Решение б/н Решение и предписание по жалобе от 24 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по делу № А305-44/17ж о нарушении  

порядка организации и проведения торгов

 

27 октября 2017 года                                                                                  г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председателя комиссии:

Членов Комиссии:

при участии:

от заявителя: ИП Суншева А.Х.;

представителя организатора торгов:. по доверенности от;

рассмотрев жалобу ИП Суншева А.Х. на действия Организатора торгов,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) 09.10.2017 поступила жалоба ИП Суншева А.Х. на действия Организатора торгов – Местной администрации  городского округа Прохладный при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Прохладный КБР на 2017-2022 годы  (далее – конкурс).

Жалоба в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте Управления http://kbr.fas.gov.ru.

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Управление уведомлением от 10.10.2017 № 06/3265 приостановило процедуру проведения конкурса до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы состоялось 18.10.2017 и после однократного продления срока принятия решения по жалобе согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции – 27.10.2017 в 11 часов 00 минут.

По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) и может привести к ограничению конкуренции.

В частности, Заявитель обжалует следующее:

  1. отсутствие в конкурсной документации и на сайте Организатора торгов документа планирования регулярных перевозок;
  2. отсутствие в конкурсной документации указания на возможность участия в конкурсе участников договора простого товарищества;
  3. отсутствие в конкурсной документации указания на номера лотов;
  4. внутренние противоречия конкурсной документации, касающиеся нумерации пунктов;
  5. ограничение возраста водителей в 60 лет и установление количества водителей;
  6.  ограничение срока эксплуатации транспортных средств;
  7. установление Организатором торгов не соответствующих части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Представитель Организатора торгов доводы жалобы признал частично и пояснил, что ошибки были допущены в связи с отсутствием опыта проведения подобных торгов.

По результатам  рассмотрения представленных документов, с учетом мнения участников рассмотрения жалобы Комиссия Управления приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003    № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регламентируются Федеральным законом № 220-ФЗ. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Положение по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском округе Прохладный КБР утверждено решением Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР от 04.05.2017 № 13/14 (далее - Положение). Согласно пункту 4.1.1 Положения открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам проводится Местной администрации городского округа Прохладный КБР, являющейся организатором конкурса, в порядке, предусмотренном муниципальным нормативным правовым актом Местной администрации городского округа Прохладный КБР.

Постановлением Местной администрации городского округа Прохладный от 20.06.2017 № 866 (далее – постановление № 866) утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Прохладный КБР на 2017 - 2022 годы (далее – конкурсная документация). Постановление № 866, конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса (далее - извещение) размещены 18.09.2017 на официальном сайте местной администрации городского округа Прохладный http://www.admprohladnyi.ru (далее – сайт Организатора торгов) в разделе «Конкурсы, аукционы, запросы котировок».

Открытый конкурс проводится по пяти лотам, указанным в приложении              № 2 к конкурсной документации. Дата начала приема заявок – 19.09.2017, дата окончания приема заявок – 20.10.2017, дата и время вскрытия конвертов с заявкам на участие в открытом конкурсе – 20.10.2017 в 10 часов 00 минут.

Исследовав размещенную на сайте Организатора торгов и представленную Организатором торгов копию конкурсной документации, Комиссия не обнаружила наличия в ней указания на город Нальчик, в связи с чем довод жалобы не подтверждается.     

Относительно не соответствующего законодательству срока, в течение которого победитель конкурса должен подписать контракт, установленного в пункте 11 извещения (не более чем 10 (десять) дней со дня подписания протокола оценки конкурсантов), представитель Организатора пояснил, что в конкурсную документацию будут внесены соответствующие изменения.

Как указано выше, согласно части 2 статьи 17 Федерального закона              № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет (части 4, 5 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ).

Государственные или муниципальные контракты в силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ заключаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае предметом обжалуемого конкурса является осуществление регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам, по результатам его проведения будут выдаваться свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок. Следовательно, довод жалобы обоснован.

