Решение №007/07/3-1251/2020 решение и предписание от 11 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

№ФЗ223-05-732/2020

 

 

Решение

по делу №007/07/3-1251/2020

16.12.2020г.                                                                                               г.Нальчик

резолютивная часть решения объявлена 11.12.2020г.

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

в отсутствии индивидуального предпринимателя (далее – заявитель, ИП), общества с ограниченной ответственностью «ЭТП» (далее – оператор электронной площадки), надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы ИП уведомлениями №05/5653 от 27.11.2020г., №05/5750 от 03.12.2020г., в том числе путем размещения информации о рассмотрении жалобы ИП на официальном сайте Кабардино-Балкарского УФАС России по адресу: www. kbг.fas.gov.гu;

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» (далее – заказчик, ООО «ЭГРК») рассмотрев жалобу ИП на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме №32009693579 «Выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение»(далее – запрос предложений в электронной форме, запрос предложений,  закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ч.10, 12 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»      (далее – Закон о закупках), ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

Установила:

 

В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме.

Согласно жалобе заявителя, при формировании запроса предложений в электронной форме заказчиком допущены нарушения положений Закона о закупках, что вводит участников закупки в заблуждение, в последующем ущемляют права и законные интересы ИП как субъекта предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить торги до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; признать в действиях заказчика нарушения Закона о закупках; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках путем внесения изменений в документацию запроса предложений в электронной форме.

В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлениями были извещены ИП а также представители заказчика, оператора электронной площадки об отсутствии необходимости присутствия на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.

10 декабря 2020 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП согласно которым 27 ноября 2020 года в извещение о проведении запроса предложений и документацию запроса предложений внесены изменения в п.п.1, 5-7, 10-20 доводов жалобы, которые в последующем размещены в единой информационной системе и на официальном сайте оператора электронной площадки. В соответствии с ч.4 ст.2 Закона о закупках закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупке), решением о присоединении к Положению о закупке, принятого от 19 января 2018 года общим собранием участников ООО «ЭГРК», решением о присоединении к изменениям, внесенным в Положение о закупке, принятого Советом директоров от 21 мая 2018 года, 19 июля 2018 года, 14 января 2019 года, 23 мая 2019 года, 17 января 2020 года, 18 сентября 2020 года. Документация запроса предложений в электронной форме подготовлена в соответствии с требованиями Закона о закупках, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, и нормами Положения о закупке.

Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц пришла к следующим выводам.

18.11.2020г.в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован запрос предложений в электронной форме №32009693579 «Выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение» для неограниченного круга лиц путем размещения извещения о проведении запроса предложений в электронной форме и документации запроса предложений в электронной форме с начальной (максимальной) ценой договора – 13 344 344, 40 рублей.

В извещении о проведении запроса предложений в электронной форме предусмотрено: дата начала срока подачи заявок - 18.11.2020г.; дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2020г. в 10:00ч.; дата рассмотрения заявок – 11 декабря 2020 года; дата оценки и сопоставления, подведения итогов закупки – 16 декабря 2020 года; срок заключения договора - 20 дней, но не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.

Согласно ч.10 ст.3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом особенностей, установленных ст.4 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

На основании ч.11 ст.3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Исходя из ч.1 ст.1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 Закона о закупках (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (ч.1 ст.2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.3.1 и 3.2 ст.3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона о закупках).

В рамках ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.3.1 и 3.2 ст.3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Ч.8 ст.4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст.3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных ст.ст.3.3 и 3.4 Закона о закупках (ч.1 ст.3.2 Закона о закупках).

1.27 ноября 2020 года в извещение о проведении запроса предложений в электронной форме и документацию запроса предложений в электронной форме внесены изменения в п.п.1, 5,7, 10-20 доводов жалобы, которые в последующем размещены в единой информационной системе и официальном сайте оператора электронной площадки.

П.п.1, 5-7, 10-20 доводов жалобы ИП заказчиком приведены в соответствие с нормами Закона о закупках, Положения о закупке.   

2.Согласно п.11 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Дата начала – дата окончания срока предоставления разъяснений извещения, документации о закупке, указанные в п.24 информационной карты документации о закупке, определены в соответствии с требованиями п.п.12.4.2(2) Положения о закупке, п.4.3.3 документации о закупке.

В соответствии с ч.23 ст.3.2 Закона о закупках и требованиями приложения №2 к Положению о закупке извещение об осуществлении закупки и документации о закупке размещены в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до проведения такого запроса, а с учетом внесения изменений срок проведения закупки был продлен таким образом, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок предусмотрено не менее половины срока подачи заявок. Дата окончания приема заявок установлена 9 декабря 2020 года (ранее 30 ноября 2020 года), руководствуясь нормами Положения о закупке и документацией о закупке, дата окончания срока предоставления разъяснений документации о закупке установлена не позднее, чем за 1 (Один) рабочий день до даты окончания срока подачи заявок, тем самым заказчик предоставит ответ на разъяснения в сроки, не превышающие 3 (Трех) рабочих дней.

Исходя из требований п.п.12.4.2(2) Положения о закупке, п.4.3.3 документации о закупке датой окончания срока предоставления разъяснений документации о закупке является 7 декабря 2020 года (ранее 26 ноября 2020 года).

3.Положения п.п.4.6.1-4.6.6 документации о закупке устанавливают требования к описанию продукции, то есть к товарам, работам, услугам и иным объектам гражданских прав, приобретаемых заказчиком на возмездной основе, обязательных в соответствии с п.10.6 Положения о закупке. В соответствии с п.10.6.3 Положения о закупке, п.4.6.1 документации о закупке, п.13 Информационной карты (разд.6 документации о закупке) описание продукции предоставляется в виде согласия (декларации) участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений - по форме технического предложения, установленной в подразделе 7.2 документации о закупке.

Пункты 4.11.4, 4.11.5 документации о закупке установлены в соответствии с требованиями ч.5.2 ст.3 Закона о закупках, в которой указано, что при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара.

4.В соответствии с п.19.16.1 Положения о закупке заказчик I группы обязан учитывать особенности участия субъектов МСП в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Закупка у субъектов МСП осуществляется путем проведения способа закупки, предусмотренного п.п.19.16.3(1), участниками которой являются любые участники закупки, в том числе субъекты МСП.

В п.19.16.4 Положения о закупке установлено обязательство участников закупки декларировать отнесение к субъектам МСП в случае отсутствия сведений об участнике закупки в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.п.4.14.13(1) документации о закупке закупочная комиссия при осуществлении полномочий по рассмотрению заявок участников на соответствие требованиям документации о закупке отклоняет заявку участника процедуры закупки по основанию непредставления в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте (за исключением сведений, подтверждающих статус субъекта МСП, в случае отсутствия в п.18 информационной карты установленных организатором особенностей участия субъектов МСП в проводимой закупке, а также копий документов, требующихся исключительно для целей оценки и сопоставления заявок); нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию заявки.

5.На основании ч.10 ст.3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.

Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке (ч.11 ст.3.2 Закона о закупках).

В п.п.4.14.9-4.14.12 документации запроса предложений в электронной форме и п.12.8.5(2) Положения о закупке предусмотрено, что при выполнении мероприятий, предусмотренных п.п.4.14.8(1) - 4.14.8(5), секретарь ЗК до принятия ЗК решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке направляет участникам процедуры закупки с использованием программно-аппаратных средств ЭТП дозапрос с соблюдением следующих требований:

1)дозапрос направляется в отношении документов и сведений, предоставление которых предусмотрено п.1) (за исключением сведений, касающихся цены договора, предложения участника в отношении предмета закупки и иных условий исполнения договора), 3) – 9) Приложения № 3 к Информационной карте, в случаях: отсутствия в составе заявки требуемых документов и сведений; предоставление требуемых документов и сведений не в полном объеме; наличия неустранимых противоречий в представленных документах и сведениях; нечитаемости представленных документов и сведений;

2)дозапрос не может направляться, а участники процедуры закупки не вправе представлять уточненные документы и сведения, изменяющие предложенную участником процедуры закупки цену договора, условия исполнения договора;

3)дозапрос направляется всем участникам процедуры закупки, в отношении которых ЗК может быть принято решение об отказе в допуске к участию в закупке в связи с выявлением обстоятельств, указанных в подп.4.14.9(1);

4)дозапрос направляется однократно;

5)в дозапросе устанавливается срок для предоставления документов и сведений, который должен быть одинаковым для всех участников процедуры закупки и не может быть менее 1 (одного) и более 2 (двух) рабочих дней после направления дозапроса;

6)документы и сведения, полученные от участников процедуры закупки по итогам дозапроса, являются неотъемлемой частью заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, при установлении п.п.4.14.9-4.14.12 в документации запроса предложений в электронной форме не учтено, что возможность участия в запросе предложений в электронной форме с учетом п.п.4.14.9-4.14.12 документации о закупке зависит от волеизъявления заказчика, поскольку применение заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников конкурса.

Кроме того, в Положении о закупке и документации о закупке не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения дозапросов информации в отношении конкретного участника закупки в зависимость от решения заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Из положений документации о закупке не представляется возможным определить, какой объем сведений необходимо представить участником в случае получения от заказчика запроса о предоставлении дополнительных документов, так как в документации о закупке отсутствуют критерии, по которым участник мог бы определить объем сведений для корректной подачи ответа заказчику на запрос разъяснений.

Заказчиком самостоятельно определена последовательность проведения закупки, соответственно, те заявки, которые по своему содержанию и представленным документам не соответствуют положениям документации о закупке подлежат отклонению, а возможность осуществить дозапрос недостающих документов и более того, получить информацию по разъяснению поданной заявке, которая может изменять ее суть противоречат положениям Закона о закупках, в частности, не соответствует принципу равноправия участников закупки ввиду того, что данное требование может быть применено не в равной степени ко всем участникам закупки.

Более того, если заявка участника закупки не соответствует положениям документации о закупке, то такая заявка отклоняется заказчиком в этом и есть проявление конкуренции и надлежащего отбора участников закупки, отвечающих потребностям заказчика.

Вместе с тем, при установленных требованиях, которые позволяют заказчику двойственно толковать разработанную им документацию, возможно отклонение одного участника за непредставление информации, подлежащей представлению, тогда как второму участнику по данному требованию могут направить запрос о необходимости представления дополнительной информации к уже поданной заявке.

Соответственно, предусмотренное в п.п.4.14.9-4.14.12 документации запроса предложений в электронной форме право на дозапрос недостающих документов противоречит положениям ч.1 ст.2, п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках.

В силу ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в частности: 1)информационная открытость закупки; 2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг                    (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Правовая позиция подтверждается решением ФАС России от 12.05.2020г. по делу №223ФЗ-335/20, решением ФАС России от 17.03.2020г. по делу №223ФЗ-199/20, решением ФАС России от 15.05.2019г. по делу №223ФЗ-501/19, а также судебной практикой, в частности, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.09.2019 №Ф05-13743/2019, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2019 №Ф05-4658/2019.

В определении Верховного суда Российской Федерации №305-ЭС20-7 от 04 марта 2020 года говориться: «Вместе с тем, суды отметили, что действия заказчика, установившего положения о праве заказчика осуществлять запросы информации в отношении участников закупки, противоречат подпункту «б» пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках».

6.Критерии отбора заявок, описанные в п.27 информационной карты документации о закупке, установлены в соответствии с требованиями п.12.8 Положения о закупке, в том числе и в п.п.27.4 информационной карты документации о закупке устанавливает требования к рассмотрению заявок участников на предмет соблюдения порядка описания продукции, установленного в п.п.4.6, 7.2 документации о закупке, п.13 информационной карты документации о закупке.

7.В п.1.6 приложения №1 к информационной карте «Требования к участникам закупки» и в п.4.3 проекта договора заказчиком установлено требование о предоставлении копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №86 от 04.03.2019г.

В п.10 Технического задания на выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение, а также в локальном сметном расчете 01-02-01 заказчиком предусмотрены следующие виды работ: валка и дробление древесно-кустарниковой растительности в щепу; корчевка пней; обивка земли с выкорчеванных пней; вывозка пней; засыпка ям подкоренных бульдозерами; ручная планировка откосов; погрузка, вывоз, утилизация древесных остатков.

Приказом Минрегиона РФ №624 от 30.12.2009г. утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В главе 3 приказа Минрегиона РФ №624 от 30.12.2009г. предусмотрены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, в частности, к подготовительным работам относятся разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей; строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений; устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов (опоры) стационарных кранов; установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.

К земляным работам относятся механизированная разработка грунта; разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве; разработка грунта методом гидромеханизации; работы по искусственному замораживанию грунтов; уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками; механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов; работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.

Работы, предусмотренные в п.10 технического задания документации о закупке, не входят в Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона РФ №624 от 30.12.2009г.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе (ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе).

На основании ч.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Исходя из буквального толкования ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами саморегулируемых организаций в том случае, если предметом договора являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Как указано в извещении о проведении закупки, так и в документации о закупке предметом договора является выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение.

Учитывая, что предмет договора не является строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, то, соответственно, требование о предоставлении копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №86 от 04.03.2019г., является неправомерной.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч.6 ст.3 Закона о закупках).

8.Односторонний отказ от договора установлен в соответствии с требованиями ч.1 ст.450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для одностороннего отказа от исполнения договора достаточно указания на возможность такого отказа в соглашении сторон.

В п.п.14 и 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что, если в государственном (муниципальном) контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ, отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права.

В силу ч.1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления контрагента. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или практики взаимоотношения сторон (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54).

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ч.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, установленные заказчиком условия одностороннего отказа от договора, соответствуют нормам законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования      (ч.3 ст.3 Закона о закупках).

Верховный Суд РФ отмечает, что полномочия антимонопольного органа ограничены доводами жалобы, поэтому ФАС России не может выходить за их пределы и устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика. Верховный Суд РФ также указывает, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона №135-ФЗ (п.п.17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона №223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018г.).

В соответствии ч.14 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного ч.14.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный ч.14 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (14.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с отсутствием получения дополнительной информации, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Решила:

 

1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной в части.

2.Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» нарушения ч.1 ст.2, п.1 и 2 ч.1 ст.3, ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», Единой комиссии общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», обществу с ограниченной ответственностью «ЭТП» предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.

4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Предписание

по делу №007/07/3-1251/2020

16.12.2020г.                                                                                                   г.Нальчик

резолютивная часть предписания объявлена 11.12.2020г.

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

в отсутствии индивидуального предпринимателя (далее – заявитель, ИП), общества с ограниченной ответственностью «ЭТП» (далее – оператор электронной площадки), надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения жалобы ИП уведомлениями №05/5653 от 27.11.2020г., №05/5750 от 03.12.2020г., в том числе путем размещения информации о рассмотрении жалобы ИП на официальном сайте Кабардино-Балкарского УФАС России по адресу: www. kbг.fas.gov.гu;

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» (далее – заказчик, ООО «ЭГК») рассмотрев жалобу ИП на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме №32009693579 «Выполнение подготовительных работ по строительству автомобильной дороги на Тырныаузское вольфрамо-молибденовое месторождение» (далее – запрос предложений в электронной форме, запрос предложений,  закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ч.10, 12 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»      (далее – Закон о закупках), ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», а также на основании своего решения по делу №007/07/3-1251/2020 от 16.12.2020г.,

 

Предписывает:

 

1.Обществу с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», Единой комиссии общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат»:

а)отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса предложений в электронной форме (при наличии события);

б)внести изменения в документацию запроса предложений в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также с учетом замечаний, изложенных в решении по делу  от №007/07/3-1251/2020 от 16.12.2020г., в частности:

-исключить из документации запроса предложений в электронной форме, проекта договора положения п.1.6 Приложения №1 к информационной карте запроса предложений в электронной форме, п.4.3 проекта договора;

-исключить из документации запроса предложений в электронной форме п.п.4.14.9, 4.14.10, 4.10.11, 4.10.12;

-исключить из документации запроса предложений в электронной форме санитарные нормы и правила, утратившие силу;

в)назначить новые даты и время окончания подачи заявок; рассмотрения заявок; оценки и сопоставления; подведения итогов закупки, а также разместить соответствующую информацию в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке.

2.Обществу с ограниченной ответственностью «ЭТП» обеспечить исполнение обществом с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», Единой комиссией общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат» требования пункта 1 настоящего предписания.

3.Обществу с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», Единой комиссии общества с ограниченной ответственностью «Эльбрусский горнорудный комбинат», обществу с ограниченной ответственностью «ЭТП» в срок до 28.12.2020г. представить в Кабардино-Балкарское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1-2 настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (8662) 409-309 и по электронной почте — Email: to07-Kalyakov@fas.gov.ru. 

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Договор не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

  

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны