Определение б/н Определение о возбуждении дела № 007/05/5-965/2023 и назначе... от 8 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя – начальник отдела ***, рассмотрев Акт осмотра рекламы от 14.11.2023 г., содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
Установила:
Актом осмотра от 14 ноября 2023г. сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Так, комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России в составе: заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности ***; главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности – ***; ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности — ***, зафиксирован факт распространения 14 ноября 2023 года в 11 ч. 57 мин. в г. Нальчик на одной из сторон рекламного щита, находящегося по адресу угол Тарчокова/Кирова рекламы следующего содержания:
«Банкротство физических лиц
Законно спишем все долги со 100% гарантией
Кредиты
Налоги
Займы
Штрафы
Коммунальные платежи
г. Нальчик, ул. Хуранова, д. 6
8 (969) 230-00-02, 8(988) 876-55-92».
Также имеются фотографии указанной рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе гласит, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве»), банкротство – это признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, признание гражданина банкротом возможно в судебном порядке, а также путем внесудебной процедуры.
По результатам рассмотрения заявления суд может вынести определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина.
В определенных случаях (ч.4 ст.213.28 ФЗ «О банкротстве») арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
При этом гражданин, признанный банкротом, не освобождается от дальнейшего исполнения, в частности, требований по текущим платежам, о возмещении вреда жизни или здоровью, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также оставшихся непогашенными требований кредиторов, при возникновении и исполнении которых должник действовал недобросовестно.
Кроме того, действующее законодательство исключает возможность банкротства испытывающего временные трудности гражданина, который в течение непродолжительного времени может исполнить в полном объеме свои обязательства исходя из размера его планируемых доходов (абзац седьмой п. 3 ст. 213.6 ФЗ «О банкротстве»).
Гарантировать списание долгов в полном объеме, а также максимальное сохранение имущества невозможно. Признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции.
Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов, поэтому использованная в рассматриваемой рекламе формулировка: «законно спишем все долги» вводит потребителей в заблуждение и не может восприниматься как достоверная.
Также ФЗ «О банкротстве» предусмотрено, что после признания гражданина банкротом возникают определенные последствия, установленные в статье 213.30 указанного закона.
Так, в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, в течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией и иные.
При этом следует отметить, что ФЗ «О банкротстве» достаточно сложный закон. Обычный потребитель, не обладающий специальными знаниями, может быть введен в заблуждение рассматриваемой рекламой.
Согласно ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе в отношении услуги по банкротству сообщается наиболее привлекательная информация, тем самым вводя в заблуждение потребителя рекламы путем формирования у него представления, что можно брать долги и не отдавать, а также создавая ложное впечатление о том, что процедуру банкротства проводят юристы и сама процедура не влечет для гражданина никаких последствий. Иная же информация, в том числе об ограничениях применения процедуры банкротства, ограничениях для полного списания долгов, а также об ограничениях после введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом в рекламе отсутствует. Учитывая изложенное, указанная реклама распространялась с признаками нарушения ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за размещение рекламы с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В ходе дальнейшего анализа указанной рекламы Управление направлен запрос в Местную администрацию г.о. Нальчик о предоставлении сведений о лице, осуществляющем деятельность по адресу: г. Нальчик, ул. Хуранова, д. 6.
В соответствии с ответом, полученным по данному запросу по указанному адресу, осуществляет деятельность ***, который также заключил 01.11.2023г. договор № 855 с *** о размещении рекламного баннера по адресу: г. Нальчик ул. Тарчокова/Кирова, а также по ул. Кирова 357.
На основании изложенного сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем является ***.
При этом, установлено, *** зарегистрирован в г. Владикавказ, Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с требованиями Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (далее - Правила), Кабардино-Балкарским УФАС России направлены запросы в территориальные органы ФАС России о представлении информации по распространению на подведомственных им территориях рассматриваемой рекламы. В результате поступившей информации, установлено, что рассматриваемая реклама распространяется на территории, подведомственной Кабардино-Балкарскому УФАС России.
В связи с чем, в силу требований пункта 5 Правил, Кабардино-Балкарское УФАС России наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 13, 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с наличием в рассматриваемой рекламе признаков нарушения Закона о рекламе, предлагаю возбудить дело в отношении рекламодателя указанной рекламы и назначить дату рассмотрения дела.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О реклам» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
Определила:
Возбудить производство по делу № 007/05/5-965/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ***.
Назначить дело № 007/05/5-965/2023 к рассмотрению на 19 декабря 2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Нальчик, ул. Тарчокова, 18, каб. №4.
Представить *** в срок до 18 декабря 2023 г. пояснения по фактам вменяемого правонарушения.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.