Относительно отсутствия в конкурсной документации и на сайте Организатора торгов документа планирования регулярных перевозок Комиссия отмечает, что Федеральным законом № 220-ФЗ не предусмотрена обязанность Организатора торгов включать в состав конкурсной документации документ планирования регулярных перевозок. В материалы рассмотрения жалобы представлена копия постановления Местной администрации городского округа Прохладный от 15.09.2017 № 1302 (далее – постановление № 1302), утверждающего прилагаемый Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа Прохладный КБР, а также копия письма Прокуратуры г. Прохладного от 23.06.2017 № 9-34-2017, подтверждающего проведение антикоррупционной и правовой экспертизы проекта названного постановления. Постановление № 1302 размещено на сайте Организатора торгов 15.09.2017. Таким образом, ввиду изложенного довод жалобы является несостоятельным.

Подтверждается довод жалобы о том, что конкурсная документация содержит некорректную формулировку наименования лиц, имеющих право принимать участие в конкурсе («группа перевозчиков»). В Федеральном законе № 220-ФЗ применяется такое понятие, как участники договора простого товарищества - юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 220-ФЗ.

Заявитель помимо прочего обжалует отсутствие в конкурсной документации указания на номера лотов. Комиссией установлено, что приложением № 2 к конкурсной документации является документ под названием «Характеристики и сведения о предметах конкурса (конкурсных лотах)». Первый столбец таблицы содержит нумерацию, значение которой, однако, не разъясняется. Как пояснил представитель Организатора торгов, перечень лотов включен в первый столбец таблицы. Таким образом, довод жалобы нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы.

В соответствии с пунктом 5.3 конкурсной документации одним из оснований для отказа в допуске к конкурсу является непредставление документов, определенных пунктами 4.6, 4.7, 4.8, либо наличия в таких документах недостоверных сведений. Кроме того, непредоставление документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, на обязательность предоставления которых указано в конкурсной документации, в том числе поименованных в требованиях к оформлению документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, либо наличие в таких документах недостоверных сведений, является основанием для отказа в допуске к конкурсу (пункт 2.2 конкурсной документации). Комиссией установлено, что конкурсная документация не предусматривает пункт 4.6. Таким образом, наличие в конкурсной документации внутренних противоречий может ввести участников конкурса в заблуждение, в связи с чем довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

Комиссией рассмотрен довод жалобы об установлении Организатором торгов предельных сроков эксплуатации транспортных средств, предлагаемых перевозчиками для оказания услуг предмету проводимого конкурса.

Из пункта 3.2 конкурсной документации следует, что основные транспортные средства, используемые для осуществления регулярных пассажирских перевозок длиной до 9,5 метра включительно, должны быть не старше 10 лет, свыше 9.5 метра – не старше 15 лет. При этом одним из обязательных требований к перевозчикам согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ и пункту 5.2 конкурсной документации относится наличие у перевозчика лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение о лицензировании). Указанным Положением установлены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, в том числе необходимость соблюдения лицензиатом статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В частности, абзацем седьмым пункта 1 статьи 20 названного Федерального закона (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что формально участники открытого конкурса должны также соответствовать требованиям, предъявляемым к соискателям лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в том числе требованиям по обеспечению надлежащего состояния транспортных средств, привлекаемых для оказания услуг по перевозке пассажиров.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 196-ФЗ находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра. Технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (пункт 12 статьи 1 названного Федерального закона).

Следовательно, прошедшее технический осмотр транспортное средство независимо от срока его эксплуатации  признается соответствующим обязательным требованиям безопасности и допускается к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. По мнению Комиссии, больший срок эксплуатации транспортного средства не может однозначно свидетельствовать о его неудовлетворительном техническом состоянии, равно как и меньший срок эксплуатации транспортного средства – об обратном.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также тот факт, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых перевозчиком для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, является одним из установленных частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ критериев оценки и сопоставления заявок, условие конкурсной документации о предельных сроках эксплуатации транспортных средств Комиссия расценивает как избыточное и не предусмотренное действующим законодательством требование. Довод жалобы признается обоснованным.

К аналогичному выводу приходит Комиссия, оценивая довод жалобы об установлении в приложении № 4 к конкурсной документации предельного возраста водителей (60 лет), управляющих транспортными средствами перевозчика, ввиду следующего.

Как указано выше, наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в свою очередь предполагает соответствие лицензиата ряду требований, в том числе, обязанность перевозчиков:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (статья  20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 4 Положения о лицензировании).

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» условием получения права на управление транспортными средствами категории «D» является достижение двадцатиоднолетнего возраста. Максимальный возрастной ценз для получения или замены водительского удостоверения законом не установлен. При этом обязательным условием получения российского национального водительского удостоверения, а в некоторых случаях - и его замены, является наличие соответствующего медицинского заключения (пункты 26, 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097).

Следует дополнительно отметить, что в силу статьи 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости, в том числе, от возраста, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Недопустимость дискриминации является также гарантией конституционного равенства граждан (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Относительно установленных в конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в обжалуемом открытом конкурсе Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 10.2 конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется по следующим критериям оценки (конкурсным критериям):

1) Наличие транспортных средств, принадлежащих перевозчику на праве собственности или эксплуатируемых на основании договора лизинга (сублизинга), ином законном основании.

2) Профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте).

3) Характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (возрастная, экологические показатели, техническая структура, внешний вид и состояние салонов, удобство пользования для отдельных категорий граждан).

Оцениваются характеристики каждого из транспортных средств, предлагаемых перевозчиком для участия в конкурсе в качестве основных.

4) Условия хранения транспортных средств.

5) Наличие собственной или арендованной производственно - технической базы и лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Производственно-технической базой признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности в сфере осуществления пассажирских перевозок, в который входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, с использованием которого выполняется комплекс работ по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии и осуществляется технологическая организация, планирование и выполнение перевозок пассажиров.

6) Анализ данных о состоянии аварийности по вине водителей транспортных средств и транспортной дисциплине у участников конкурсов, а также информации о невыполнении участниками конкурса требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.   

Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

В материалы рассмотрения жалобы представлена копия постановления Местной администрации  городского округа Прохладный от 15.09.2017 № 1301, утверждающего прилагаемую шкалу критериев оценки и сопоставления заявок, вошедшую в состав конкурсной документации в качестве приложения № 5.

Вместе с тем, часть 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом, положения статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ не предусматривают право организатора торгов вводить дополнительные критерии для оценки и сопоставления заявок участников конкурса. Только пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ позволяет Организатору торгов установить дополнительный перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, поскольку перечень таких характеристик, указанный в названном пункте, является открытым. Однако, Комиссии не представлены доказательства того, что, например,  внешний вид, условия хранения транспортных средств каким-либо образом влияют на качество перевозок. Не разъясняется также содержание подкритерия «соответствие типа, марки и модели автобуса виду перевозок и возможность обеспечения более высокого уровня комфорта для пассажиров».

Вышеизложенные обстоятельства позволяют Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода жалобы ввиду того, что установленные пунктом 10.2 конкурсной документации Организатором торгов критерии оценки и сопоставления заявок противоречат части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ, что в свою очередь свидетельствует о нарушении Организатором торгов порядка организации и проведения открытого конкурса.

Обращает на себя внимание и установленная по ряду подкритериев (показателей критерия) методика оценки заявок на участие в конкурсе. Так, например, в рамках критерия «Характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (возрастная, экологические показатели, техническая структура, внешний вид и состояние салонов, удобство пользования для отдельных категорий граждан)» механические повреждения кузова, состояние сидений и внутренней обшивки салона, состояние напольного покрытия, освещение салона оцениваются следующим образом:

- отличное – 3 балла;

- хорошее – 2 балла;

- удовлетворительное – 1 балл;

- неудовлетворительное – 0 баллов.

При этом, нигде в конкурсной документации не раскрывается содержание определений «отличное», «хорошее», «удовлетворительное» и  «неудовлетворительное». Таким образом, баллы присваиваются исходя из субъективного мнения членов конкурсной комиссии.

Однако, по мнению Комиссии, конкурсная документация должна содержать четкую методику оценки поданных заявок, максимально исключающую субъективный подход членов конкурсной комиссии при оценке заявок и позволяющую участникам конкурса самостоятельно определить, какое количество баллов они получат исходя из сведений, содержащихся в поданной ими заявке на участие в конкурсе. Порядок оценки заявок не может быть заменен указанием на экспертную оценку членов конкурсной комиссии без доведения до сведения претендентов показателей, на основе которых члены конкурсной комиссии должны принимать свое решение.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка) принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов обязательного для исполнения предписания.

Согласно пункту 5.2 конкурсной документации при проведении конкурса устанавливаются следующие обязательные требования к перевозчикам (невыполнение перевозчиком указанных условий является основанием для отказа в допуске к конкурсу такого перевозчика, ввиду его несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам конкурса):

1) наличие у перевозчика:

а) лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

б) транспортных средств (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута (установленного количества рейсов).

Срок гражданско-правового договора, определяющего наличие у перевозчика, подавшего заявку на участие в конкурсе, права владения указанными транспортными средствами на ином законном основании отличном от права собственности, должен истекать не ранее чем через семь лет со дня опубликования извещения о проведении конкурса;

в) водителей имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование;

г) работников необходимой квалификации, а также помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договор со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей;

2) не находятся в процессе ликвидации (реорганизации);

3) не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства;

4) отсутствие у перевозчика задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Как было упомянуто ранее, пункт 5.3 конкурсной документации определяет перечень оснований для отказа в допуске к конкурсу, в числе которых:

1) непредставление документов, определенных пунктами 4.6, 4.7, 4.8, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам конкурса;

3) несоответствие требованиям конкурсной документации заявки на участие в конкурсе и прилагаемых к ней документов, а также порядка их подачи.

В силу пункта 5.4 конкурсной документации Организатор конкурса также обязан отказать в допуске к участию в конкурсе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также группе перевозчиков с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, с которыми в течение одного года, предшествующего дате опубликования извещения о проведении указанного конкурса, был расторгнут договор по следующим основаниям:

1) нарушение условий договора;

2) аннулирование, завершение срока действия лицензии на перевозку пассажиров, а в случае, если указанный договор заключен от имени участников группы перевозчиков, - аннулирование, завершение срока действия лицензии на перевозку пассажиров хотя бы у одного из участников группы перевозчиков.

В данной связи Организатору торгов следует принять во внимание требование части 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ, согласно которому к  участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Требования, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 1 названной статьи, применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ).

Законодатель не наделяет Организатора торгов правом устанавливать дополнительные, не предусмотренные частью 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ требования. Таким образом, к участию в открытом конкурсе должны быть допущены все претенденты, соответствующие вышеназванным требованиям. Следовательно, предъявляя к перевозчикам в качестве обязательных требования, отличные от перечня, установленного законом, Организатор торгов нарушает часть 1 статьи 23 Федерального закона № 220-ФЗ.

В свете изложенного, Комиссия признает неправомерным требование пункта 3.3.2 конкурсной документации о количестве водителей, которое должно быть не менее чем определено требованиями к их количеству по  приложению № 2 к конкурсной документации,  а также требование, установленное примечанием № 7 к приложению № 2 к конкурсной документации, о наличии у перевозчика водителей, имеющих стаж работы водителем не менее 3 лет.

Приложениями №1 и № 2 к конкурсной документации определены перечни документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, которые содержат как документы, подтверждающие соответствие участника предъявляемым обязательным требованиям, так и подлежащие оценке по установленным критериям оценки заявок на участие в конкурсе.

При этом, исходя из содержания пункта 2.2 конкурсной документации, как упомянуто выше, непредоставление документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, является основанием для отказа в допуске к конкурсу.

В этой связи Комиссия полагает необходимым отметить, что непредставление претендентами документов, необходимых для осуществления конкурсной комиссией оценки и сопоставления заявок участников конкурса, не может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе, поскольку такие документы необходимы лишь в целях оценки допущенных заявок. Организатору торгов следует различать требования к содержанию заявки, когда, с одной стороны, отсутствие в составе заявки требуемых документов и сведений влечет безусловный отказ в допуске к участию в конкурсе, и с другой стороны, единственным последствием непредставления таких документов и сведений может быть только присвоение количества баллов, равного 0.

Дополнительно Комиссия определила, что конкурсная документация в совокупности с приложениями к ней устанавливает различные перечни документов, подлежащих представлению участниками конкурса в составе своих заявок. Это создает неопределенность в вопросе о том, какие именно документы надлежит предоставлять в составе подаваемых заявок, что может ввести участников конкурса в заблуждение.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Руководствуясь статьями 17, 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу жалоба ИП Суншева А.Х. на действия Местной администрации  городского округа Прохладный при проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Прохладный КБР на 2017-2022 годы обоснованной.

2. Признать в действиях Местной администрации городского округа Нальчик нарушение порядка организации и проведения открытого конкурса, выразившееся во включении в конкурсную документацию:

а) не соответствующих Федеральному закону № 220-ФЗ требований к участникам открытого конкурса и критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;

б) указания предельных сроков эксплуатации транспортных средств, предлагаемых перевозчиками для оказания услуг предмету проводимого конкурса, предельного возраста водителей, управляющих транспортными средствами перевозчика, и количества таких водителей;

в) субъективного порядка оценки поданных заявок;

г) указания на необходимость заключения по результатам открытого конкурса контракта;

д) некорректной терминологии, нумерации пунктов и лотов, являющихся предметом конкурса;

е) различного состава документов, подлежащих представлению участниками открытого конкурса в составе подаваемых заявок;

ж) условий, позволяющих отказать в допуске к участию в конкурсе претендентам при отсутствии в составе представленной заявки сведений по критериям оценки заявок, на основании которых осуществляется присвоение соответствующих баллов.

3. Выдать  Местной администрации  городского округа Прохладный предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.   

 

 

Председатель Комиссии                                                               

 

    Члены Комиссии                                                            

 

                 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу № А305-44/17ж

 

27 октября 2017 года                                                              г. Нальчик

 

Комиссия Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председателя комиссии:

    Членов Комиссии:

        (далее – Комиссия),

руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27.10.2017 по делу № А305-44/17ж о нарушении Местной администрацией городского округа Прохладный порядка организации и проведения торгов

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Местной администрации городского округа Прохладный в срок не позднее 22 декабря 2017 года прекратить нарушение порядка организации и проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа Прохладный КБР на 2017-2022 годы  путем внесения в конкурсную документацию следующих изменений с учетом решения Комиссии от 27.10.2017 по делу № А305-44/17ж:

а) приведения в соответствие с Федеральным законом № 220-ФЗ установленных в конкурсной документации требований к участникам открытого конкурса и критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;

б) исключения из конкурсной документации указания:

- на предельные сроки эксплуатации транспортных средств, предлагаемых перевозчиками для оказания услуг предмету проводимого конкурса;

- на предельный возраст водителей, управляющих транспортными средствами перевозчика;

- на количество водителей, управляющих транспортными средствами перевозчика;

- на необходимость заключения по результатам открытого конкурса контракта;

- различного перечня документов, подлежащих представлению участниками конкурса в составе подаваемых заявок;

в) включения в конкурсную документацию указания на то, что непредставление документов по критериям оценки заявок на участие в конкурсе не влечет отказ в допуске к участию в конкурсе;

г) исключения субъективного порядка оценки поданных заявок;

д) исправления некорректной терминологии, нумерации пунктов и лотов, являющихся предметом конкурса.

2. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление  Федеральной антимонопольной службы по КБР не позднее пяти дней со дня его выполнения.  

 

 

Председатель Комиссии                                                 

 

  Члены Комиссии                                                         

                                                   

                                                                                                      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны