Решение №06/2534 Решение по делу от 11 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы по

Кабардино-Балкарской

Республике

ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030

тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82

e-mail: to07@fas.gov.ru

www.kbr.fas.gov.ru

______________ № ___________

На № __________ от ___________

 

Заявитель:

Министерство внутренних дел по КБР

360030, КБР, г. Нальчик, пр. им. К.Ш. Кулиева, 10 «б»

Ответчик:

Местная администрация

г.о. Нальчик

360000, КБР,

г. Нальчик, ул. Кешокова, 70

Заинтересованное лицо:

МУП «Каббалккоммунэнерго»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пачева, 40

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №007/01/17.1-1021/2020

31 мая 2021 года г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

начальника отдела Управления.

главного специалиста - эксперта Управления.

рассмотрев дело №007/01/17.1-1021/2020, возбужденное в связи с наличием в действиях Местной администрации г.о. Нальчик признаков нарушения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Кабардино-Балкарским УФАС России по поручению ФАС России от 20.08.2020 №04/71719/20 было рассмотрено заявление Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской республике на действия местной администрации городского округа Нальчик и муниципального унитарного предприятия «Каббалккоммунэнерго».

Как следует из материалов заявления между местной администрацией городского округа Нальчик и муниципальным унитарным предприятием «Каббалккоммунэнерго» 28 декабря 2019 года заключен договора аренды (без номера) муниципального имущества электросетевого хозяйства (далее – также договор аренды).

Данный договор заключен без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 1.10 договора аренды).

В силу пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».

По мнению заявителя, данный договор заключен с нарушением антимонопольного законодательства.

Как следует из представленного к заявлению уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 08.06.2020 г. №99/2020/332365113 МУП «Каббалккоммунэнерго» не имеет на праве собственности недвижимого имущества, в том числе сооружения электроэнергетики (воздушные линии, трансформаторные подстанции).

Отсутствуют также достаточные доказательства, с достоверностью подтверждающих факт наличия во владении (и) или пользовании сетью инженерно-технического обеспечения, на момент заключения договора аренды.

В материалах дела, полученных в ходе проводимого мероприятия, направленного на выявление, предупреждение и пресечения экономических, налоговых и коррупционных преступлений, отсутствуют свидетельства о том, что до заключения оспариваемого договора МУП «Каббалккоммунэнерго» обращалось в государственные органы, осуществляющие технологический контроль и надзор в области электроэнергетики, с целью подтверждения взаимной связи принадлежащих ему электрических сетей с сетями городского округа Нальчик, и получило соответствующее подтверждение.

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2020 года №255 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения местной администрацией г.о. Нальчик антимонопольного законодательства при заключении договора аренды муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона, а также Определение о назначении дела №007/01/17.1-1021/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела по существу Комиссией было установлено следующее.

Между местной администрацией городского округа Нальчик и муниципальным унитарным предприятием «Каббалккоммунэнерго» 28 декабря 2019 года заключен договора аренды (без номера) муниципального имущества электросетевого хозяйства (далее – также договор аренды), а именно: электротехническое оборудование, кабельные линии, силовые воздушные линии.

Данный договор заключен без проведения торгов на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 1.10 договора аренды).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции определяет особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо названных в данной статье.

В силу пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, для заключения договоров необходимо два условия: передаваемое имущество должно являться частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и быть технологически связано между собой.

Пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, установлено, что сеть инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, под технологически связанными сетями при этом понимаются принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе.

По смыслу положений части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений частей 1, 6, 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к сетям инженерно-технического обеспечения относятся также объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электросетевого хозяйства представляют собой линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, передаваемое по договору аренды заключаемого в порядке пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции муниципальное имущество должно рассматриваться как составная часть единой инфраструктуры, предназначенной для осуществления деятельности по распределению и передаче электрической энергии и использоваться в единстве для обеспечения электрических связей посредством выполнения комплекса организационно и технологически связанных действий.

Нормы Закона о защите конкуренции, равно как и иные нормы права не предписывают обязанности соблюдать какие-либо иные условия, помимо двух, указанных выше, для применения исключения, установленного пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, при заключении договоров аренды.

Как указывает заявитель, согласно Единому государственному реестру недвижимости МУП «Каббалккоммунэнерго» не имеет на праве собственности недвижимого имущества, в том числе сооружения электроэнергетики (воздушные линии, трансформаторные подстанции).

В ходе рассмотрения дела, на основании запросов Управления от 18.09.2020, 20.11.2020, 21.12.2020 гг., МУП «Каббалккоммунэнерго» представлены акты ввода в эксплуатацию трансформаторных подстанций (далее – ТП) №№304, 401, 803, 838, 848, 850, 853, 862, 865, 867, 868, 881, 883, 891, составленные в период с 2015 по 2018 гг., которые включают также кабельные и воздушные линии.

Местной администрацией г.о. Нальчик представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие наличие на праве собственности переданного по договору аренды электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, кабельные линии и т.д., выписки содержатся в материалах дела).

Данные материалы подтверждают тот факт, что у МУП «Кабалккоммунэнерго» до заключения договора аренды, т.е. до 28 декабря 2019 года, во владении находились трансформаторные подстанции №№304, 401, 803, 838, 848, 850, 853, 862, 865, 867, 868, 881, 883, 891 и линии электропередач.

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, определено понятие документов о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Указанные документы о технологическом присоединении будут подтверждать имеющуюся взаимосвязь между объектами электросетевого хозяйства.

Также принадлежность к единому инфраструктурному комплексу может быть подтверждена на основании соответствующего заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответственного за обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры (Письмо ФАС России от 30.06.2017 №РП/44685/17 «О направлении разъяснений по применению пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Местной администрацией г.о. Нальчик в материалы дела представлено письмо Кавказского управления Ростехнадзора по Кабардино-Балкарской Республике от 19.10.2020 г. №411-2144, согласно которому трансформаторные подстанции №№304, 401, 803, 838, 848, 850, 853, 862, 865, 867, 868, 881, 883, 891 присоединены к электрическим сетям местной администрации г.о. Нальчик и являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения. Данное также подтверждается ответом Кавказского управления Ростехнадзора по Кабардино-Балкарской Республике на запрос Управления (письмо от 26.04.2021 г. №44-1389).

При таких обстоятельствах, местной администрацией г.о. Нальчик при передачи в аренду МУП «Каббалккоммунэнерго» электросетевого хозяйства соблюдены положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции:

1) участок сети инженерно-технического обеспечения, переданный по договору аренды, является частью соответствующей сети, которая находится во владении у МУП «Каббалккоммунэнерго»;

2) данные части сети и сеть имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической системе электроснабжения.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, в действиях местной администарции городского округа Нальчик при передачи в аренду МУП «Каббалккоммунэнерго» электросетевого хозяйства отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения настоящего дела выявлено, что местной администрацией г.о. Нальчик передано в аренду, помимо объектов электросетевого хозяйства (воздушные линии, трансформаторные подстанции), четыре здания, расположенные по улице Пачева 40, в городе Нальчике.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83, сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло -, газо -, водоснабжения и водоотведения.

Вышеуказанные здания не имеют технологической связи с переданными объектами электросетевого хозяйства, непосредственно не используются в процессе электроснабжения, в связи с этим, не могли быть переданы хозяйствующему субъекту без проведения конкурентных процедур на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Как предписывает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, местной администрации г.о. Нальчик выдано предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в виду отсутствия в действиях местной администрации г.о. Нальчик при передачи в аренду МУП «Каббалккоммунэнерго» электросетевого хозяйства нарушения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны