Решение №06/4861 Решение по делу от 28 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030 тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82 e-mail: to07@fas.gov.ru www.kbr.fas.gov.ru ______________ № ___________ На № __________ от ___________
|
Заявитель:
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Индивидуальный предприниматель
|
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №007/05/5-611/2022
г. Нальчик |
Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2022 года Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года |
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления;
Членов Комиссии:
начальника отдела Управления;
главного-специалиста эксперта Управления,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев дело №007/05/5-611/2022, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при рекламировании реализуемых товаров,
УСТАНОВИЛА:
Администрацией Главы Кабардино-Балкарской Республики в Кабардино-Балкарское УФАС России (далее – Управление) направлено обращение "..." на действия по размещению рекламы магазина электроники «АйЛайф» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: угол улиц Кирова и Мальбахова.
Управлением установлено, что лицом, осуществляющим деятельность посредством организации магазина электроники «АйЛайф» и определившим содержание информации на вышеуказанной рекламной конструкции, является индивидуальный предприниматель "...".
Согласно доводам заявления, информация на баннере с содержанием «Купи любимой и жене» направлена на пропаганду многоженства либо естественность наличия любовницы у женатого мужчины.
Управлением на основании поступившего обращения решено возбудить настоящее дело о нарушении законодательства о рекламе.
На рекламной конструкции, расположенной по адресу: угол улиц Кирова и Мальбахова, размещен баннер. Баннер содержит текст следующего содержания:
«Купи любимой и жене!
АйЛайф»,
а также изображения пылесоса и смартфона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.
Рассматриваемое изображение является рекламой по смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и может быть проверена на использование непристойных образов, сравнений и выражений, что запрещается частью 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Статья 5 Закона о рекламе устанавливает общие требования к рекламе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности (Письмо ФАС России от 29.04.2013 №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).
Семейный кодекс РФ гласит, что брак официально может быть заключен только между мужчиной и женщиной, которые не состоят в браке с кем-то другим.
Согласно статье 14 Семейного кодекса РФ, нахождение в официально зарегистрированном браке является обстоятельством, препятствующим заключению брака.
По мнению членов Комиссии, из содержания рассматриваемого текста не усматривается пропаганда многоженства, т.к. магазин электроники «АйЛайф» предлагает мужчине приобрети товар женщине, находящейся в статусе жены, и иной женщине, но не находящейся в статусе жены.
Вместе с тем, призыв купить товар иной женщине – любимой при наличии жены может быть истолковано, как купить товар другой женщине (любовнице). Наличие любовницы/любовника у супруга/супруги не является общепринятой нормой в обществе России – светского государства.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама в виде баннера снята с рекламной конструкции, расположенной по адресу: угол улиц Кирова и Мальбахова.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе, рекламу магазина электроники «АйЛайф», поскольку в тексте рекламы отражена естественность наличия любовницы у женатого мужчины.
2. Индивидуальному предпринимателю "..." предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии