Решение №06/558 нарушение п.10 части 1 ст.10 ФЗ №135 от 4 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

ООО «Промжелдортранс» 360024, КБР, г.Нальчик,

 Промышленный проезд 1-й

 

Заявитель:

АО «Металлоторг»

 

Юрид.адрес:150023, Ярославская область, г.Ярославль, ул.Гагарина, д.75

 

Почт.адрес:111141, г.Москва, ул.Кусковская, д.20А

 

Дело №06/83-18

РЕШЕНИЕ

04 февраля 2019 года                                                                                г. Нальчик

 

                 Резолютивная часть оглашена 22 января  2019 года

                 В полном объеме изготовлено 04 февраля 2019 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Членов Комиссии:                                                                                                                                                                                                                         

 

в отсутствие заявителя АО «Металлоторг» уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;

в отсутствие ответчика ООО «Промжелдортранс», уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело №06/83-18 по признакам нарушения ООО «Промжелдортранс», статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило заявление АО «Металлоторг» (Юрид.адрес:150023, Ярославская область, г.Ярославль, ул.Гагарина, д.75; Почт.адрес:111141, г.Москва, ул.Кусковская, д.20А) с жалобой на действия ООО «Промжелдортранс», связанные с необоснованным повышением цен и тарифов на услуги выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, а так же использовании цен и тарифов которые не установлены в установленном законодательством порядке.

Вместе с заявлением АО «Металлоторг» представлены следующие документы.

- письмо АО «Металлоторг» № 6/02/42 от 07.02.2017г. направленное в адрес ООО «Промжелдортранс»;

- письмо ООО «Промжелдортранс» №37 от 27.02.2018г. направленное в адрес АО «Металлоторг»;

- договор на подачу и уборку вагонов от 09.07.2011г., заключенный между ООО «Промжелдортранс» и АО «Металлоторг»;

- письмо уведомление ООО «Промжелдортранс» №57 от 07.06.2018г. направленное в адрес АО «Металлоторг»;

- дополнительное соглашение к договору на подачу и уборку вагонов от 09.06.2011г.№27.

Согласно заявлению АО «Металлоторг» занимается предпринимательской деятельностью и пользуется железнодорожными путями, которые принадлежат ООО «Промжелдортранс» примыкающие к станции «Нальчик» Северо-Кавказских железных дорог. При этом договоры заключаются по ценам установленным ООО «Промжелдортранс» самостоятельно, установленного тарифа установленного в соответствии с действующим законодательством, не имеется. 

По результатам анализа заявления АО «Металлоторг», а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу о том, что в действиях ООО «Промжелдортранс» содержатся признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в самостоятельном установлении тарифов (цен) и взимании платы на услуги выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования (маневровые работы в пределах железнодорожной станции, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование), которые не установлены в установленном законодательством порядке, что ущемляет права и интересы АО «Металлоторг», а также интересы иных хозяйствующих субъектов пользующихся данной услугой.

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР №202 от 27.07.2018г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в отношении ООО «Промжелдортранс»  было возбуждено дело №06/83-18 по признакам нарушения  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 06.08.2018г. №06/2623 дело №06/83-18 было назначено к рассмотрению на 20.09.2018г. К участию в рассмотрении дела №06/83-18 в качестве ответчика было привлечено ООО «Промжелдортранс», в качестве заявителя АО «Металлоторг».

ООО «Промжелдортранс» письмом №87 от 17.09.2018г. представило посменные пояснения. В своих пояснениях ООО «Промжелдортранс» указывает, что тарифы на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных путях необщего пользования устанавливаются Обществом самостоятельно.

Определением от 25.09.2018г. рассмотрение дела №06/83-18 отложено на 23.10.2018г.

Определением от 26.10.2018г. рассмотрение дела №06/83-18 отложено на 29.11.2018г.

Определением от 03.12.2018г. рассмотрение дела отложено на 22.01.2019г. в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.

На рассмотрение дела 22.01.2019г. стороны, уведомленные надлежащим образом о дате и времени на рассмотрение дела, не явились.

Комиссия Управления, изучив представленные Заявителем и Ответчиком  материалы пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из материалов дела ООО «Промжелдортранс» осуществляет железнодорожные перевозки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ООО «Промжелдортранс», и примыкающих к железнодорожным путям общего пользования станции «Нальчик» Северо-Кавказских железных дорог через стрелку 221, на территории города Нальчик Кабардино-Балкарской Республики.

Между Заявителем АО «Металлоторг» и ООО «Промжелдортранс» заключен договор на подачу и уборку вагонов от 09.07.2011г.

В соответствии с пунктом 1 Договора стороны договорились осуществлять подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего исполнителю, примыкающему к станции «Нальчик» СКЖД через стрелку 221, локомотивом Исполнителя.

В пункте 17 договора установлена плата за следующие услуги:

- сбор за подачу и уборку вагонов 110 руб. за тонну перевезенного груза;

- сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов за 1 час работы 1 356 руб.;

- сбор за подачу вагонов на взвешивание за 1 вагон 1008 руб.

В пункте 28 договора стороны установили, что договор начинает действовать с 09.07.2011 года. В случае если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора за две недели до истечения срока его действия, договор считается продленным на неопределенный срок.

Дополнительным соглашением к договору на подачу уборку вагонов  от 01.04.2012г. изменены тарифы, а именно: за подачу и уборку вагонов 119,34 руб.

ООО «Промжелдортранс» письмом от 20.01.2013 года уведомило АО «Металлоторг» об увеличении тарифов на следующие услуги: подачу и уборку вагонов – 141,88 руб.  за тонну; маневровая работа 1456 руб.  за 1 час работы; подача и уборка вагонов на весовой терминал 1 079 руб.

21.07.2015г. ООО «Промжелдортранс» и  АО «Металлоторг» заключили дополнительное соглашение об увеличении тарифов на следующие услуги: подача и уборка вагонов – 179,48 руб.; маневровая работа 1835 руб.; взвешивание одного вагона 1 365 руб.

АО «Металлоторг» 07.02.2018г. обратилось  к ООО «Промжелдортранс»  письмом с просьбой предоставить копию акта органа исполнительной власти  Кабардино-Балкарской Республики, установившего тариф на услуги пользования железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ООО «Промжелдортранс».

ООО «Промжелдортранс» письмом №37 указало АО «Металлоторг», об отсутствии акта органа исполнительной власти  Кабардино-Балкарской Республики, которым установлены цены на услуги пользования железнодорожными путями необщего пользования.

ООО «Промжелдортранс» письмом №57 от 07.06.2018 года уведомило АО «Металлоторг» об увеличении тарифов на следующие услуги: подача и уборка вагонов – 217,17 руб.  за тонну; маневровая работа 2 220, 35 руб.  за 1 час работы; подача и уборка вагонов на весовой терминал 1 651,65 руб. Факт оплаты подтверждается счет фактурой №00000123 от 30.09.2018г., а также платежным поручением от 05.10.2018г.

Таким образом, установлено, что ООО «Промжелдортранс» самостоятельно устанавливало цены (тарифы) на услуги пользования железнодорожными путями необщего пользовании, оказывало данные услуги и получало плату за них.

Указанное также подтверждается Приказом ООО «Промжелдортранс» №8 «в»-пр от 30.05.2018г., которым с 18.06.2018г.  самостоятельно установлены тарифы в размере: подача и уборка вагонов – 217,17 руб.  за тонну перевезенного груза; маневровая работа 2 220, 35 руб.  за 1 час работы; взвешивание одного вагона - 1 651,65 руб.

Вместе с тем, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) установлены, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в порядке, установленном для субъектов естественных монополий, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.

При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов; предоставление вагонов, контейнеров в пользование; обеспечение погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования).

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Таким образом, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие на территории Кабардино – Балкарской Республики транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленные Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношений субъектов естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 1.3 названного Порядка, а именно проводится  краткий обзор рынка, который должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

в) определение географических границ товарного рынка.

На основании изложенного установлен временной интервал исследования как ретроспективный (с 01.01.2017г. по 30.11.2018г.)

В силу положений абзаца 14 пункта 1.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка, функционирующего в условиях естественной монополии, производилось согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

К сферам деятельности субъектов естественных монополий, согласно пункту 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, отнесены, в том числе, железнодорожные перевозки.

Основным видом деятельности ООО «Промжелдортранс» является «Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки» (код ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 49.20). Эта группировка включает  перевозку грузов по железнодорожным путям общего пользования и необщего пользования

В статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определено, что железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Таким образом продуктовыми границами товарного рынка является услуги по предоставлению в пользование железнодорожного подъездного пути необщего пользования.

Географическими границами товарного рынка является территория, принадлежащая ООО «Промжелдортранс», на которой располагаются его железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования станции «Нальчик» Северо-Кавказских железных дорог через стрелку №221, на территории города Нальчик Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и п. 12.5 Порядка доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного, на ООО «Промжелдортранс» налагаются запреты и нормы, установленные действующим антимонопольным законодательством, в том числе требования статьи 10 Федерального закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела  № 06/83-18 от 03.12.2018. В силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции  лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Каких либо возражений в адрес Управления от ООО «Промжелдортранс» не поступало.

При этом 09.01.2018г. в адрес Управления от АО «Металлоторг» поступило заявление  с просьбой прекратить рассмотрение жалобы.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии); ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; смерти физического лица - единственного ответчика по делу; наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия); истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в материалах рассматриваемого дела отсутствует хотя бы одно из вышеупомянутых пунктов. В связи с чем, у Комиссии отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела.

С учетом изложенного, обстоятельства, установленные Комиссией в рамках рассматриваемого дела, позволяют квалифицировать действия ответчика как нарушающие часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «Промжелдортранс», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов (цен) и взимании платы на услуги выполняемые на железнодорожном подъездном пути необщего пользования (маневровые работы в пределах железнодорожной станции, подача и уборка вагонов, предоставление вагонов, контейнеров в пользование), которые не установлены в установленном законодательством порядке, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

  1. Выдать ООО «Промжелдортранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны