Решение б/н осуществление хозяйствующим субъектом функции (полномочий) о... от 13 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Ответчик:

Местная администрация г.о.Нальчик Кабардино-Балкарской  Республики      

3360000, КБР, г.Нальчик,  ул.Кешокова, 70

 

Заинтересованное лицо:

МБУ «Управление по вопросам

ритуальных услуг и содержания

мест захоронений на территории

г.о. Нальчик»

 

360004, КБР, г.Нальчик, ул. Видяйкина, д. 1Б

 

 

РЕШЕНИЕ

 

       № 007/01/15-108/2021                                                                                                       г. Нальчик

 

Резолютивная часть Решения объявлена 11.08.2021г.

В полном объеме Решение изготовлено 13.08.2021г.

 

 

Комиссия УФАС России по Кабардино-Балкарской Республике по рассмотрению дела № 007/01/15-108/2021 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

- в отсутствие представителей Местной администрации г.о. Нальчик КБР (почтовое уведомление о вручении 26.07.2021г. Определения об отложении рассмотрения дела №007/01/15-108/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, исх. № 06/2868 от 05.07.2021г.),

 

- от  МБУ «Управление по вопросам ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г.о. Нальчик»  (360004, КБР, г.Нальчик, ул. Видяйкина, д. 1Б) (далее – МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ»),

 

рассмотрев дело № 007/01/15-108/2021, возбужденное по признакам нарушения Местной администрацией городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (360000, КБР, г.Нальчик, ул. Кешокова, 70), части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации 28.11.2019 № ВМ-П9-10508В, соответствии с поручением ФАС России от 26.12.2019 №АЦ/114175-ПР/19, проведен анализ актов Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики по вопросам погребения и похоронного дела на предмет наличия в них положений, которые приводят (могут приводить) к ограничению конкуренции.  

По результатам рассмотрения Постановления Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики  (далее – администрация г.о. Нальчик) от 07.11.2018 № 2029 «О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Комбинат ритуальных услуг», утверждающего Устав МБУ «Управление по вопросам ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г.о. Нальчик» (далее – Устав), были выявлены признаки нарушения Местной администрацией г.о. Нальчик части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном наделении МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функциями органа местного самоуправления по обеспечению надлежащего уровня ритуальных услуг  и содержания мест захоронения на территории городского округа Нальчик.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции администрации г. Нальчик выдано предупреждение от 05.10.2020 исх. № 06/4833 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства, для чего Местной администрации городского округа Нальчик было предложено исключить из Устава  МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» пункты 2.3, 2.4, 2.7, 2.8.

Администрация предупреждение не выполнила, в обоснование письмом от 22.12.2020 № 45-1-09/11530 указала, что предприятие осуществляет деятельность по организации ритуальных услуг в соответствии с нормами действующего законодательства, исключение из Устава  МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» только одного пункта 2.3, определяющего основные виды деятельности МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ», повлечет последствия, связанные с невозможностью дальнейшего осуществления специализированной службой своих основных функций.

 В связи с невыполнением предупреждения на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции отношении  Местной администрации г.о. Нальчик возбуждено дело № 007/01/15-108/2021  по признакам нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ», получившего статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, правами и полномочиями органов местного самоуправления (вопросы организации похоронного дела, выделения мест захоронений на общественном кладбище, ведение журналов регистрации мест захоронений).

МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» является организацией, наделенной постановлением администрации г.о. Нальчик от 07.11.2018 № 2029 статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, и одновременно в соответствии с Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2017 № 42 «Об утверждении положения о погребении и похоронном деле на территории городского округа Нальчик»  осуществляющей полномочия органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных городских кладбищах г.о. Нальчик.

Согласно пунктам 2.7 и 2.8 устава, утвержденного распоряжением главы Местной администрации г.о. Нальчик от 07.11.2018 № 2029, и выписке из ЕГРЮЛ, МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» является организацией, осуществляющей коммерческую деятельность в сфере похоронного дела - деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03): оказание ритуальных услуг населению, в том числе рытье могил; изготовление, приобретение и реализация погребальных принадлежностей, гробов, венков, памятников, надмогильных тумб; организация транспортного обеспечения ритуальных обрядов и др.

 

МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» является организацией, осуществляющей коммерческую деятельность в сфере похоронного дела - деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03): оказание ритуальных услуг населению, в том числе рытье могил; изготовление, приобретение и реализация погребальных принадлежностей, гробов, венков, памятников, надмогильных тумб; организация транспортного обеспечения ритуальных обрядов и др.

