Решение №05/4265 решение от 1 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF№05-304/19
РЕШЕНИЕ
по делу №007/06/64-562/2019
о результатах внеплановой проверки
31 октября 2019 года г. Нальчик
На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), приказом Кабардино-Балкарского УФАС России №367 от 22.10.2019г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее – Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики» (закупка №0104200002119000136),
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО «Р» о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении заказчиком закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики».
В обращении сообщалось, что в техническом задании в подпункте 3.16 указано, что при определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствоваться указаниями ГОСТ 28570-90. Между тем, ГОСТ 28570-90 заменен на ГОСТ 28570-2019.
В подпункте 3.19 указано, что при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений должны быть учтены указания следующих документов: ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах. Данный ВСН 4-81 заменен в части на ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
В требованиях к содержанию второй части заявки указано, что участник закупки должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 №86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ для диагностики мостовых сооружений не обязательно состоять в саморегулируемой организации, данное требование распространяется на обустройство, проектирование, ремонт и строительство мостов и мостовых сооружений.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе у заказчика – ГКУ КБР «Управдор» были запрошены информация и документы по закупке, а также письменные объяснения по предмету обращения.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении законодательства о контрактной системе, материалы, представленные заказчиком, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 07 октября 2019 года было размещено извещение №0104200002119000136 о проведении открытого конкурса в электронной форме «Выполнение работ по проведению периодической диагностики эксплуатируемых мостовых сооружений, находящихся на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики» с начальной (максимальной) ценой контракта - 13 202 429,90 рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 22.10.2019 в 09:00; дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 22.10.2019 в 15:00; дата подачи окончательных предложений - 24.10.2019; дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 29.10.2019 в 15:00.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При составлении описания объекта закупки заказчик, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Если заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании указаны объемы, виды работ, требования к выполнению работ. Так, в подпункте 3.15. указано, что механические исследования материалов несущих конструкций проводить преимущественно неразрушающими методами контроля. В необходимых случаях дополнительно проводить исследования частично разрушающими методами (по согласованию с Заказчиком). Прочность бетона определять следующими методами: ультразвуковыми по ГОСТ 17624-2012, пластической деформации, упругого отскока, отрыва с дисками, скалыванием ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690 -2015.
Согласно подпункту 3.16 технического задания, при определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствоваться указаниями ГОСТ 28570-90.
ГОСТ 28570-90 «Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций» заменен на ГОСТ 28570-2019 «Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций», вступившим в действие с 01.09.2019г.
В случае возникшей необходимости проведение испытаний отобранных кернов бетона в соответствии с ГОСТ 28570-90, указанном в техническом задании, не отличается от ГОСТ 28570-2019 по размерам отобранных кернов, формулам расчетов и получению результатов. Основное отличие ГОСТ 28570-90 от ГОСТ 28570-2019 заключается в том, что ГОСТ 28570-2019 предусмотрены испытания высокопрочного бетона марки В60 и выше в соответствии с ГОСТ 31914 «Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций». Согласно объяснениям представителя Минстроя КБР, на искусственных сооружениях, расположенных на автомобильных дорогах регионального значения КБР, бетоны и конструкции из бетонов марки В60 и выше не применялись. Испытания в части, предусмотренной техническим заданием, в соответствии с ГОСТ 28570-90 идентичны испытаниям по ГОСТ 28570-2019 и не имеют разницу, которая могла бы повлиять на результаты работ.
Установление в конкурсной документации требований к выполняемым работам в соответствии со стандартом, утратившем свою силу, не отвечает положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В подпункте 3.19 технического задания указано: при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений должны быть учтены указания следующих документов:
ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения.
ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
Временная инструкция по диагностике мостовых сооружений
ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах.
ВСН 32-89. Инструкция по определению грузоподъёмности железобетонных балочных пролётных строений эксплуатируемых мостов.
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний.
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*.
ОДМ 218.4.001-2008. Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах.
ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
ВСН 4-81. «Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» действует и не отменен. В дополнение и развитие отдельных положений существующих нормативных документов был принят ОДН 218.017-2003 «Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций».
В техническом задании конкурсной документации заказчиком указан перечень документов, который необходимо использовать при выполнении работ по диагностике мостовых сооружений, и который содержит и ВСН 4-81 и ОДН 218.017-2003.
В силу пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.
В конкурсной документации установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в конкурсе, где участник закупки должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 №86. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Согласно ОДМ 218.4.001-2008 «Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах», утвержденному распоряжением Росавтодор от 11.06.2008 №219-р, диагностика – это обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки.
Согласно раздела 5 указанного документа, в состав работ по обследованию мостов включаются, в том числе, работы по геодезическим измерениям. В техническом задании заказчиком в состав работ включены работы по геодезическим измерениям, исследование технического состояния конструкций, включающее ознакомление с технической документацией, осмотр сооружения, инструментальные измерения, а также расчет грузоподъемности сооружения.
Согласно раздела 6 ОДМ 218.4.001-2008, для выполнения обследований и испытаний привлекаются специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии и т.п.) на работы по обследованию и испытаниям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с техническим заданием, результатом выполненных работ будет являться паспорт мостового сооружения, т.е. документ, основанный на законодательстве, фиксирующий параметры грузоподъемности и долговечности конструкций.
В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», в состав работ по инженерным изысканиям включены, в том числе, работы по геодезическим наблюдениям за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций является специальным видом инженерных изысканий.
Таким образом, работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, могут выполняться только членами саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий.
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
РЕШИЛА:
- Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
- В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты открытого конкурса в электронной форме, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
- Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.