Аналитический отчет б/н Аналитический отчет по исследованию состояния конкуренции на... от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. Общие положения

Анализ рынка проведен в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории стерильной зоны Международного аэропорта г. Нальчика, расположенного по адресу: КБР,  г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 195 (далее – аэропорт г. Нальчика), ) с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на вышеуказанном рынке услуг.

Настоящий анализ рынка проводится в рамках рассмотрения дела №007/01/10/-860/2023.

В качестве нормативно-правовой базы для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке применяется:

- Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Приказ ФАС России от 28.04.2010г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке, включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 Порядка;

и) оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (пункты 2.1 и 2.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010г. №220).

Выбранный временной интервал исследования товарного рынка охватывает промежуток времени с 10.10.2022г. по 09.10.2023г.

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 034-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014г. № 14-ст) деятельность по осуществлению торговли через автоматы в здании международного аэропорта г. Нальчика соответствует разделу G «Услуги по оптовой и розничной торговле; подкласс: 47.99 – «Услуги по прочей розничной торговле вне магазинов, нестационарных торговых объектов, рынков», группа: 47.99.2 – «Услуги по осуществлению торговли через автоматы».

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

На основании вышеизложенного анализа продуктовые границы рынка определены как «торговая деятельность».

 

  1. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Анализ проводится в географических границах аэровокзала аэропорта                г. Нальчика, находящегося в черте города Нальчика.

Согласно информации, полученной с официального сайта аэропортовой сети «Новапорт» (https://novaport.ru/airports/nalchik/) аэровокзальный комплекс аэропорта представлен одним пассажирским терминалом.

Территория терминала состоит из следующих зон: нестерильная зона, зона международных воздушных линий (МВЛ) и зона внутренних воздушных линий (ВВЛ).

Пунктами 12 и 13 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007г. № 104 (далее -правила досмотра), установлено, что предполетный досмотр проводится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами эксплуатантов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, а при выполнении международных полетов до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.

Таким образом, для осуществления прохода в стерильную зону терминала пассажирам необходимо пройти предполетный досмотр, а при совершении международного полета необходимо прохождение пограничного и таможенного контроля.

Согласно пункту 32 Правил досмотра в зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.

В этой связи выход из стерильных зон (МВЛ и ВВЛ) для пассажиров ограничен, вследствие чего пассажиры не имеют возможности покинуть указанные зоны.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в аэропортовые сборы за пользование аэровокзалом включен исчерпывающий перечень услуг, которые должны быть оказаны в аэровокзале.

В соответствии с указанным приказом, а также в соответствии с приказом Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» не установлены требования по наличию в аэровокзале мест для принятия пассажирами пищи и напитков, оборудованных дополнительно к размещенным на территории аэровокзала кафе, ресторанов и других точек питания.

На основании изложенного, в аэровокзале международного аэропорта г. Нальчика пассажиры имеют возможность осуществить прием пищи и напитков в точках, где реализуются продукты питания.

Кроме того, существуют дополнительные ограничения по провозу жидкости.

В соответствии с Правилами досмотра разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.

Таким образом, у пассажиров отсутствует возможность проноса жидкости в стерильную зону аэропорта после прохождения предполетного досмотра.

Учитывая изложенное, географические границы рынка с учетом законодательно установленных барьеров доступа пассажиров в стерильную зону (МВЛ и ВВЛ) могут быть определены лишь в границах указанной зоны.

Географические границы рынка, соответствующие зонам ВВЛ и МВЛ, были определены методом фактических районов продаж.

В связи с тем, что покинуть указанные зоны не представляется возможным в силу наличия предполетного досмотра для прохождения в стерильную зону ВВЛ, а также дополнительно пограничного контроля для перемещения в зону МВЛ, проведение теста гипотетического монополиста в целях определения географических границ не требуется.

 

  1.  Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуги) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке для определения участников рынка в качестве исходной информации использованы сведения, представленные ООО «Аэрокомплекс» и ООО «Новапорт Трейдинг».

Покупателями на исследуемом рынке являются лица (пассажиры), прошедшие пункт проверки / досмотра, находящиеся на территории стерильной зоны аэропорта г. Нальчика.

Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории стерильной зоны аэропорта г. Нальчик.

На территории стерильной зоны аэропорта г. Нальчик в период с 10.10.2022г. по 09.10.2023г. осуществлял торговую деятельность ООО «Город Кофе» (344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 62, ИНН 6164243363, КПП 616301001).

На территории стерильной зоны аэропорта г. Нальчик отсутствуют другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, а также хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги общественного питания.  

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для оценки уровня концентрации необходим расчет коэффициента рыночной концентрации необходим расчет коэффициента рыночной концентрации (CR), а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Исходя из показателей рыночной концентрации (CR = 100) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI=10000) рынок услуги осуществления торговой деятельности в стерильной зоне аэропорта г. Нальчика можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

 

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются ограниченность торговых площадей, высокая арендная плата и экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке в течение исследуемого периода.

Таким образом, вход на товарный рынок, в определенных продуктовых и географических границах, потенциальных участников очень затруднен.

На основании вышеизложенного сделан вывод, что товарный рынок осуществления торговой деятельности на территории стерильной зоны аэропорта г. Нальчик является высококонцентрированным.

Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.

VIII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного, в период с 10.10.2022г. по 09.10.2023г. на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории стерильной зоны Международного аэропорта г. Нальчика выявлено доминирующее положение ООО «Город Кофе» с долей более 50%.

IХ. Выводы и рекомендации.

Проведя обзор состояния конкуренции на рынке по осуществлению торговой деятельности на территории стерильной зоны Международного аэропорта г. Нальчика, можно сделать вывод, что данный рынок является рынком высокой концентрации и неразвитой конкуренции, доля наиболее крупного участника рынка - ООО «Город Кофе» составляет 100%, что указывает на доминирующее положение.                     

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны