Решение б/н Решение по делу от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

*** – заместителя руководителя-начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:

***  – главного специалиста-эксперта отдела Управления;

*** – ведущего специалиста-эксперта Управления,

рассмотрев дело № 007/05/5-464/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения рекламы на здания, находящегося по адресу: г. Нальчик, ул. Ватутина, д. 12, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ООО «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» - *** (доверенность 07АА0807392 от 27.12.2021 года),

Установила:

Актом осмотра от 13 мая 2024 года сотрудниками Кабардино-Балкарского УФАС России установлен факт распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Так, комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России зафиксирован факт распространения 13 мая 2024 года в 15 ч. 10 мин. в г. Нальчик на фасаде здания, находящегося по адресу ул. Ватутина, д. 12 рекламы следующего содержания:

«Лечебно-диагностический центр

Авиценна

Мудрость и опыт

Медицинские анализы

- по лучшим ценам

- кратчайшие сроки исполнения

- от ведущих лабораторий

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом».

Также имеются фотографии указанной рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемым медицинским услугам.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использована сравнительная характеристика «лучший», а также указано, что медицинские анализы проводятся «ведущими» лабораториями.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за размещение рекламы с признаками нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В ходе анализа рассматриваемой рекламы был проведен анализ сайта лечебно-диагностического центра «Авиценна» в сети интернет http://ldc-avicenna.ru/, где представлена ссылка на сайт отзывов https://prodoctorov.ru/nalchik/lpu/60181-avicenna/, на котором размещена лицензия на осуществление медицинской деятельности. Согласно лицензии, деятельность по предоставлению медицинских услуг осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» (далее также – Общество).

Таким образом, сделан вывод о том, что предполагаемым рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» *** ).        

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Федерального   закона   от   13.03.2006  года №   38-ФЗ   «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе определением от 07.06.2024 года                       № ЗК/2272/24 было возбуждено дело № 007/05/5-464/2024, Общество с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» было привлечено к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Рассмотрение дела было назначено на 18.06.2024 года в 11 часов 00 минут.

   На рассмотрение дела в назначенное время явился ***(доверенность № 07АА0807392 от 27.12.2021 года), который пояснил, что пациент, обратившись в офис Лечебно-диагностического центра «Авиценна» может выбрать лабораторию, в который хочет сдать свой анализ (Инвитро, Ситилаб, КДЛ, Авиценна и другие, с которыми ООО Лечебно-диагностический центр «Авиценна» предварительно заключил договоры) и цену, которую для себя считает наиболее приемлемой и лучшей, в связи с чем в рекламной информации указано «от ведущих лабораторий» и «по лучшим ценам».

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.  

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.                                                      

Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе для характеристики объекта рекламирования использована сравнительная характеристика «лучший», при этом отсутствует критерий, по которому лечебно-диагностический центр «Авиценна», используя слово «лучший», сообщает о своих преимуществах перед другими товарами, производимыми и/или реализуемыми другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе также указано, что анализы осуществляются «от ведущих лабораторий».  

Согласно толковым словарям С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, под словом «ведущий» понимается, в том числе: идущий впереди, головной; возглавляющий, главный, ключевой; стоящий первым в ряду.

Используемое в рекламной информации утверждение «от ведущих лабораторий» позволяет сделать вывод о том, что сравнение производится со всеми имеющимися лабораториями города Нальчика, а не только с лабораториями, с которыми Обществом заключены договоры.

Под некорректным сравнением понимается сравнение, построенное с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

Например, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, когда создается общее вводящее в заблуждение впечатление, при сравнении необъективных характеристик. В частности, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминаются.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Таким образом, приведенное в рассматриваемой рекламе утверждение, что медицинские анализы осуществляются «от ведущих лабораторий» по своей форме некорректно и не могут быть объективно проверено, так как реклама не содержит данных, которые позволяют установить «ведущее» положение лабораторий, с которыми Обществом заключены договоры, которые, к тому же, не указаны в рекламной информации.

На момент рассмотрения дела, Обществом не представлены доказательства демонтажа рассматриваемой рекламы.

Таким образом, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна», размещенную на фасаде здания, находящегося по адресу: г. Нальчик, ул. Ватутина, д. 12, поскольку она нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Лечебно-диагностический центр «Авиценна» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение изготовлено в полном объеме 24.06.2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны