Решение (комиссия) №ЗК/4261/2023 Решение от 27 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFДело №007/05/5-1023/2023
Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2023 года
Решение по делу №007/05/5-1023/2023
27 декабря 2023 года г. Нальчик
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии:
*** – заместителя руководителя-начальника отдела Управления;
Членов Комиссии:
*** – главного специалиста-эксперта Управления,
*** –главного специалиста-эксперта Управления,
рассмотрев дело №007/05/5-1023/2023 в отношении бара CHE (Индивидуального предпринимателя ***) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на фасаде здания по адресу *** на световом табло рекламной информацией, содержащей признаки нарушения пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Индивидуального предпринимателя ***,
Установила:
Актом осмотра от 20 сентября 2023 г. сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Так, Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России в составе: начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности – ***., главного специалист-эксперта отдела анти-монопольного контроля, рекламы и организации деятельности – ***; ведущего специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности — ***., зафиксирован факт распространения 20 сентября 2023 года в 17 ч. 50 мин. в г. Нальчик, на фасаде здания по адресу *** на световом табло рекламы следующего содержания: «***. Food & drink. СРЕДА. ДЕНЬ ТРАКТОРИСТА. ВСЕ ПО 300. +7 938 700 ** **».
Также имеются фотографии указанной рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – ин-формация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе гласит, что ненадлежащей при-знается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 5 Закона о рекламе реклама не должна содержать информацию порнографического характера.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов.
В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».
В силу пункта 16 вышеназванного Постановления к непристойным образам относится предосудительная и недопустимая ввиду неприличия информация.
Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к непристойным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.
По мнению Комиссии, установившей факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения, восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее), соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения.
15.12.2023 г. состоялось заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Кабардино-Балкарском УФАС Рос-сии, в ходе которого членам ЭС была представлена рассматриваемая реклама для выражения своего мнения на предмет использования в рекламе непристойных образов.
Эксперты высказали свои суждения, а также проголосовали по следующим вопросам:
1) Использованы ли в рассматриваемой рекламе непристойное выражение/ легко считываемое производное от непристойного выражения?
2) Допустимо ли, по Вашему мнению, в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе данных слов/выражений?
3) По результатам голосования большинством членов Экспертного совета было признано:
- использование легко считываемого производного от непристойного выражения.
- использованные слова представляют собой часть жаргонного выражения, которое вошло в лексику русского языка и используется преимущественно в молодежном сленге, имеет явный провокационный характер, вызывает конкретные ассоциации, связанные с интимной стороной жизни человека, эксплуатирует интерес к сексу.
Таким образом, факт восприятия рекламы как недопустимой к распространению (неэтичной, нецензурной и т.п.) подтверждается еще и мнением членов Экспертного совета.
Учитывая изложенное, в данной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама содержит выражения, употребляемые в основном в молодежном сленге и имеющие непристойный смысл и провокационный характер.
Ответственность за нарушение указанных статей Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе дальнейшего анализа указанной рекламы сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем является Индивидуальный предприниматель *** (ИНН:*** , ОГРНИП:*** , адрес: *** ).
Пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации Управлением было возбуждено дело №007/05/5-1023/2023 и назначено к рассмотрению на 11 ч. 00 мин. 27.12.2023 г. по адресу: г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №4.
На рассмотрение дела в назначенное время явился ***.
По словам ***, он не участвует в ведении деятельности бара ***, в том числе в подготовке рекламы, исходя из чего он не знал о том, что изготовленная реклама содержит нарушения.
Исходя из требований Закона о рекламе, рекламодатель волен выбирать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Но при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом к рекламе.
В числе таких требований - запрет на использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.
По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не нужно единогласное мнение или мнение абсолютного большинства потребителей рекламы. Достаточно установить, что значимое количество людей воспринимает эту рекламу как неэтичную.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется. Достаточно мнения потребителей рекламы, считающих рекламу непристойной или неэтичной.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии признаков нарушения требований п пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе, так как использованные в рассматриваемой рекламе слова представляют собой часть жаргонного выражения, которое вошло в лексику русского языка и использу0ется преимущественно в молодежном сленге, имеет явный провокационный характер, вызывает конкретные ассоциации, связанные с интимной стороной жизни человека, эксплуатирует интерес к сексу, ввиду чего является неэтичной и не соответствующей требованиям Закона о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
Таким образом, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Решила:
- Признать ненадлежащей рекламу бара *** (Индивидуального предпринимателя ***), размещенную на фасаде здания по *** на световом табло, поскольку она нарушает требования пункта 5 части 4 статьи 5 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
- В связи с тем, что выявленное нарушение законодательства о рекламе в ходе рассмотрения дела было устранено, предписание об устранении нарушений Закона о рекламе не выдавать.
- Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение изготовлено в полном объеме 27.12.2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.