Автозапчасть», а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» содержатся признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном расчете сумм за газ исходя из мощности газопотребляющего оборудования, а не по показаниям узла учета газа.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №279 от 24.08.2015г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала было возбуждено дело №06/52-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 07.09.2015г. №06/3567 дело №06/52-15 было назначено к рассмотрению на 30.09.2015г. К участию в рассмотрении дела №06/52-15 в качестве ответчика было привлечено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице Кабардино-Балкарского филиала (законный представитель Общества), в качестве заявителя – ООО «Баксан-Автозапчасть». В рамках указанного дела определением Управление запросило соответствующую информацию.

До назначенной даты рассмотрения дела в Управление поступило письмо от ООО «Газпром» №15-5683-МП от 25.09.2015г. с просьбой продлить срок предоставления информации.

На рассмотрение дела 30.09.2015г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» – К.. по доверенности №275-14 от 01.09.2014г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» М..., по доверенности №01/277, С.., по доверенности №01/278, .., по доверенности №01/276.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Баксан-Автозапчасть» пояснила, что ООО «Газпром» произвел начисления по мощности ГПО, исходя из 24 часов их работы в сутки, в связи с тем, что технические возможности установленного на объекте счетчика газа RVG-400 (заводской номер <...> ) не позволяют учитывать расходуемый частью оборудования газ. Также пояснила, что все оборудование установленное на предприятии согласовано с поставщиком газа.

Представитель ООО «Газпром» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела для предоставления ранее запрошенной информации.

Комиссия Управления удовлетворила ходатайство и решила отложить рассмотрения дела для предоставления ответчиком ранее запрошенной информации.

Определением от 02.10.2015г. рассмотрение дела №06/52-15 отложено на 10.11.2015г.

На рассмотрение дела 10.11.2015г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» – К.., по доверенности №275-14 от 01.09.2014г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» М..., по доверенности №01/277, С.., по доверенности №01/278, К.., по доверенности №01/276, К..., по доверенности №01/329.

Представители ООО «Баксан-Автозапчасть» поддержали ранее высказанные доводы, а также представили письменные пояснения по рассматриваемым обстоятельствам.

Представитель ООО «Газпром» пояснил, что действительно узел учета газа установленный на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» исправный. Однако как следует из акта проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета газа от 24.03.2015г., сделан вывод, что минимальный расход газопотребляемого оборудования не входит в диапазон измерения счетчика по нижнему пределу. т.е. не выполняются требования ГОСТ 8.740 от 2011 года. В связи с чем, произведено начисление по мощности потребляемого оборудования.

Комиссия Управления, выслушав Заявителя и Ответчика пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела для изучения представленных материалов, а также для запроса дополнительных документов. Определением от 13.11.2015г. рассмотрение дела отложено на 08.12.2015г.

До назначенной даты рассмотрения в адрес Управления поступило письмо ООО «Газпром» №542-15 от 04.12.2015г. с приложением следующих документов: копия протокола калибровки №201403052 от 05.03.2014г.; копия паспорта комплекса измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6; копия паспорта корректора ЕК 260; копия паспорта счетчика RVG-G400.

На рассмотрение дела 08.12.2015г. явились: представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» – К.., по доверенности №275-14 от 01.09.2014г.; представители ООО «Баксан-Автозапчасть» М.., по доверенности №01/277, С.., по доверенности №01/278, К..., по доверенности №01/276, К..., по доверенности №01/329.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газпром» пояснил, что была проведена калибровка узла учета газа установленного на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть». По результатам проведенной калибровки узел учета газа признан годным к применению. Вместе с тем, представитель Общества пояснил, что расчет по мощности установленного оборудования произведен на основании того, что ООО «Баксан-Автозапчасть» не доустановило оборудование которое предусмотрено согласованным с ООО «Газпром» проектом.

Также представитель ООО «Газпром» ходатайствовал о приостановлении рассмотрения дела, так как в Арбитражный суд подан иск о взыскании задолженности с ООО «Баксан-Автозапчасть».

Представитель ООО «Баксан-Автозапчасть» пояснил, что проект техперевооружения системы газоснабжения в установленном порядке был согласован с отделом метрологии ООО «Кавказрегионгаз Пятигорск» 05.03.2011г. Получено одобрение на использование имеющегося УУГ газа при работе нового газопотребляющего оборудования.

Также пояснила, что 30.09.2011г. представителями филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в присутствии представителя нашего предприятия оформлен и подписан Акт приемки в эксплуатацию узла учета газа. Ежегодно представителями ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и его филиала в КБР проводились плановые проверки состояния газопользующего оборудования, что зафиксировано в актах за 2012, 2013 и 2014г. По проведенным проверка поставщик газа установил, что УУГ на момент проверки соответствует действующей Н.Т.Д. и пригоден для учета объема газа в качестве коммерческого.

Кроме этого, 31.07.2014г. УУГ был демонтирован представителями филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в КБР и направлен на поверку в ЦСМ. По результатам которого узел учета газа признан пригодным к применению.

Комиссия Управления обратилась к представителю ООО «Баксан-Автозапчасть» с просьбой разъяснить какова суммарная мощность газопотребляемого оборудования уставленного на предприятии.

Представитель ООО «Баксан-Автозапчасть» представила акт от 03.12.2015г. с указанием мощности используемого газопотребляющего оборудования. Также пояснила, что суммарная мощность газопотребляющего оборудования составляет 588,6 м3/ч.

Далее Представитель ООО «Баксан-Автозапчасть» пояснила, что недоустановление газопотребляющего оборудования не означает, что узел учета газа не фиксирует объем потребляемого газа, т.е. недоустановление кого-либо газопотребляющего оборудования не влечет за собой начисление сумм за потребленный газ по мощности при исправном узле учета газа.

Комиссия Управления, рассмотрев ходатайство ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о приостановлении, решила отказать в удовлетворении указанного ходатайства. В связи с тем, что иск ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» связан с взысканием задолженности за поставленный газ.

Комиссия Управления, выслушав представителя Ответчика и представителей ООО «Баксан-Автозапчасть», а также изучив представленные материалы пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Баксан-Автозапчасть» и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» 05.03.2011 года согласовали рабочий проект (объект №07-060/2010) на техническое перевооружение системы газоснабжения и энергопотребления ООО «Баксан-Автозапчасть». Также ООО «Баксан-Автозапчасть» согласовало технические условия с ОАО «Каббалкказ».

Далее 30.09.2011г. на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» был установлен узел учета газа, который принадлежал «Газпром межрегионгаз Пятигорск», о чем составлен акт приемки узла учета газа Поставщика установленного у покупателя от 30.09.2011г.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила поставки газа).

Согласно пункту 5 Правил поставки газа определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Комиссией Управления установлено, что между потребителем ООО «Баксан-Автозапчасть» и поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» заключен договор на поставку газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г.

В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.

В соответствии с пунктом 4.8 договора на поставку газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г. стороны договорились, что ответственность за техническое состояние, современную поверку средств измерений входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.

Узел учета газа установленный на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» принадлежит ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», о чем составлен акт приемки узла учета газа Поставщика установленного у покупателя от 25.08.2010г.

Как следует из материалов дела установленный узел учета газа на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» состоит из комплекса средств измерений.

В пункте 5 паспорта корректора ЕК-260 зав.№90325411 стоит отметка «признан годным к применению». Согласно пункта 5.4 паспорта корректора ЕК-260 зав.№90325411 срок очередной поверки указан не позднее «28.08.2014г.».

В пункте 4 счетчика газа RVG-G400 зав.№29085760 указано, что срок очередной поверки не позднее «28.08.2014г.».

В пункте 6.2 паспорта комплекса измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 зав. №2908457 указано, что срок очередной поверки не позднее «28.08.2014г.».

Комиссией Управления установлено, что по результатам поверки 14.08.2015г. комплекса измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 зав. №2908457 состоящего из RVG-G400 зав.№29085760 и ЕК-260 зав.№90325411 признан годным к применению, о чем выдано свидетельство о поверке №9684/02 от 14.08.2014г. Стоит отметка «действителен до 14 августа 2019г.»

Также по результатам поверки 14.08.2015г. счетчика газа RVG-G400 зав.№29085760 установлено, что данный прибор пригоден к присоединению, о чем выдано свидетельство о поверке №9585/02 от 14.08.2014г. Стоит отметка «действителен до 14 августа 2019г.»

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Баксан-Автозапчасть» 16.10.2012 поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» проведена проверка состояния и использования средств измерений измерительного комплекса учета природного газа, о чем составлен акт поверки состояния и использование средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 16.10.2012. В пункте 9 акта проверки состояния и использования средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 16.10.2012 указано: «УУГ признан пригодным НТД и является пригодным в качестве коммерческого».

Далее 05.02.2013г. в отношении ООО «Баксан-Автозапчасть» поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» проведена проверка газоиспользующего оборудования и узла учета расхода газа, о чем составлен акт проверки газоиспользующего оборудования и узла учета расхода газа от 05.02.2013г. По результатам проверки сделан вывод: «УУГ момент проверки соответствует действующей НТД и пригоден для учета объема газа в качестве коммерческого».

Поставщик газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» в 2014 году в отношении ООО «Баксан-Автозапчасть» провел очередную проверку состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета газа, о чем составлен акт проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета газа от 2014 года. В пункте 5 комплектность средств измерений, входящих в состав измерительного комплекса указано «в полном объеме». В пункте 6 состояние и условия эксплуатации средств измерений «соответствует». Далее в пункте 9 сделан вывод «УУГ поверен в августе 2014 года. Свидетельство о госповерке определяет постановочное значение по коэффициенту 5,8, а давление в трубе доходит до 6,5».

Кроме того, 05.03.2014г. счетчик был подвергнут дополнительным испытаниям метрологической службой ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск». Согласно протоколу калибровки №201403052 от 05.03.2014г. метрологические характеристики исследуемого счетчика соответствуют НТД. Как следует из «графика отклонений», при потреблении газа менее 5,96м3/ч погрешность составляет 0,98%, при потреблении газа более 648.94м3/ч погрешность составляет 0,80%. Указанные выводы подтверждает отсутствие внедоговорного потребления газа и соответствие узла учета предъявляемым требованиям.

Вместе с тем, 30.04.2015г. отношении ООО «Баксан-Автозапчасть» поставщиком газа ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» проведена очередная проверка. По результатам которой составлен акт состояния и использование средств измерений измерительного комплекса учета природного газа. В пункте 3 акта проверки состояния и использование средств измерений измерительного комплекса учета природного газа от 30.04.2015г указано, наличие технической документации «в полном объеме». В пункте 4 указано, комплектность средств измерений, входящих в состав узла измерений объема газа «в полном объеме». В пункте 5 указано, что состояние и условия эксплуатации средств измерений «Не соответствует». «Диапазон потребления ГПО нижнего придела измерения СГ RVG-G400 зав.№29085760 (Q стандарт=42,9м3/ч при P=6,6 бар)». Далее в пункте 8 сделан вывод:«Необходимо дополнительное измерение давления на УУГ образцовыми средствами измерений в связи с разными показаниями давления манометрами и корректором. На основании нарушения п.9.2.1.2 ГОСТ Р 8.740-2011 объем потребления на ГПО с расходами ниже 42,9м3/ч рассчитывать в соответствии с п.4.1-4.4 Договора поставки газа и п.3.9 Правил учета газа по проектной мощности ГПО исходя из его работы в течении 24 часов в сутки».

По результатам указанной проверки ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» с 21.04.2015г. по 15.06.2015г. расчет поставленного газа абоненту ООО «Баксан-Автозапчасть» производился по проектной мощности, о чем составлены следующие акты:

- акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.04.2015г.;

- акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 31.05.2015г.;

- акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.06.2015г.

Далее 16.06.2015 года потребителем ООО «Баксан-Автозапчасть» установлен свой узел учета газа, о чем свидетельствует, акт приема узла учета газа от 16.06.2015.

Таким образом, потребителю ООО «Баксан-Автозапчасть» расчет за газ с 21.04.2015г. по 15.06.2015г., производился по проектной мощности газопотребляющего оборудования.

ООО «Газпром» письмом №15-4183-ОК от 29.06.2015г. пояснило ООО «Баксан-Автозапчасть», что произведен расчет по проектной мощности газопотребляещего оборудования исходя из 24 часов их работы в сутки, в связи с тем что технические возможности установленного на объекте измерительного комплекса газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 (зав. №2908457) не позволяют учитывать расходуемый частью оборудования газ, проектная мощность которых меньше 42,9 м3/ч. При этом ООО «Газпром» ссылается на то, что установленный измерительный комплекс газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 не соответствует ГОСТ Р8.740-2011, в связи с чем, производится начисление по мощности газоиспользуемого оборудования.

Однако как установлено Комиссией Управления у ООО «Газпром» отсутствует какое либо заключение от специализированной организации которая подтверждало бы что, измерительный комплекс газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 (зав. №2908457) установленный на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» не соответствует ГОСТ Р8.740-2011.

В силу пункта 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

В силу пункта 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

Пунктом 25 Правил поставки газа, установлено, что ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.

В соответствии с пунктом 4.1 договора на поставку газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г. стороны договорились, что под неисправностью узла учета газа, стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.

Из свидетельства о поверке №9684/02 от 14.08.2014г. комплекса измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 зав. №2908457 состоящего из RVG-G400 зав.№29085760 и ЕК-260 зав.№90325411 следует, что он признан годным к применению. Стоит отметка «действителен до 14 августа 2019г.»

Также по результатам поверки 14.08.2015г. счетчика газа RVG-G400 зав.№29085760 установлено, что данный прибор пригоден к присоединению, о чем выдано свидетельство о поверке №9585/02 от 14.08.2014г. Стоит отметка «действителен до 14 августа 2019г.»

Как уже указывалось 05.03.2014г. комплекс измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 зав. №2908457 был подвергнут калибровке. Согласно протоколу калибровки №201403052 от 05.03.2014г. метрологические характеристики исследуемого счетчика соответствуют НТД.

Из указанных актов следует, что поставщик газа неисправностей и безучтенного потребления газа не выявил.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон об обеспечении единства измерений) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями названного Закона.

Частью 1-2 статьи 13 того же Закона определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Из свидетельства о поверке №9684/02 от 14.08.2014г. комплекса измерения количества газа СГ-ЭГ-В3-Р-0,75-650/1,6 зав. №2908457 состоящего из RVG-G400 зав.№29085760 и ЕК-260 зав.№90325411 следует, что он признан годным к применению.

Также по результатам поверки 14.08.2015г. счетчика газа RVG-G400 зав.№29085760 установлено, что данный прибор пригоден к присоединению, о чем выдано свидетельство о поверке №9585/02 от 14.08.2014г.

Вместе с тем, как указывалось выше, согласно Закону об обеспечении единства измерений средства измерений учета потребленного газа относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и подлежат поверке. Подтверждением пригодности (непригодности) средства измерений являются результаты поверки.

Приказом Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №125 от 18 июля 1994г. «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений» утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (далее — Приказ).

В соответствии с пунктом 1.1. Приказа, поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Пунктом 1.7. Приказа установлено, что результатом поверки является подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

В соответствии с пунктами 2.8., 2.14 Приказа, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

Внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят при:

повреждении поверительного клейма, пломб, несущих на себе поверительные клейма или в случае утраты свидетельства о поверке;

вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

проведении повторной юстировки или настройки, известном или предлагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора.

Примечание:

поверительные клейма считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию;

пломбы, несущие на себе поверительные клейма, считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию, а также если они не препятствуют доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства.

Таким образом, на основании вышеизложенных норм необходимо сделать вывод, что внеочередная поверка требуется при наличии указанных в пункте 2.14 Приказа оснований для подтверждения возможности использования данного средства измерения в работе до истечения межповерочного интервала, в остальных случаях правильность работы и данных учета средством измерения подразумевается.

При этом необходимо отметить, что в силу положений пункта 23 Правил поставки газа с учетом пункта 2.7 Приказа, выявление по истечении межповерочного интервала неработоспособности средства измерения влечет за собой начисление объема полученного газа по данным измерительной аппаратуры поставщика либо по мощности потребления неопечатанных газопотребляющих устройств в период неисправности приборов, не исключая периода времени до даты предшествующей поверки.

Следовательно, если по результатам поверки средство измерения по истечении срока либо внеочередной поверки при наличии указанных в п. 2.14 Приказа оснований уполномоченным органом будет признано пригодным для использования, данное обстоятельство свидетельствует о правильности учета как до момента поверки, так и после до истечения межповерочного интервала.

Таким образом анализируя вышеуказанное можно сделать вывод о том, что начисление по используемому газопотребляющему оборудованию наступает в зависимости от результатов проведенной поверки.

На рассмотрении дела ООО «Газпром» не представило материалов (сведений) доказывающих, что узел учета газа установленный на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» (с 21.04.2015г по 15.06.2015г.) в спорный период не позволял определить фактическое газопотребление вследствие его неисправности или по иным причинам, а также доказательства потребления ООО «Баксан-Автозапчасть» не учтенного газа.

Кроме того, как указывалось выше, акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.04.2015г.; акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 31.05.2015г.; акт расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.06.2015г. представителям ООО «Баксан-Автозапчасть» не вручался. Также Общество не представило доказательств отправки указанных актов в адрес потребителя почтой.

В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности контрольно-измерительных приборов, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа.).

Таким образом, ООО «Газпром» не имел законных оснований (с 21.04.2015г по 15.06.2015г.) для расчета абоненту ООО «Баксан-Автозапчасть» сумм за газ по нормативу исходя из используемого газопотребляемого оборудования.

Комиссией Управления установлено, что механических и каких либо иных неисправностей узла учета газа установленного на объекте ООО «Баксан-Автозапчасть» Обществом не выявлено и в Управление не представлено.

В пункте 4.4. договора поставки газа №15-2-0952/14 от 11.11.2013г. стороны предусмотрели, что период времени в течении которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок Покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается:

- в случае отсутствия у Покупателя узла учета газа - с момента начала работы опломбированных потребляющих установок, а при невозможности определения времени начала работы оборудования, с момента последней проверки;

- в случае несоответствия узла учета газа Покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) с момента обнаружении несоответствия Поставщиком газа;

- в случае наличия неповеренного средства измерения узла учета газа, с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета;

- в случае неисправности любого из средств измерения, входящего в состав узла учета газа, отсутствие или нарушения пломб Поставщика — с момента неисправности средства измерения, а при невозможности определения времени неисправности — с даты начала текущего расчетного периода;

- в случае недопущения представителей Поставщика к проверке узла учета, отсутствии регистрационной отметки поставщика на диаграммах — с даты текущего расчетного периода

- при не предоставлении Покупателем данных о ежесуточном расходе газа Поставщику на бумажном носителе (заверенные подписью и печатью Покупателя) за текущий период о количестве поданного газа при закрытии объемов месяца — начала текущего расчетного периода.

На рассмотрение дела ООО «Газпром» не представило сведений (материалов), которые позволяли бы производить расчет за газ ООО «Баксан-Автозапчасть» по проектной мощности по одной либо нескольким вышеуказанным причинам. Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что при наличии исправного узла учета газа, у поставщика газа отсутствовали основания для расчета за поставленный газ по мощности ГПО.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом от 26.11.2010г. №250, Управлением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее – реестр), было включено ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии», по позиции: оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

Таким образом, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарии, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующему на рынке субъекту запрещены действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008г. №30, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Исходя из системного толкования положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Самостоятельным итогом злоупотребления, хозяйствующим субъектом, доминирующим положением, может быть ущемление интересов других лиц.

ООО «Газпром» своими действиями, ущемило установленные законом права и интересы ООО «Баксан-Автозапчасть», поскольку при наличии исправного узла учета газа без оснований и незаконно применило расчетный метод за поставленный газ по мощности ГПО.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Не имея законных оснований для расчета сумм за поставленный газ с применением расчетного метода по мощности ООО «Баксан-Автозапчасть» при наличии исправного узла учета газа, ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», злоупотребило своим доминирующим положением и ущемило законные права и интересы потребителя ООО «Баксан-Автозапчасть».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем незаконного расчета сумм за поставленный газ с 21.04.2015г по 15.06.2015г. с применением расчетного метода по проектной мощности газопотребляемого оборудования ООО «Баксан-Автозапчасть» в отсутствие на то оснований, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.С. Куантов

 

Члены Комиссии: З.Х. Балкаров

 

О.Х. Татаров

Ответчик:

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

357500, Ставропольский край,

г. Пятигорск, ул. Ермолова,42

 

ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск»

Филиал в Кабардино-Балкарии

360000, КБР, г. Нальчик,

ул. Осетинская, 148

 

Заявитель:

ООО «Баксан-Автозапчасть»

 

361535, КБР, г.Баксан, ул.Шукова, 17

 

Дело №06/52-15

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №06/52-15

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

 

17 декабря 2014 года г. Нальчик

 

Резолютивная часть оглашена 08 декабря 2015 года

В полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Куантова А.С. – председателя Комиссии, и.о. заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

Балкарова З.Х. – заместителя начальника отдела Управления;

Татаров О.Х. – специалиста-эксперта Управления,

в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» К. (доверенность №170/2-15 от 14.01.2015г.) – юрисконсульта 1-ой категории юридического отдела филиала Общества в КБР,

в присутствии представителей ООО «Баксан-Автозапчасть»: М.., по доверенности №01/277, С.. по доверенности №01/278, К.., по доверенности №01/276, К.. по доверенности №01/329, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 08 декабря 2015 года по делу №06/52-15 о нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», в лице филиала в Кабардино-Балкарской Республике, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения начисления сумм за газ ООО «Баксан-Автозапчасть» по проектной мощности с 21.04.2015г по 15.06.2015г. произведенного на основании акта проверки состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа 30.04.2015г., а также акта расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.04.2015г.; акта расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 31.05.2015г.; акта расчета по производительности газоиспользующего оборудования от 30.06.2015г.

2. Представить доказательства исполнения пункта 1 настоящего Предписания в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России в месячный срок со дня получения настоящего Предписания.

 

 

 

Председатель Комиссии А.С. Куантов

 

Члены Комиссии: З.Х. Балкаров

 

О.Х. Татаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны