Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "Союз-Авто" от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № А305-26/17ж о нарушении  

Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

23 июня 2017 года                                                                                      г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председателя комиссии и Членов Комиссии,

при участии:

от заявителя: генерального директора ООО «Союз-Авто» и представителя по доверенности;

представителей организатора торгов – Местной администрации городского округа Нальчик (далее – Организатор торгов) по доверенности;

в присутствии: директора ООО «Ралли-Спорт»;

рассмотрев жалобу ООО «Союз-Авто» на действия Организатора торгов,

 

установила:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) 05.06.2017 поступила жалоба ООО «Союз-Авто» на действия Организатора торгов – Местной администрации городского округа Нальчик при проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа Нальчик по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов (далее – конкурс).

 Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Управления http://kbr.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управление уведомлением от 06.06.2017 № 06/1547 приостановило процедуру проведения конкурса до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы состоялось 14.06.2017 в 10 часов 30 минут и после продления срока принятия решения по жалобе согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции – 23.06.2017 в 11 часов 00 минут.

По мнению Заявителя, некоторые пункты конкурсной документации противоречат действующему законодательству РФ, ущемляют права и интересы Заявителя, а также ограничивают Заявителя в конкуренции. Просит рассмотреть жалобу в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и приостановить проведение конкурса до рассмотрения жалобы по существу.

Представители Организатора торгов возражали против доводов Заявителя и просили признать жалобу необоснованной.

По результатам  рассмотрения представленных документов, с учетом мнения участников рассмотрения жалобы Комиссия Управления приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 03.02.2017 № 167 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик (далее - Положение). Постановлением местной администрации городского округа Нальчик от 30.05.2017 № 935 «О проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик» утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик (далее – конкурсная документация).

Извещение о проведении открытого конкурса (далее - извещение) размещено на официальном сайте местной администрации городского округа Нальчик http://admnalchik.ru 31.05.2017, извещение и конкурсная документация опубликованы в газете «Нальчик» от 01.06.2017 № 22. Согласно извещению открытый конкурс проводится по 36 лотам, указанным в конкурсной документации. Дата начала приема заявок – 01.06.2017, дата окончания приема заявок – 04.07.2017, дата и время вскрытия конвертов с заявкам на участие в открытом конкурсе – 04.07.2017 в 10 часов 00 минут.

На заседании Комиссии представители Заявителя подтвердили доводы, изложенные в жалобе, в частности, указали на неправомерное, по их мнению, разделение транспортных средств на категории М2 и М3.

Комиссией установлено, что в приложении № 1 к конкурсной документации приведен Реестр лотов муниципальных маршрутов регулярных перевозок, который включает ряд сведений, в том числе минимальное количество транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута, указание на конкретный класс транспортных средств (малый, средний и большой), а также на их категорию (М2 и М3).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе следующему требованию: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией. Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса, а также иные требования, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации (в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

В пункте 6.1 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа Нальчик, утвержденном Постановлением Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 28.10.2016 № 2328 (далее - Положение об организации регулярных перевозок), указано, что ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Нальчик (далее - Реестр) осуществляет управление промышленности, транспорта, связи и ЖКХ местной администрации городского округа Нальчик.  Согласно пункту 6.5 названного Положения в Реестре отражается следующая информация:

- регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре;

- порядковый номер маршрута регулярных перевозок;

- наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок;

- наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок;

- наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;

- протяженность маршрута регулярных перевозок;

- порядок посадки и высадки пассажиров (в установленных остановочных пунктах или в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);

- вид регулярных перевозок;

- виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса;

- экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;

- дата начала осуществления регулярных перевозок;

- наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок;

- иные требования, предусмотренные законом Кабардино-Балкарской Республики.

Таким образом, данный перечень аналогичен составу сведений, определенному частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ.

При этом Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2017 № 2-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом и железнодорожным транспортом» не устанавливает требований, подлежащих включению в реестры маршрутов регулярных перевозок. В ходе рассмотрения жалобы Комиссия не обнаружила факта наличия иного нормативного правового акта, действующего на территории Кабардино-Балкарской Республики и регламентирующего названные требования.

Пунктами 13 и 14 части 1 статьи 3  Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрены вид транспортного средства (автобус, трамвай или троллейбус) и класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины:

- особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно,

- малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно,

- средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно,

- большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно,

- особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров.

Классификация транспортных средств по категориям приведена в Техническом регламенте «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877. Так, автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства подразделяются на категории:

- M2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;

- M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые предусматривают транспортные средства для перевозки пассажиров трех категорий:

- M1 - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

- М2 - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

- МЗ - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

Из приведенных нормативных актов можно сделать вывод, что деление транспортных средств на категории М2 и М3 осуществляется исходя из их вместимости и массы.

Между тем, совокупный системный анализ вышеприведенных нормативных актов позволяет прийти к заключению, что в отсутствие соответствующего требования, установленного законом Кабардино-Балкарской Республики, Федеральный закон № 220-ФЗ не позволяет включать в реестр маршрутов дополнительные сведения, не предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ, в том числе о пассажировместимости  и массе транспортных средств. Установленный частью 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр маршрутов, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, для целей проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок определяющими для выбора транспортных средств силу прямого императивного указания в пункте 2 части 1 статьи 23 и в пункте 9 и 14 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ в их взаимосвязи являются исключительно 3 характеристики:

1) вид транспортных средств;

2) класс транспортных средств;

3) максимальное количество транспортных средств каждого класса.

При таких обстоятельствах указание в Реестре лотов конкретных категории М2 и МЗ расценивается Комиссией как дополнительное, не предусмотренное действующим законодательством требование к претендентам о наличии у них не просто транспортных средств определенного класса, но и как требование к вместимости и массе транспортных средств, сужающих понятие класса транспортных средств. Данное требование исключает возможность участия в конкурсе хозяйствующих субъектов, не имеющих на праве собственности или ином законном основании транспортные средства категории М2 или МЗ (в зависимости от лота). В случае же принятия на себя обязательства по их приобретению, победитель конкурса будет вынужден приобретать транспортные средства только указанных категорий.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в форме создания преимущественных условий участия в торгах. Наряду с указанным запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение допуска к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Доводы представителей Организатора торгов о том, что указание в конкурсной документации определенной категории транспортных средств является правом Организатора торгов, которое реализуется согласно иным действующим нормативным актам, Комиссией отклоняются ввиду вышеизложенного.

Таким образом, в данной части жалоба является обоснованной.

Согласно второму доводу жалобы пункт 2.5 конкурсной документации содержит положение о необходимости предоставлять в составе заявки нотариально заверенную копию лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом, которое, по мнению Заявителя, приводит к значительным финансовым затратам, а также к невозможности заверять копию лицензии самостоятельно при наличии печати.

Согласно пунктам 5.2, 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, выдает лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (пункт 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280.

В соответствии со статьей 21 Закона о лицензировании  реестр лицензий ведется на электронных носителях; запись в реестр лицензий вносится лицензирующим органом в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии; информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой.

Реестр выданных Ространснадзором лицензий размещен на официальном сайте названного государственного органа в сети «Интернет»  http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii/ и позволяет осуществлять поиск лицензии как минимум по одному из критериев: номер лицензии, наименование лицензирующего органа, наименование лицензиата, индивидуальный номер налогоплательщика лицензиата.

Кроме того, согласно подпункту «м» пункта 1 и подпункту «м» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) содержатся, в том числе, сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем. Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, представляются лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом;  предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно (абзац 1 пункта 1 статьи 6,  абзац 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 129-ФЗ). Информация, согласно которой заинтересованное лицо может бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в электронном виде, размещена на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».

Таким образом, анализ вышеназванных норм свидетельствует о том, что у Организатора торгов имеется возможность самостоятельной проверки сведений о наличии у претендентов соответствующей лицензии даже в отсутствие копии данного документа. Более того, пунктом 6.7.1 Положения установлено, что конкурсная комиссия при необходимости запрашивает в уполномоченных органах исполнительной власти информацию, в том числе, о наличии (приостановлении, аннулировании) лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Принимая во внимание, что конкурс состоит из 36 лотов, и нотариальный тариф по свидетельствованию верности копий документов может достигать 300 рублей за страницу, в случае подачи заявки на участие по каждому лоту участник понесет определенные финансовые затраты.

Представители Организатора торгов не смогли обосновать, на основании какого нормативного акта было установлено обжалуемое требование.

Ввиду изложенного, требование о необходимости нотариального удостоверения представляемой в составе заявки лицензии Комиссия находит избыточным и накладывающим на участников конкурса дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

Заявитель также считает неправомерным условие пункта 2.8 конкурсной документации о том, что все заявки на участие в открытом конкурсе направляются таким образом, чтобы они были получены организатором до окончания срока получения заявок. В случае отправки конверта с заявкой через почтовую связь, он должен быть направлен как почтовое отправление с уведомлением о вручении. При этом претендент должен направить конверт с заявкой заблаговременно, с таким расчетом, чтобы он был получен Организатором открытого конкурса не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок. Организатор конкурса не несет ответственности перед претендентом за возможное нарушение сроков почтовой доставки.

Довод аргументирован тем, что Организатор торгов может умышленно не получить в почтовом отделении конверт с направленной заявкой. Представители Организатора торгов сочли довод надуманным.

В данном случае Заявителю следует учесть, что пунктами 6.2-6.4 Положения установлена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, согласно которой вскрытие конвертов осуществляется публично и гласно в присутствии претендентов (их представителей) в день и время, установленное извещением о проведении конкурса, в ходе которой происходит оглашение наименования претендентов, номера лота и наименования маршрута (маршрутов), наименования поданных документов. Поступление заявок позже установленного срока повлечет за собой необходимость повторного проведения  процедуры вскрытия конвертов, что не предусмотрено ни Положением, ни конкурсной документацией. Поэтому, в интересах каждого претендента позаботиться о своевременной подаче своей заявки до момента окончания их приема. Более того, местом нахождения Заявителя является городской округ Нальчик, и Заявитель не смог обосновать, каким именно образом спорное условие нарушает его права и законные интересы, если услугами почтовой связи при подаче своей заявки он пользоваться не планирует.

Таким образом, Комиссия считает, что рассматриваемое условие не ограничивает право на участие в конкурсе, не создает необоснованных преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности, распространяется на всех участников конкурса в равной мере, что в совокупности позволяет Комиссии отклонить  рассматриваемый довод как необоснованный.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно части 4 статьи 24 названного Федерального закона шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Шкала для оценки критериев приведена в приложении № 2 к конкурсной документации (далее - шкала).

Заявитель обжалует установление Организатором торгов в шкале таких критериев, как наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения (30 баллов), пассажиров с детскими колясками (20 баллов). Комиссия не может согласиться с доводами Заявителя ввиду того, что пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ оспариваемые критерии прямо отнесены к влияющим на качество перевозок характеристикам транспортных средств. Следовательно, действия Организатора торгов в обжалуемой части признаются Комиссией не нарушающими действующее законодательство.

Также Заявитель считает неправомерным критерий, установленный в пункте 4.7 шкалы, согласно которому оценивается наличие у претендентов транспортных средств, соответствующих требованиям к транспортным средствам, изложенным в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, следующим образом:

- в собственности претендента – 20 баллов;

- на ином законном основании – 10 баллов;

- наличие документов, подтверждающих обязательства по приобретению транспортных средств, соответствующих требованиям, изложенным в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации в срок, не превышающий пятидесяти дней со дня вскрытия конвертов с заявками – 5 баллов.

В обоснование своего довода Заявитель указывает на то, что вышеназванное является обязательным требованием к участникам конкурса в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ.

Представитель Организатора торгов возразил и пояснил, что исходя из опыта сотрудничества с перевозчиками в рамках оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок удобнее работать именно с лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, так как возникающие вопросы с ними решаются более оперативно без необходимости получения у собственников транспортных средств дополнительных согласований.

Комиссия приходит к выводу об обоснованности рассматриваемого довода жалобы и дополнительно отмечает следующее.

Учитывая, что в пункте 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ содержится не исчерпывающий перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, Организатор торгов, реализуя предоставленные ему полномочия, вправе устанавливать дополнительные критерии. Однако, по мнению Комиссии, правовое основание возникновения прав владения и пользования транспортными средствами не может быть отнесено к характеристикам транспортных средств и, более того, не влияет на безопасность перевозок. Наличие в собственности у претендента транспортных средств само по себе не свидетельствует ни о стабильности работы перевозчика, ни о более качественном контроле перевозчика за техническим состоянием эксплуатируемых транспортных средств. Данные вопросы зависят исключительно от добросовестности и ответственности перевозчика.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что обжалуемый критерий противоречит пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, а также предоставляет преимущества собственникам транспортных средств, что может привести к ограничению конкуренции на рынке регулярных перевозок.

Предметом обжалования также является пункт 4.8 шкалы, в соответствии с которым оценивается год выпуска подвижного состава:

- наличие 100 % подвижного состава, год выпуска каждой единицы которого не превышает 1 года к году проведения открытого конкурса - 15 баллов;

- наличие 70 % подвижного состава, год выпуска каждой единицы которого не превышает 1 года к году проведения открытого конкурса - 10 баллов;

- наличие 40 % подвижного состава, год выпуска каждой единицы которого не превышает 1 года к году проведения открытого конкурса - 5 баллов.

Заявитель отмечает, что ущемляются права участников открытого конкурса, у которых год выпуска каждой единицы подвижного состава превышает 1 год и которым, соответственно, баллы начисляться не будут.

Представители Организатора торгов пояснили, что при подготовке конкурсной документации была допущена техническая ошибка, и обжалуемый критерий из текста конкурсной документации будет исключен.

В ходе рассмотрения жалобы согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией оценены действия Организатора торгов по организации и проведению конкурса, в результате чего выявлено следующее.

В Реестре лотов (приложение № 1 к конкурсной документации) содержатся сведения относительно транспортных средств, которые должны соответствовать требованиям, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок. Однако, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ и пункта 6.5 Положения об организации регулярных перевозок в Реестре лотов отсутствует обязательная информация о виде транспортных средств (автобус, трамвай или троллейбус), вместо максимального количества транспортных средств каждого класса указано их минимальное количество. Помимо этого, по ряду лотов приводится минимальное количество транспортных средств совместно по трем классам, что может ввести участников конкурса в заблуждение относительно требуемого количества транспортных средств каждого класса (в частности, по лотам №№ 2, 3, 5, 8, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 22, 23, 26, 31, 36).

Пунктом 2.5 конкурсной документации определен перечень документов, прилагаемых к подаваемой заявке, который содержит как документы, подтверждающие соответствие участника предъявляемым обязательным требованиям, так и подлежащие оценке по установленным критериям оценки заявок на участие в конкурсе.

При этом, исходя из содержания пунктов 6.9 и 6.9.3 Положения, непредставление в составе заявки документа (документов), предусмотренного (предусмотренных) конкурсной документацией, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Однако,  непредставление претендентами документов, необходимых для осуществления конкурсной комиссией оценки и сопоставления заявок участников конкурса, не может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе, поскольку такие документы необходимы лишь в целях оценки допущенных заявок. Организатору торгов следует различать требования к содержанию заявки, когда, с одной стороны, отсутствие в составе заявки требуемых документов и сведений влечет безусловный отказ в допуске к участию в конкурсе, и с другой стороны, единственным последствием непредставления таких документов и сведений может быть только присвоение количества баллов, равного 0.

Наряду с этим обращает на себя внимание пункт 2 примечание к шкале, согласно которому при непредставлении документов либо представлении документов, не позволяющих оценить заявку по какому-либо из критериев, установленных пунктами 1-4 шкалы, то указанные критерии оцениваются в 0 баллов. Наличие в Положении и конкурсной документации подобных внутренних противоречий, тем более в столь принципиальном вопросе, как порядок допуска к участию в конкурсе, может порождать произвольное применение членами конкурсной комиссии названных положений и тем самым создавать условия для ограничения конкуренции.

Таким образом, на основании изложенного Комиссия приходит к заключению, что вышеназванные действия Организатора торгов могут привести к необоснованному отказу претендентам в допуске к участию в конкурсе, что ставит в неравное положение отдельных участников конкурса и в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В списке документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе и указанных в пункте 2.4 конкурсной документации, значатся копии документов, подтверждающих наличие у претендента в собственности или на ином законном основании контрольно-технического пункта для проведения предрейсового и послерейсового осмотра транспортных средств.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Согласно пункту 4 названной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, среди прочего, обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном транспортном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236, предметом проводимых Ространснадзором проверок в области автомобильного транспорта является соблюдение субъектами надзора в процессе их деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области транспорта, в том числе: требований в отношении наличия у субъекта надзора помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или наличия договоров со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле технического состояния транспортных средств. Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, установлено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства; запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния; сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах; контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (пункты 28-29 названных Правил).

Таким образом, действующее законодательство позволяет на основании договора привлекать специализированные организации для осуществления контроля технического состояния транспортных средств. Возможность заключения договора на оказание услуг по обязательному техническому предрейсовому и послерейсовому осмотру транспортного средства со специализированным предприятием подтверждается также информацией, размещенной на официальном сайте Управления государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) в сети «Интернет» http://auto.rostransnadzor.ru в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Кроме того, Комиссия считает, что передача полномочий по проведению предрейсового и послерейсового контроля технического состояния транспортных средств по договору лицу, специализирующемуся в данной области, не влечет за собой ухудшения показателей безопасности и качества предлагаемых транспортных услуг. В условиях, когда, как установлено выше, отсутствие в составе заявки документа (документов), предусмотренного (предусмотренных) конкурсной документацией, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, действия Организатора торгов ограничивают конкуренцию между потенциальными участниками конкурса, поскольку хозяйствующие субъекты, имеющие собственный или на ином законном основании контрольно-технический пункт, заведомо ставятся в преимущественное положение по сравнению с претендентами, которым контроль технического состояния транспортных средств осуществляется сторонними организациями  в рамках договорных отношений, что в свою очередь, ограничивая конкуренцию на соответствующем товарном рынке, противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В части 2 статьи 22 Федерального закона № 220-ФЗ закреплен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Так, согласно пункту 5 части 2 названной статьи в число таких сведений входит также дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и дата подведения итогов открытого конкурса. В извещении указано: «Дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведение итогов открытого конкурса: в соответствии с Положением о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам городского округа Нальчик, утвержденного постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от 3 февраля 2017 года №167». Между тем, Положением установлен лишь предельный срок рассмотрения заявок (25 дней со дня вскрытия конвертов) и предельный срок оценки и сопоставления заявок (25 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок) (пункты 6.6 и 6.13 Положения, соответственно). Согласно абзацу первому статьи 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Таким образом, неуказание в извещении о проведении открытого конкурса календарной даты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и календарной даты подведения итогов открытого конкурса нарушает пункт 5 части 2 статьи 22 Федерального закона № 220-ФЗ.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов обязательного для исполнения предписания.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Руководствуясь статьями 17, 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «Союз-Авто» от 05.06.2017  на действия  Организатора торгов – Местной администрации городского округа Нальчик при проведении открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа Нальчик по нерегулируемым тарифам и карт соответствующих маршрутов обоснованной.

2. Признать в действиях Местной администрации городского округа Нальчик нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении в конкурсную документацию:

а) указания на категории транспортных средств М2 и М3, не предусмотренные действующим законодательством и приводящие к ограничению конкуренции в форме создания преимущественных условий участия в открытом конкурсе;

б) избыточного требования об обязательном нотариальном заверении предоставляемой в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом;

в) преимущественных условий при начислении баллов в процессе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в зависимости от правовых оснований владения и пользования транспортными средствами;

г) условий, позволяющих отказать в допуске к участию в конкурсе претендентам при отсутствии в составе представленной заявки сведений по критериям оценки заявок, на основании которых осуществляется присвоение соответствующих баллов;

д) необходимости представления копий документов, подтверждающих наличие у претендента в собственности или на ином законном основании контрольно-технического пункта для проведения предрейсового и послерейсового осмотра транспортных средств.

3. Признать в действиях Местной администрации городского округа Нальчик нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неуказании в конкурсной документации (приложение № 2 к конкурсной документации) обязательной информации о виде транспортных средств и максимальном количестве транспортных средств каждого класса.

4. Выдать  Местной администрации городского округа Нальчик предписание о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.   

 

 

Председатель Комиссии                                                               Члены Комиссии                                                            

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу № А305-26/17ж

23 июня 2017 года                                                         г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председателя комиссии и Членов Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.06.2017 по делу № А305-26/17ж о нарушении Местной администрацией городского округа Нальчик части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Местной администрацией городского округа Нальчик в срок до 28 июля 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

    1.1. Внесения в конкурсную документацию следующих изменений:

– исключения указания на категории транспортных средств М2 и М3;

–  исключения требования об обязательном нотариальном заверении предоставляемой в составе заявки на участие в конкурсе лицензии на право осуществления перевозок автомобильным транспортом;

– исключения пункта 4.7 из шкалы для оценки критериев (приложение № 2 к конкурсной документации);

– указания, что непредставление документов по критериям оценки заявок на участие в конкурсе не влечет отказ в допуске к участию в конкурсе;

– предоставления участникам конкурса возможности подтверждать наличие контрольно-технического пункта для проведения предрейсового и послерейсового осмотра транспортных средств также на основании договора;

1.2.  Внесения в конкурсную документацию обязательной информации о виде транспортных средств и максимальном количестве транспортных средств каждого класса.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление  Федеральной антимонопольной службы по КБР не позднее пяти дней со дня его выполнения.  

 

Председатель Комиссии                                         Члены Комиссии                                                              

 

         

Связанные организации

Связанные организации не указаны