Решение (комиссия) №ЗК/1427/23 Решение по делу от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                  

Дело №007/05/5-265/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня  2023 года

В полном объеме решение изготовлено 215июня 2023  года

 

 

Решение по делу №007/05/5-265/2023

15 июня 2023 года                                                                                  г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Кунижевой  З.З. – заместителя руководителя-начальника отдела Управления;

Членов Комиссии:

Кодзокова И.А. –главного специалиста-эксперта Управления;

Шогеновой М.М. – ведущего специалиста-эксперта Управления,

 

            рассмотрев дело №007/05/5-265/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламного баннера на фасаде здания по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кулиева, д.9, с рекламой услуг сопровождения банкротства, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",   

 

в отсутствие лиц, привлекаемых к участию в настоящем деле,

 

 

Установила:

 

На заседании Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) были представлены к обсуждению рекламные конструкции, расположенные в г. Нальчике с признаками нарушения законодательства о рекламе. В соответствии с Протоколом от 20.03.2023 г. (даты обнаружения нарушения законодательства РФ о рекламе) Управлению рекомендовано принять меры, предусмотренные законодательством РФ.

Рассмотрев представленные материалы, установлено, что по ряду фактов имеются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Далее – Закон о рекламе).

Так, в г. Нальчике на пр. Кулиева, д.9, на фасаде здания располагается рекламный баннер следующего содержания: «У вас много кредитов??? Нечем платить? Существует лишь один способ, который позволяет списать долги без согласия на то кредиторов. Это процедура банкротства. С помощью федерального закона №127 освободим от долгов:

  •   Перед банками
  •   Судебными приставами
  •   Перед МФО, ЖКХ
  •   …

Для консультации звоните: +7 (965) ***»

Указанная реклама содержит признаки нарушения  части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), поскольку в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно – о последствиях банкротства, в то время как в соответствии с указанной нормой  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Также указанная реклама гарантирует списание всех без исключения долгов гражданина, что может рассматриваться как введение в заблуждение потребителя рекламы. 

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования рассматриваемой рекламы являются услуги по списанию долгов. Однако, исходя из содержания рекламы невозможно установить характер рекламируемых услуг и лицо, которое будет «освобождать» от долгов.

Из законодательства о банкротстве следует, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, то есть юристы не имеют полномочий на списание долгов. В деле о банкротстве судом утверждается арбитражный управляющий (финансовый управляющий), участие которого в деле о банкротстве граждан является обязательным. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. При этом существует перечень обязательств, освобождение от которых невозможно (ч. ч. 4, 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина, и выявленное и приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (исключение - имущество, на которое нельзя обратить взыскание).

Обещание освободить физическое лицо от долгов и требований кредиторов при отсутствии информации о последствиях процедуры банкротства для должника способно сформировать у потребителей рекламы представление, что можно брать долги и их не отдавать, ввести в заблуждение относительно обязанности погасить долг перед кредитором, в том числе за счет принадлежащего должнику имущества, чтобы такой долг был в итоге списан.

Согласно позиции ФАС России N КТ/106046/22, в подобной рекламе, банкротство граждан позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, в рекламе даются не основанные на законе гарантии списания всех без исключения долгов гражданина и сохранения имущества должника, что в ряде случаев может рассматриваться как введение в заблуждение в связи с отсутствием части существенной информации, что запрещено частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Ответственность за нарушение указанной статьи Закона о рекламе несет рекламодатель. Дата совершения нарушения – дата обнаружения рекламы, содержащей признаки нарушения, т.е. 20.03.2023 г. (Протокол заседания Общественного совета при Управлении от 20.03.2023 г.).

Сотрудником Управления был совершен звонок по указанному в рекламе номеру телефона в целях установления лица, предоставляющего указанные в рекламе услуги. На звонок ответила девушка, представившаяся помощником адвоката, а также сообщила, что указанные услуги оказывает ***. 

После этого, путем введения в поисковую строку браузера Гугл Хром сочетания слов ***, в результатах поиска была обнаружена страница сайта Авито, где рекламировались услуги ***, была размещена его личная фотография, а также была размещена фотография рассматриваемого рекламного баннера.

Таким образом, предполагаемым рекламодателем вышеуказанной рекламы был признан ***. 

Учитывая изложенное, основываясь на указанных обстоятельствах, было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

  Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе №ЗК/340/23 от 03.04.2023 г. рассмотрение дела было назначено на 12.04.2023 г. в 12 ч. 10 мин. *** привлекался к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе – предполагаемого рекламодателя указанной рекламы.  Однако *** на рассмотрение не явился.

В связи с отсутствием у Комиссии доказательства уведомления лица, в отношении которого возбуждено настоящее дело, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Определением о продлении срока рассмотрения дела №ЗК/525/23 от 12.04.2023 г. рассмотрение дела было отложено на 12.05.2023 г. в 11 ч. 00 мин.

В связи с отсутствием кворума 12.05.2023 г. для рассмотрения дела о нарушении законодательства РФ о рекламе, руководствуясь пунктом 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с которым в случае невозможности рассмотрения дела в назначенный срок антимонопольный орган извещает лиц, участвующих в деле, о новой дате, времени и месте его рассмотрения,  Извещением №ЗК/915/23 от 10.05.2023 г. была назначена новая дата рассмотрения настоящего дела – 22.05.2023 г. в 15 ч. 00 мин. по адресу.

17.05.2023 г. в Управление поступило Объяснение б.н. от А***, в связи с чем Извещением от 19.05.2023 г. №ЗК/1031/23 она была привлечена к участию в рассмотрении дела, назначенного на 22.05.2023 г. в 15 ч. 00 мин., в качестве лица, располагающего сведениями.

В Объяснении А***, что по обращению к ней частнопрактикующего юриста, чьи анкетные данные она не помнит за давностью произошедшего, с предложением заняться оказанием услуг физическим лицам в сфере банкротства, указанное лицо изготовило рекламный  баннер и разместило его на фасаде здания, в котором располагается ее офис. Также, по ее словам, текст рекламы с ней не согласовывался, и договор на размещение рекламы она ни с кем не заключала, а где и кем изготавливался рекламный баннер ей неизвестно.

22.05.2023 г. в 15 ч. 00 мин. на рассмотрение дела ни ***., ни А***, будучи уведомленными надлежащим образом, не явились.

В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия рассмотрение дела №007/05/5-265/2023 отложила и назначила его к рассмотрению на 08.06.2023 г. в 15 ч. 00 мин.

Далее, Управлением был направлен запрос №ЗК/1051/23 в Кабардино-Балкарский союз потребительских обществ (далее – Каббалкреспотребсоюз) с целью установления лица, разместившего рассматриваемую рекламу.

В ответ на направленный запрос письмом от 29.05.2023 г. №15-П  Председатель Правления Каббалкреспотребсоюза сообщила, что разрешение на размещение рекламного баннера на фасаде здания никому не выдавалось, исходя из чего она не располагает информацией о лице, разместившем рекламу.

Тем не менее, несмотря на то, что рекламодатель остается неустановленным, рассматриваемая реклама с признаками нарушения была демонтирована, что зафиксировано Актом осмотра фасада здания от 05.05.2023 г.

 

Таким образом,      руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального  закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

 

Производство по делу №007/05/5-265/2023 прекратить в связи невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом дел, возбужденных  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 15.06.2023 г.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны