Предупреждение №АК/1788/24 Предупреждение от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России (далее-Управление) поступило заявление ... (далее-Заявитель,  Потребитель) на действия ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Каббалкэнерго» (далее-Общество, Сетевая организация), выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора на технологическое присоединения к электрическим сетям жилого дома по адресу....

Как следует из представленных материалов, 05.01.2024г. Потребитель подал  заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям вышеуказанного жилого дома.

09.01.2024г. Общество направило в адрес Заявителя уведомление о том, что заявка не соответствует требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов сетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г.  №861 (далее - Правила №861).

11.01.2024г. после представления недостающих сведений заявка была принята в работу, и по истечении 5 дней 16.01.2024г. Сетевая организация разместила в личном кабинете Заявителя договор об осуществлении технологического присоединения, а также технические условия с соответствующими документами.

Так, согласно счету на оплату от 16.01.2024г. №42171/2024/КБФ/НалГЭС стоимость технологического присоединения энергопринимающих устройств Потребителя составляет 851 048 руб. 08 копеек.

В соответствии с расчетом платы к договору №42171/2024/КБФ/НалГЭС размер платы за технологическое присоединение рассчитывался на основании технических условий и Приказа государственного комитета по тарифам и жилищному надзору КБР от 27.12.2023г. №252 (далее – Приказ №252).

Пунктом 1  Приказа №252 утверждена льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению - для определения стоимости мероприятий в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом, пятом, восьмом пункта 17 Правил №861 в размере: с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года - 4456,27 руб. за 1 кВт (с учетом НДС); с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года - 5570,34 руб. за 1 кВт (с учетом НДС).

Для вышеуказанных заявителей плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок; стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности.

Согласно пункту 17 Правил №861 в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

В ответе на запрос Общество указывает на то, что расстояние от земельного участка Заявителя до ближайшего объекта электрической сети составляет 422м. по прямой.

Кроме того, Сетевая организация ссылается на то, что вышеуказанный объект электрической сети (ТП-157) обеспечивает электроснабжение объектов, находящихся в противоположной стороне от земельного участка Заявителя.

При этом, по мнению Общества, значительная протяженность и мощность трансформаторной подстанции технически не позволяет как осуществление присоединения и строительства низковольтной линии электропередач, так и присоединение дополнительных нагрузок.

Следует отметить, что Сетевая организация не представила в материалы дела доказательств объективной невозможности осуществить необходимые мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к названному объекту электросетевого хозяйства, а также согласно Техническим условиям от 16.01.2024г. №42171/2024/КБФ/НалГЭС, данная информация не подтверждается.

Так, в соответствии с техническими условиями от 16.01.2024г. №42171/2024/КБФ/НалГЭС Общество предлагает Заявителю выполнение следующих мероприятий:

- монтаж ВЛ-6 кВ от существующей ВЛ-6 кВ Ф-61 ПС 110 кВ Долинск до проектируемой ТП-6/0,4 кВ с установкой разъединителя, ориентировочной протяженностью 0,120 км., с использованием железобетонных стоек СВ-110 и самонесущего изолированного провода СИП сечением не менее 50 кв. мм.;

-сооружение ТП-6/0,4 кВ с установкой трансформаторной номинальной мощностью 25 кВт;

-монтаж ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-6/0,4 кВ до границы земельного участка Заявителя, ориентировочной протяженностью 0,150 км., с использованием железобетонных стоек СВ-95 и самонесущего изолированного провода СИП сечением не менее 50 кв. мм.

Таким образом, расстояние от существующей ПС 110 кВ Долинск до проектируемой ТП-6/0,4 кВ составляет 120 метров, а монтаж ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-6/0,4 кВ до границы земельного участка Заявителя ориентировочно 150 метров.

 В соответствии с вышеуказанным совокупная протяженность от существующей ПС до земельного участка Заявителя составляет 270 метров, то есть при расчете стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в отношении объектов Заявителя необходимо было применить льготную ставку за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренную пунктом 17 Правил №861 и пунктом 1 Приказа №252.

Вместе с тем, согласно пояснениям Потребителя, расстояние от земельного участка Заявителя до ближайшего объекта электрической сети составляет не более 100м. с одной стороны (на параллельной улице), а также с другой стороны (по ул.Биттирова) не более 150м.

Кроме того, Потребитель направил в адрес Управления копию счета на оплату технологического присоединения до 15 кВт  соседнего дома (находящегося в 70-80 метрах от участка Заявителя)  от 06.02.2024г.

Так, Общество выставило счет на технологическое присоединение к электрическим сетям соседнего дома на сумму 488 028 руб. 83 копейки.

 Таким образом, сумма технологического присоединения к электрическим сетям соседних домов отличается почти в два раза.

Согласно Правилам №861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

- сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

-отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

-отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

-обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами №861, с учетом особенностей, установленных разделом 3.

При этом положения указанного раздела не применяются к лицам, указанным в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.

Таким образом, указанные положения также не могут применяться в отношении энергопринимающих устройств Заявителя при технологическом присоединении к электрическим сетям.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Услуги по технологическому присоединению являются обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, ПАО «Россети Северный Кавказ» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно анализу розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2022-2023гг., проведенного Управлением в административных границах Кабардино-Балкарской Республики, доля хозяйствующего субъекта -  ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Каббалкэнерго» на данном товарном рынке в 2022г. и в 2023г. составила 92,1% и 92,6% соответственно, следовательно его положение на рынке является доминирующим.

Исходя из изложенного следует, что ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Каббалкэнерго» пользуясь своим доминирующим положением на  розничном рынке электрической энергии, произвело расчет стоимости мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям с применением стандартизированных тарифных ставок, тогда как при расчете стоимости технологического присоединения к электрическим сетям в отношении объектов Заявителя подлежит применению льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению,  предусмотренную пунктом 17 Правил №861 и пунктом 1 Приказа №252.

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В связи с изложенным, в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Каббалкэнерго», усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и Кабардино-Балкарское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ПАО «Россети Северный Кавказ»-«Каббалкэнерго» о необходимости прекращения незаконных действий в течение 10 дней со дня получения настоящего предупреждения путем:

 

- отзыва проекта договора на осуществление технологического присоединения от 16.01.2024г. №42171/2024/КБФ/НалГЭС (c cопутствующими документами);

 

- направления проекта договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, предусматривающего внесение платы за технологическое присоединение объекта Заявителя к электрическим сетям, определенного в размере минимального из следующих значений: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок; стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, в соответствии с абзацем 1 пункта 17 Правил № 861 и Приказом №252.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны