Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении № 0... от 17 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Кабардино-Балкарского УФАС России-начальник отдела антимонопольного контроля, рекламы и организации деятельности ***, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 007/04/14.3-545/2024, возбужденного в отношении ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (***),

Установила:

Актом осмотра от 13 мая 2024 года сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России зафиксирован факт распространения 13 мая 2024 года в 15 ч. 10 мин. в г. Нальчик на фасаде здания, находящегося по адресу ул. Ватутина, д. 12 рекламы следующего содержания:

«Лечебно-диагностический центр

Авиценна

Мудрость и опыт

Медицинские анализы

- по лучшим ценам

- кратчайшие сроки исполнения

- от ведущих лабораторий

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом».

Также имеются фотографии указанной рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемым медицинским услугам.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использована сравнительная характеристика «лучший», а также указано, что медицинские анализы проводятся «ведущими» лабораториями.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за размещение рекламы с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В ходе анализа рассматриваемой рекламы был проведен анализ сайта лечебно-диагностического центра «Авиценна» в сети интернет http://ldc-avicenna.ru/, где представлена ссылка на сайт отзывов https://prodoctorov.ru/nalchik/lpu/60181-avicenna/, на котором размещена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Согласно лицензии, деятельность по предоставлению медицинских услуг осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (далее также – Общество).

Таким образом, сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (***).        

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального   закона   от   13.03.2006  года №   38-ФЗ   «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе определением от 07.06.2024 года                       № ЗК/2272/24 было возбуждено дело № 007/05/5-464/2024, Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» было привлечено к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Рассмотрение дела было назначено на 18.06.2024 года в 11 часов 00 минут.

  На рассмотрение дела в назначенное время явился ***, который пояснил, что пациент, обратившись в офис Лечебно-диагностического центра «Авиценна» может выбрать лабораторию, в который хочет сдать свой анализ (Инвитро, Ситилаб, КДЛ, Авиценна и другие, с которыми ООО Лечебно-диагностический центр «Авиценна» предварительно заключил договоры) и цену, которую для себя считает наиболее приемлемой и лучшей, в связи с чем в рекламной информации указано «от ведущих лабораторий» и «по лучшим ценам».

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.  

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.                                                      

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использована сравнительная характеристика «лучший», при этом отсутствует критерий, по которому лечебно-диагностический центр «Авиценна», используя слово «лучший», сообщает о своих преимуществах перед другими товарами, производимыми и/или реализуемыми другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе также указано, что анализы осуществляются «от ведущих лабораторий».  

Согласно толковым словарям С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, под словом «ведущий» понимается, в том числе: идущий впереди, головной; возглавляющий, главный, ключевой; стоящий первым в ряду.

Используемое в рекламной информации утверждение «от ведущих лабораторий» позволяет сделать вывод о том, что сравнение производится со всеми имеющимися лабораториями города Нальчика, а не только с лабораториями, с которыми Обществом заключены договоры.

Под некорректным сравнением понимается сравнение, построенное с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

Например, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, когда создается общее вводящее в заблуждение впечатление, при сравнении необъективных характеристик. В частности, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминаются.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Таким образом, приведенное в рассматриваемой рекламе утверждение, что медицинские анализы осуществляются «от ведущих лабораторий» по своей форме некорректно и не могут быть объективно проверено, так как реклама не содержит данных, которые позволяют установить «ведущее» положение лабораторий, с которыми Обществом заключены договоры, которые, к тому же, не указаны в рекламной информации.

Таким образом, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия пришла к выводу, что реклама размещенная на фасаде здания, находящегося по адресу: г. Нальчик, ул. Ватутина, д. 12, является ненадлежащей, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и выдало Обществу с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Вышеуказанные действия рекламодателя содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Местом совершения административного правонарушения является Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Ватутина, д. 12.

Временем совершения административного правонарушения является 13.05.2024 года – день обнаружения рассматриваемой рекламы Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ, в полномочия антимонопольных органов входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.

О составлении протокола об административном правонарушении ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» уведомлено надлежащим образом (уведомление о составлении протокола от 24.06.2024 года № ЗК/2501/24 вручено 02.07.2024 года, п/о № 80103997924321).

Для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, назначенного на 05.07.2024 года в 11 часов 30 минут явился ***.

Факт наличия в действиях ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» вменяемое правонарушение признал.

Рассмотрение дела 007/04/14.3-545/2024 об административном правонарушении было назначено на 17 июля 2024 года в 11 часов 00 минут.

В рассмотрении дела № 007/04/14.3-545/2024 об административном правонарушении представитель ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» ***.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в области рекламы.

Объективная сторона: состоит в части нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Субъект административного правонарушения: Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (***).        

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» имелась возможность соблюдения установленных Законом о рекламе требований, однако не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, что свидетельствует о виновном совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению установленных законодательством требований, в материалы дела не представлено.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 05.07.2024 года № 2675/24 по делу об административном правонарушении № 007/04/14.3-545/2024, а также другими материалами административного дела.

Срок давности привлечения ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ и добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль согласно пункту 7 части 1 статьи 4.2 КоАП.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: не выявлены.

Федеральным законом от 26.03.2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» является малым предприятием. По состоянию на момент совершения административного правонарушения Общество находилось в указанном Реестре (с 01.08.2018 года), следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.3, частью 1 статьи 4.1.2, а также статьями 23.48 и 29.9 КоАП РФ,

 

Постановила:

 

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (***) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны