Протокол, выписка из протокола б/н ПРОТОКОЛ 007/04/14.3-393/2024 об административном правонаруш... от 7 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности Кабардино-Балкарского УФАС России, *** на основании приказа УФАС по КБР от 08.12.2015 года № 461 «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», рассмотрев материалы дела, признала их достаточными для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» (ИНН 0700014841, ОГРН 1240700000837, 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр-кт Ленина, д. 41, кв. 51).          

Событие административного правонарушения и его квалификация:

Актом осмотра от 07 марта 2024 года сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России зафиксирован факт распространения 07 марта 2024 года в 11 ч. 10 мин. в г. Нальчик на одной из сторон плазменного экрана, находящегося по адресу: пересечение ул. Мальбахова и ул. Осетинская размещена реклама следующего содержания:

«Миллиардер Трамп делал банкротство 4 раза

А ты еще ни разу?

Законное списание долгов по ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)»

8 (938) 075-66-66

Бесплатная консультация

г. Нальчик, ул. Тарчокова 131/Б, 2 этаж».

Также имеются фотографии указанной рекламы.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 и 3 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования являются услуги по оказанию списания долгов и кредитов путем проведения процедуры банкротства.

П. 4 ст. 3 Закона о рекламе гласит, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.   

Согласно ч. 1 ст. 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.                                                              

Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (ч.2 ст.213.4 Закона о банкротстве). 

В соответствии с ч. 3 ст. 213.24 Закона о банкротстве в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.                                                                                                     Положениями ст. 213.25 Закона о банкротстве установлено следующее:        

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи (ч. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве).                                                                                              

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (ч. 5. ст. 213.25 Закона о банкротстве).                                                                                                             

С даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;                                              

исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;                                                                                           

должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (ч. 7. ст. 213.25 Закона о банкротстве).                                                                                            

Согласно ч. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.                                                       

Также, согласно ч. 1 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.        

Согласно ч. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.                                                                

В соответствии с ч. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.                     

Согласно ч. 1 ст. 216 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.                        

Согласно ч. 2 ст. 216 Закона о банкротстве индивидуальный  предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.             

 В соответствии с ч. 4 ст. 216 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации).                                                                                                   Потребителями рассматриваемой рекламы, распространяемой на плазменном экране, являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста. Важным является то, как воспринимается потребителями рекламная информация.                                              Рассматриваемая реклама подается в несерьезной, шуточной форме, позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов, без указания на последствия процедуры банкротства. Реклама создает впечатление, что, пройдя процедуру банктроства, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Кроме того, указанная в рекламе формулировка «Миллиардер Трамп делал банкротство 4 раза. А ты еще ни разу?» создает впечатление одобрения процедуры банкротства вышеуказанным политическим деятелем, который также является предпринимателем и миллиардером, тем самым вводя в заблуждение потребителя рекламы путем формирования у него представления, что можно брать долги и не отдавать, а также создавая ложное впечатление о том, что таким образом можно обогатиться.

Закон о банкротстве достаточно сложный закон. Обычный потребитель, не обладающий специальными знаниями, может быть введен в заблуждение рассматриваемой рекламой.                                                

Учитывая изложенное, указанная реклама распространялась с признаками нарушения ч.7 ст. 5 Закона о рекламе.                                                    В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за размещение рекламы с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.                                                                                  

В ходе дальнейшего анализа указанной рекламы Управлением направлен запрос ИП *** о предоставлении договора на размещение рекламы банкротства на плазменном экране по адресу: пересечение ул. Мальбахова и ул. Осетинская.                                            

Согласно полученному ответу, ИП *** заключил договор № 01/02 от 01 марта 2024 года с ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» (ИНН 0700014841, ОГРН 1240700000837), в соответствии с которым в период с 01 февраля 2024 года по 31 декабря 2024 года Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги, предусмотренные договором, а именно услуги по трансляции видеоролика на плазменном экране по адресу: пересечение ул. Мальбахова и ул. Осетинская.                                             

Таким образом, на  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального   закона   от   13.03.2006  года №   38-ФЗ   «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе определением от 02.04.2024 года                       № ЗК/1330/24 было возбуждено дело № 007/05/5-284/2024, ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» было привлечено к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Рассмотрение дела было назначено на 09.04.2024 года в 15 часов 30 минут.

На рассмотрение дела в назначенное время явился представитель ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» - *** (приказ № 1 от 20.02.2024 года «О вступлении в должность генерального директора Общества»), который также представил 08.04.2024 года пояснения по фактам вменяемого правонарушения, согласно которым в рассматриваемой рекламе предоставлена существенная информация, а именно указана в какой сфере оказывается услуга и средство осуществления данной услуги, а именно фраза «Законное списание долгов по ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» является обширным законом, нормы которого невозможно изъяснить кратко и лаконично, для этого юристами проводятся консультации, где максимально подробно изучаются все вопросы, что также указано в рассматриваемой рекламе.

Однако, использование в рекламе фразы «8 (938) 075-66-66, Бесплатная консультация» недостаточно для признания спорной рекламы отвечающей требованию полноты существенной информации о рекламируемом товаре.

Также, указание в рекламе фразы «Законное списание долгов по ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» не позволяет потребителю самостоятельно выявить все последствия и особенности процедуры банкротства.

Потребитель при выборе товара (услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой, с его точки зрения, необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не обязан проводить анализ рекламы на основании норм законодательства.

Отсутствие в рекламе указания на последствия банкротства, введенного в отношении физических лиц, свидетельствует об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, и условиях пользования данной услуги, что искажает информацию и вводит потребителя рекламы в заблуждение в отношении порядка оказания этой услуги, в связи с чем нарушается часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.                                                   

Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (списание долгов), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Аналогичная позиция изложена также в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2024 года № Ф01-9007/2023 по делу № А17-3396/2023.                                                                                                         

На рассмотрении дела, *** было озвучено, что рассматриваемый рекламный видеоролик в данный момент не транслируется.

В связи с отсутствием у Комиссии доказательств демонтажа рекламы, в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 17:15 09.04.2024.

После перерыва *** представил письмо ИП ***, согласно которому размещение видеоролика завершилось 05.04.2024 года и далее не продлевалось.

  Таким образом, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия пришла к выводу, что реклама, размещенная на одной из сторон плазменного экрана, находящегося по адресу: г. Нальчик, пересечение ул. Мальбахова и ул. Осетинская, является ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Вышеуказанные действия рекламодателя содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пересечение ул. Мальбахова и ул. Осетинская.

 Временем совершения административного правонарушения является 07.03.2024 года – день обнаружения рассматриваемой рекламы Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ, в полномочия антимонопольных органов входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.

О составлении протокола об административном правонарушении ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» уведомлено надлежащим образом (уведомление о составлении протокола от 18.04.2024 года № ЗК/1610/24 вручено 24.04.2024 года, п/о № 80100695105434).

Для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, назначенного на 07 мая 2024 года в 11 часов 30 минут явился *** (приказ № 1 от 20.02.2024 года «О вступлении в должность генерального директора Общества»).

Факт наличия в действиях ООО «Кешоков, Битуева и партнеры» вменяемое правонарушение признал.

Рассмотрение дела 007/04/14.3-393/2024 об административном правонарушении состоится 13 мая 2024 года в 15 часов 45 минут по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. № 3.

Связанные организации

Связанные организации не указаны