Следовательно, МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» является хозяйствующим субъектом, наделенным статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющим деятельность по организации похорон и предоставлению иных связанных с ними услуг на возмездной основе, и одновременно выполняющим функцию (полномочия) местного самоуправления по ведению дел на указанных кладбищах, что подтверждается и не опровергается пояснениями администрации и предприятия.

Таким образом, МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» является организацией, состоящей в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, и при этом наделено властными организационно - распорядительными полномочиями по ведению дел на общественных городских кладбищах, включающих прием заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения, ведение учетно-регистрационной и контрольной работы.

Материалами дела подтверждается, что от решений, принятых МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ», зависит осуществление иными хозяйствующими субъектами, состоящими в конкурентных отношениях с предприятием, деятельность по оказанию ритуальных услуг (услуг по погребению) на общественных кладбищах г. Нальчика.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит прямой запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), за исключением случаев, установленных федеральным законом, Указом Президента, постановлением Правительства РФ.

Состав нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции образуют два обстоятельства: наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти и такое наделение является незаконным, то есть не предусмотренным федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ.

В отличие от части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которая содержит условие о необходимости установления влияния на конкуренцию незаконных действий органов власти, для признания действий органов власти, нарушающими часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется установление (доказывание) влияния на конкуренцию незаконного наделения хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти, из чего следует, что запрет на незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами (полномочиями) органа власти, установленное данной нормой, является безусловным.

Данная норма Закона введена в связи с тем, что нарушение этого запрета создает или может создавать реальную угрозу конкуренции, поскольку хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.

Исходя из этого, для признания в действиях органов власти нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подлежит установлению (доказыванию) незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее также - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ), в связи с чем действия органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг должны соответствовать нормам настоящего закона.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25, статьи 29 Закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами.

Федеральный закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: «специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 указанного Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Из положений статей 9 и 10 Закона № 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не запрещает выполнение данной деятельности (деятельности по погребению) другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории городского округа мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению городских округов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ).

Анализ указанных норм законодательства приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере похоронного дела.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.

Статьей 6 Федерального закона № 8-ФЗ указано, что в случае мотивированного отказа кого-либо из лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от исполнения его волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По смыслу статьи 12 Федерального закона № 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Из совокупного применения перечисленных норм следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления исключительно в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение с последующим возмещением специализированной службе расходов из бюджета по каждому факту захоронения.

Никакие иные функции и права (полномочия) не могут быть возложены на специализированные службы.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Исходя из общепринятого (общепризнанного) понятия, слово «ведение» означает заведование, руководство, управление, администрирование, т.е. осуществление властных организационно-распорядительных или контрольных полномочий, принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое предусматривает, в том числе ведение учетно-разрешительной и иной работы в отношении объекта заведования, управления.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении выполнение функции администратора кладбищ, осуществляющего ведение дел, то есть осуществление властных организационно-распорядительных и (или) контрольных полномочий, принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое включает выделение земельных участков для захоронения, оформление заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение и справок, ведение учета захоронений, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбища, а также решение вопроса содержания кладбищ относится исключительно к функции (полномочиям) органа местного самоуправления - администрации.

Исходя из системного толкования норм Закона о погребении, специализированная служба по вопросам похоронного дела принимает решение о захоронении в случае предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе за счет последующего возмещения расходов из соответствующего бюджета.

Таким образом, наделение хозяйствующего субъекта МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ», являющегося одновременно специализированной службой по вопросам похоронного дела и осуществляющего деятельность по организации похорон (оказанию ритуальных услуг) на возмездной основе функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа является незаконным, не соответствующим Закону о погребении.

Как предусматривает пункт 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Вместе с тем, органы местного самоуправления не могут произвольно, по собственному усмотрению создавать муниципальные предприятия и учреждения. Правовой статус таких организаций должен соответствовать нормативным правовым актам, регулирующим их создание и деятельность.

Создание и деятельность бюджетного учреждения регулируются статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2.3акона № 7-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ государственные и муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 9.2.3акона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Создание бюджетного учреждения в целях осуществления функций государственного органа или органа местного самоуправления не предусмотрено статьей 9.2.3акона № 7-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ в их совокупном применении. Государственное или муниципальное бюджетное учреждение создаются для предоставления государственных или муниципальных услуг только в случае, если предоставление таких услуг государственным органом или органом местного самоуправления предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Законом о погребении.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию на территории городского округа мест захоронения, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению городских округов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий, обеспечивающих каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления.

Ведение дел, управление делами, осуществление руководства делами на общественных кладбищах, организация работы общественных кладбищ отнесены Законом о погребении к функции (полномочиям) органа местного самоуправления.

Следовательно, выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении объекта заведования - общественных кладбищ, что предполагает принятие соответствующих решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, могут только органы местного самоуправления.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение (заведование, управление) хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта указанными полномочиями органа местного самоуправления указанными федеральными законами не предусмотрена.

В силу толкования Закона о погребении, изложенному в постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 12027/07, в Определении Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 301-КГ 17-4039 предоставление (отвод) участка земли под захоронение, выдача разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда (допуска) на территорию общественных кладбищ, и др. относятся к административно-распорядительным полномочиям органа местного самоуправления.

Таким образом, нахождение общественных кладбищ в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним организационно- распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей, в том числе полномочия по предоставлению (отводу) участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение и справок о захоронении, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, эксплуатацию и содержание общественных кладбищ противоречит законодательству о похоронном деле.

На основании вышеизложенного, Комиссия отклоняет доводы Местной администрации г.о. Нальчик, изложенные в письме от 29.04.2021 №45-л-14/4028 о правомерности действий, в том числе ссылку на часть 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о том, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. 

При указанных обстоятельствах наделение МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функцией и правами (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению, руководством делами) на кладбищах не соответствует части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, установлено, что продуктовые границы исследуемого товарного рынка - оказание услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению), географические границы товарного рынка определяются территорией г. Нальчика, временной интервал исследования - с декабря 2018 года (с момента фиксации фактов препятствования со стороны МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» в осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами) до настоящего времени.

Наделение хозяйствующего субъекта МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа и непринятие мер по прекращению выполнения предприятием указанной функции ограничил конкуренцию, так как такому хозяйствующему субъекту предоставлены преимущественные условия деятельности на товарном рынке по оказанию услуг по погребению и связанных с ним услуг (по оказанию ритуальных услуг) в географических границах г. Нальчика, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Местной администрации г.о. Нальчик присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа, а также в непринятии мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах, то есть по осуществлению властных организационно-распорядительных и контрольных полномочий, включающих прием заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения, ведение учетно-регистрационной работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ и др., то есть установлено нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что ограничило (могло ограничить) конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним (ритуальных услуг) в границах г. Нальчика, так как предприятию, состоящему в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (по оказанию ритуальных услуг), предоставлены преимущественные условия деятельности на территории городских общественных кладбищ, а деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке поставлена в зависимость от принятия предприятием (его должностными лицами) властных организационно-распорядительных решений, то есть поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: 1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействия); 2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; 3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу; 4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); 5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

Подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела и принятия решения администрацией не приняты меры по прекращению осуществления МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функции (полномочий) по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах г. Нальчика имеются основания для выдачи предписания.

  Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23 частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях Местной администрации г.о. Нальчик  (360000, КБР, г.Нальчик, ул. Кешокова, 70) нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии мер по прекращению осуществления хозяйствующим субъектом МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» функции (полномочий) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах, то есть по выполнению властных организационных – распорядительных и контрольных полномочий, включающих прием заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение, предоставление мест (участков) для захоронения, ведение учетно-регистрационной работы, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории кладбищ, что ограничило конкуренцию на товарном рынке оказания услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (ритуальных услуг) в границах г. Нальчика, так как МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ», состоящему в конкурентных отношениях с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими  деятельность по организации похорон и представлению связанных с ними услуг (по оказанию ритуальных услуг), представлены преимущественные условия деятельности на территории городских общественных кладбищ, а деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке поставлена в зависимость от принятия МБУ «Управление ПВРУ и СМЗ» (его должностными лицами) властных организационно-распорядительных решений, то есть поставлена в зависимость о волеизъявления лица, состоящего с ним в конкурентных отношениях.

 2. Выдать Местной администрации городского округа Нальчик обязательное для исполнения предписание.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                

                           

                                                                                                       

                                                                                                 

                                                                                                                

                                                                                                     

                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны