Решение №РГ/3006/23 Решение по делу от 4 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы по

Кабардино-Балкарской

Республике

ул. Тарчокова, 18, г. Нальчик, 360030

тел.(8662) 40-95-83, факс (8662) 40-92-82

e-mail: to07@fas.gov.ru

www.kbr.fas.gov.ru

______________ № ___________

На № __________ от ___________

 

Ответчик:

Муниципальное учреждение

«Местная администрация

сельского поселения

Верхний Акбаш»

Терского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики

361224, КБР, Терский район,

с. Верхний Акбаш, ул. Ленина, д. 27

Заинтересованное лицо:

Общество с

ограниченной ответственность «Акбаш»

361224, КБР, Терский район,

с. Верхний Акбаш, ул. Ленина, д. 27

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №007/01/15-552/2023

Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года

г. Нальчик

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя:

– заместителя руководителя Управления;

Членов Комиссии:

– начальника отдела Управления;

– главного специалиста-эксперта отдела Управления,

при участии представителя ответчика – "..." (глава местной администрации) и "..." (доверенность №1 от 20.08.2023),

рассмотрев дело №007/01/15-552/2023, возбужденное в связи с наличием в действиях муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Верхний Акбаш» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Кабардино-Балкарскому УФАС России (далее – Управление) по результатам заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению законности в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса рекомендовано проанализировать заключенные органами местного самоуправления с субъектами хозяйствования договоры аренды в отношении объектов водоснабжения, а также решить вопрос о наличии оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В этих целях Управлением в адрес Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору направлен запрос о предоставлении документов, предоставленных хозяйствующими субъектами, владеющими объектами водоснабжения, с целью установления соответствующих тарифов.

Так, согласно представленным материалам, между муниципальным учреждением «Местная администрация сельского поселения Верхний Акбаш» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее – администрация) и обществом с ограниченной ответственностью «Акбаш» 19 ноября 2013 года заключен договор аренды муниципального имущества №02-13.

По акту приема-передачи от 20.11.2013, приложенному к договору, передано соответствующее имущество (далее – объекты централизованных систем холодного водоснабжения):

– трубы водопроводные (сталь, д=100);

– трубы водопроводные (чугун, д=100);

– водопровод Верхний Акбаш площадка резервуара 2х1000 м3;

– гидроиспускательные вантуза и колодец опорожнения;

– трубы водопроводные (сталь, д-219);

– резервуары;

– фильтры поглатительные;

– железобетонная ограда;

– ВЛ-КТП-160;

– насосная станция 1 подъема (скважина 70312);

– ж/б резервуар 500 м3;

– насосная станция 2 подъема.

Согласно пункту 1.2 договора имущество передается на срок от 19.11.2013 по 18.11.2018. При этом пункт 1.3 предполагает возможность пролонгации договора на неопределенный срок при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Как установлено Комиссией, на момент рассмотрения материалов, объекты централизованных систем холодного водоснабжения находятся во владении общества с ограниченной ответственностью «Акбаш». Таким образом, названный договор автоматически пролонгирован.

По результатам рассмотрения материалов, усмотрев в бездействии администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Управлением 02.05.2023 выдано предупреждение о прекращении местной администрацией действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения всех действий, направленных на возврат преданного обществу с ограниченной ответственностью «Акбаш» по договору аренды муниципального имущества №02-13 от 19.11.2013 имущества администрации.

Согласно предупреждению указанные действия необходимо было осуществить в течение 30 рабочих дней с момента его получения.

Предупреждение получено местной администрацией 06.05.2023, следовательно, крайним днем срока выполнения предупреждения надлежит считать 21.06.2023.

По состоянию на 05 июля 2023 года в Управление сообщений от администрации о выполнении предупреждения в установленный срок не поступало. Иных подтверждений выполнения предупреждения не имеется.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закон о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 05 июля 2022 года №71/23 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в связи неисполнением местной администрацией предупреждения от 02.05.2023 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Управления, принимая во внимание имеющиеся материалы, пришла к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции к функциям антимонопольных органов относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.

Нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий, подлежат антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении водоотведении) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьями 41.1 – 41.4 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

Как установлено частью 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Также, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) закон связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

Согласно части 2 той же статьи в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

В свою очередь, отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Как установлено частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения могла быть осуществлена органом местного самоуправления только путем проведения конкурсных процедур.

Вместе с тем, договор аренды муниципального имущества №02-13 от 19.11.2013 имущества заключен с обществом с ограниченной ответственностью без проведения торгов (конкурсов).

В случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»).

Учитывая вышеизложенное, договор аренды, заключенный 19.11.2013 сроком на 5 (пять) лет, не мог быть пролонгирован – администрации следовало возвратить переданное по договору имущество и предоставить его при необходимости определенному хозяйствующему субъекту в порядке проведения конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Объекты централизованных систем холодного водоснабжения могли быть предметом конкурса на право заключения договора аренды, концессионного соглашения.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 №14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Передача государственного или муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду, безвозмездное пользование, концессию или иному договору в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурентных процедур, создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

В ходе заседаний Комиссии представители ответчика сообщили, что договор аренды муниципального имущества от 19.11.2013 №02-13 расторгнут соглашением сторон от 31.07.2023. Также сообщили, что объекты централизованных систем водоснабжения переданы в муниципальную собственность Терского муниципального района КБР для дальнейшего их закрепления за муниципальным предприятием. В подтверждение этому в материалы дела представлены:

– Решение Совета местного самоуправления Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики №145 от 30.05.2023 «О приеме полномочий в области организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения Верхний Акбаш Терского муниципального района КБР.

Советом также решено принять имущество из муниципальной собственности сельского поселения в муниципальную собственность Терского муниципального района (пункт 2 решения), заключен соответствующий договор (договор №1 от 01.08.2023).

– Соглашение от 31.07.2023 о расторжении договора аренды муниципального имущества от 19.11.2013 №02-13 между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Акбаш».

– Договор №3 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Курпский водоканал».

Таким образом, перечень действий, изложенный в предупреждении Управления от 02.05.2023 и направленный на прекращение бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выполнен администрацией в полном объеме.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Верхний Акбаш» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны