Заключение №РГ/3273/23 Заключение об обстоятельствах дела от 23 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы по

Кабардино-Балкарской

Республике

ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030

тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82

e-mail: to07@fas.gov.ru

www.kbr.fas.gov.ru

______________ № ___________

На № __________ от ___________

 

Ответчик:

Местная администрация

Чегемского муниципального района

31401, КБР, г. Чегем,

ул. Баксанское шоссе, 3

Заинтересованное лицо:

Муниципальное

унитарное предприятие

«Управление жилищным фондом»

31401, КБР, г. Чегем,

ул. Баксанское шоссе, 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №007/01/15-749/2023

23 октября 2023 года г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

– заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

– начальника отдела Управления;

– главного специалиста-эксперта Управления,

в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчика и заинтересованного лица,

рассмотрев дело №007/01/15-749/2023, возбужденное в связи с наличием в действиях местной администрации Чегемского муниципального района признаков нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы №649/15 от 23.07.2015, территориальный орган антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по соблюдению изменившихся требований в части установления запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.

В ходе проведения мониторинга деятельности унитарных предприятий на территории Чегемского района на предмет соответствия целям создания унитарных предприятий, а также нормам антимонопольного законодательства, Кабардино-Балкарским УФАС России (далее – Управление) выявлено, что местной администрацией Чегемского муниципального района (далее также – местная администрация) 05.10.2022 учреждено муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищным фондом» (далее – предприятие).

Предприятие создано в целях оказания услуг населению Чегемского района и организациям, расположенным на территории Чегемского района, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, выполнению ремонтных работ по общему имуществу многоквартирных и иных домов (пункт 2.2 устава).

Управление, усмотрев в действиях местной администрации признаки нарушения пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, выразившихся в создании муниципального унитарного предприятия «Управление жилищным фондом» за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные той же статьей, выдало предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем ликвидации муниципального унитарного предприятия «Управление жилищным фондом» (предупреждение от 17.03.2023 №АК/88/23).

Согласно предупреждению Управления указанные действия необходимо было осуществить в течение 30 рабочих дней с момента его получения.

Предупреждение получено местной администрацией 23.03.2023, следовательно, крайним днем срока выполнения предупреждения надлежит считать 05.05.2023.

Местная администрация письмом №55-1-17/1251 от 05.04.2022 ходатайствовала о продлении срока выполнения предупреждения Управления на четыре месяца.

Управление, руководствуясь частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, удовлетворила ходатайства, в связи с этим крайним днем срока выполнения предупреждения надлежит считать 05.09.2023.

По состоянию на 08 сентября 2023 года в Управление сообщений от местной администрации о выполнении предупреждения в установленный срок не поступало. Иных подтверждений выполнения предупреждения не имеется.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закон о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Управлением было принято решение возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрения возбужденного дела Управление пришло к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции к функциям антимонопольных органов относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, как установлено пунктом 11 данной части, запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Федеральный закон от 27.12.2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание унитарных предприятий и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета. Так, данный запрет отражен в статье 35.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Федеральный закон №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» был принят 27.12.2019. Начало действия документа – 08.01.2020.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие зарегистрировано 05.10.2022, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Как указано ранее предприятие создано в целях оказания услуг населению Чегемского района и организациям, расположенным на территории Чегемского района, по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, выполнению ремонтных работ по общему имуществу многоквартирных и иных домов (пункт 2.2 устава).

Согласно уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

– обеспечение населения питьевой водой, отведением и очисткой сточных вод;

– эксплуатация сетей водоснабжения, водоотведения;

– оказание платных услуг по ремонту систем водоснабжения и водоотведения населению;

– эксплуатация сетей теплоснабжения;

– эксплуатация систем горячего водоснабжения;

– производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

– оказание платных услуг по ремонту систем теплоснабжения, населению;

– эксплуатация и текущий ремонт жилого фонда;

– уборка территорий района, озеленение, благоустройство;

– санитарная очистка территорий;

– ремонтные работы;

– участие в организации по накоплению и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Управлением установлено, что в рассматриваемом случае виды деятельности, осуществляемые предприятием, созданным после 08.01.2020:

– оказание платных услуг по ремонту систем теплоснабжения, населению;

– эксплуатация и текущий ремонт жилого фонда;

– уборка территорий района, озеленение, благоустройство;

– санитарная очистка территорий;

– ремонтные работы;

– участие в организации по накоплению и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов;

не входят в перечень исключений, установленный частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Управлением в целях установления относимости предприятия к субъектам естественных монополий направлен запрос в местную администрацию Чегемского района о предоставлении следующих сведений:

– сведения о наличии у предприятия во владении на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, используемого для осуществления деятельности по забору, очистке и распределению вод;

– сведения о фактическом осуществлении предприятием деятельности по забору, очистке и распределению вод.

Как следует из ответа администрации, предприятие не осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению вод. Отсутствуют подтверждения наличия у предприятия во владении на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующего имущества.

Таким образом, предприятие не соответствует критериям отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии, т.е. случай его создания не входит в перечень случаев, установленных частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Более того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

36.00 Забор, очистка и распределение воды;

38.11 Сбор неопасных отходов;

38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов;

43.21 Производство электромонтажных работ;

43.22 Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

43.29 Производство прочих строительномонтажных работ;

43.99 Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки;

49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта;

49.42 Предоставление услуг по перевозкам;

68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

68.32.2 Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

81.21.9 Деятельность по уборке прочих типов зданий и помещений;

81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая;

81.30 Деятельность по благоустройству ландшафта.

Также, предприятие обладает лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (№007000170 от 09.01.2023).

Таким образом, предприятие фактически создано для случаев осуществления деятельностей, не входящих в перечень исключений, установленный частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления приходит к выводу, что местной администрацией Чегемского муниципального района нарушен запрет, установленный пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как установлено частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При наличии вопроса о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) необходимо доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Вместе с тем угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 11 части 1 данной статьи.

Учитывая изложенное, Комиссия решила квалифицировать действия местной администрации, выразившиеся в создании муниципального унитарного предприятия «Управление жилищным фондом» для случаев, не входящих в исключения, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, нарушающими пункт 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны